Файл: Формирование группового поведения в организациях (Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможности достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса[15][15].

Теория близости

Теория формирования групп

Теория равновесия

Теория обмена

Пространственная и географическая близость

Эмоциональная близость, разделяемые чувства

Общность установок и ценностей

Получение экономической выгоды от сотрудничества

Причины образования групп

Привлекательность целей группы

Возможность достижения личных целей в группе

Удовлетворение потребностей: в безопасности; в принадлежности; в общении; в уважении; во власти и получения определенного статуса

Рис.1. Причины образования групп

1.1. 3. Стадии развития групп

Кроме официально утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют, также несколько общепринятых выделяемых этапов развития групп[16][16]. Их можно описать следующим образом:

- формирование;

-бурление;

-нормирование;

- функционирование;

- расширение;

- распад.

формирование

бурление

нормирование

расширение

распад

функционирование

Рис. 2. Стадии развития групп

Формирование – это первый этап жизни группы, когда она только начинает складываться, когда группа еще не считается таковой. Происходит формирование группы как единого целого из практически чужих друг другу людей[17][17]. На данном этапе, происходит подбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом. Формируются цели, название, круг возможных дел будущей группы[18][18]. Выявляются или же назначаются руководители, а люди стремятся выразить свою индивидуальность.

Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе[19][19]. Любой человек стремится найти себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность. Члены группы испытывают такие чувства как: беспокойство, волнение, оптимизм, подозрение, опасение и боязнь.


Бурление - наверное, наиболее сложная стадия для группы. Члены группы оспаривают цели, нормы, руководство и роли, открывают скрытые личные цели. Они знают, что задача более трудна, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фантастичными. Вполне вероятно проявление враждебности. Многие члены группы испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга[20][20]. Данный этап особенно важен в формировании чувства доверия и выборе методов достижения целей.

Нормирование – к началу этой стадии завершена борьба за власть и установлены правила[21][21]. Члены группы устанавливают нормы и модели работы, определяют ее способности и возможности. На данном этапе члены группы узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют мнение о своих коллегах. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. На этой стадии почти не говорят о ролях. Несогласные с новыми ролями, вынуждены, по крайней мери смириться и временно следовать групповым нормам и требованиям.

Функционирование – это этап когда группа, пройдя предшествующие три этапа, решает реальные задачи[22][22]. Этап функционирования может продолжаться достаточно долго, но группа сохраняется, если уровень и количество решаемых задач будут неизменными. Если же количество решаемых задач или их сложность возрастает, то наступает следующий этап в деятельности группы.

Расширение – это этап когда в группу приходит людей больше, чем из нее уходит[23][23]. На этом этапе происходит образование неформальных подгрупп, при этом некоторые из них начинают выполнять формальные функции, т. е. решать свои, относительно самостоятельные задачи, и тогда наступает шестой этап.

Распад – все группы, в конце концов, распадаются[24][24]. Выделяют два способа распада группы: запланированный и незапланированный. Запланированный распад группы, когда человек понимает, сколько продлится его членство в данной группе. У него есть время, подготовится к выходу из группы. Незапланированный распад группы, это самое страшное, что может произойти. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы.

В процессе развития группы люди поэтапно решают основные психологические задачи.


1.2. Характеристики группы

Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных характерных черт, от которых в конце зависит ее эффективность деятельности[25][25].

Различают основные и ситуационные характеристики группы

Группа

Основные характеристики - зависят от характера взаимоотношений и взаимодействий членов группы

Ситуационные характеристики – формируются в зависимости от условий их функционирования в организации

Структура

Статус

Роли

Нормы

Лидерство

Групповой процесс

Сплоченность

Конфликтность

Размер

Пространственное расположение работников

Задачи, решаемые группой

Система вознаграждений

Рис.3. Характеристики группы

Рассмотрим эти характеристики более подробно.

1.2.1. Основные характеристики группы

Таблица 2

Основные характеристики группы

Основные характеристики

Конфликтность – нисхождение во мнениях членов группы, которые могут привести к конфликтам и внутригрупповым спорам

Структура группы – это взаимоотношение в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности[26][26]

Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью

Лидерство – способность влиять на других людей, направляя их на достижение целей организации

Групповые процессы – организуют деятельность группы

Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой

Нормы – общепринятые стандарты, правила поведения, сложившиеся в результате взаимодействия

Предполагаемые

Воспринимаемые

Предписанные

Функциональные роли – связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены

Неформальные роли – исполняют в соответствии со своими и личностными способностями и внутренним признанием


Положительные – поощряют людей в направлении достижения целей

Отрицательные – поощряют поведение, не способствующее достижению целей

Подробнее в приложении А

Нормы деятельности – отношение к работе в позднее время, к заменам на работе сверхурочно

Нормы, регламентирующие форму одежды[27][27]

Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри самой группы

1.2.2. Ситуационные характеристики группы

Таблица 3

Ситуационные характеристики группы

Ситуационные характеристики

5-7 человек – наиболее эффективные группы

2-3 – возникает напряженность между членами группы, они обеспокоены персональной ответственностью за принимаемые решения[28][28]

Более 7 человек – усложняется общение между ее членами, труднее выполнять задания

Размер группы

Наличие постоянного места или территории

Личное пространство, в котором находится человек

Взаимное расположение самих рабочих мест[29][29]

Пространственное расположение – размещение людей по отношению друг к другу во время работы

Задачи, решаемые группой – определяет специфику работы группы в организации[30][30]. Важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в решении задач в зависимости от сложности

1.2.3. Групповая сплоченность

Рассматривая закономерности развития группы, в качестве одного из главных параметров большинство психологов выделяют групповую сплоченность.

Групповая сплоченность – это показатель прочности в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притяжательностью членов группы и удовлетворенностью самой группой[31][31]. Чем сплочение группа, тем больше и выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает воздействие на результаты всей организации в целом. Когда групповые цели совпадают с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, ориентированы на достижение больших и лучших результатов работы, то эффективная деятельность группы гарантирует и эффективность деятельности самой организации.


Групповая сплоченность может выступать, как проблема психологического тренинга, и как условие успешной работы[32][32]. На групповую сплоченность оказывают воздействия самые разные факторы.

Факторы групповой сплоченности:

  1. Совпадение целей, взглядов и ценностей участников группы;
  2. Взаимодействие и общение между членами группы;
  3. Достаточный уровень гомогенности состава групп[33][33];
  4. Демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности;
  5. Активная совместная деятельность, направленная на достижение общих целей, значимых для всех участников;
  6. Хорошое мнение членов группы друг о друге;
  7. Потребность каждого в группе;
  8. Оптимальный размер группы 5-7 человек;
  9. Оптимальный размер рабочего пространства – люди не мешают друг другу, хоть их рабочие места расположены близко друг с другом[34][34];
  10. Имеется положительный опыт в общем решении задач;
  11. Взаимная симпатия и положительная совместимость членов группы.

Факторы могут, как повышать групповую сплоченность, так и существенно снижать ее. Подробнее в приложении Б.

Последствия групповой сплоченности:

  1. Чем больше времени члены группы проводят в общении друг с другом, тем больше возрастает количество группового взаимопонимания[35][35];
  2. На отдельных своих членов группы сплоченность оказывает огромное воздействие;
  3. Эффективность групповой деятельности в сплоченной группе больше.

В отечественной социальной психологии сплоченность рассматривалась А.В. Петровским, он считал, что формирование групповой сплоченности достигается через единства членов группы на разных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы[36][36]. Рассмотрим их в таблице:

Таблица 4

Уровни развития группы

Уровень

Соответствует стадии

Проявляется

Эмоциональный

Ориентации

Ситуативно возникающие симпатии - антипатии[37][37]

Поведенческий

Конфронтации

Согласование действий участников возникающих в процессе преодоления группового конфликта

Ценностный

Латентной

Согласованность поступков членов группы, на осознанном выборе