Файл: Формирование группового поведения в организациях (Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Природа и характеристика группы в организации
1.1.1. Понятие и классификация групп
1.2.1. Основные характеристики группы
1.2.2. Ситуационные характеристики группы
2. Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации
3. Формирование группового поведения в организации ООО «Ксерокс» СНГ
В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможности достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса[15][15].
Теория близости |
Теория формирования групп |
Теория равновесия |
Теория обмена |
Пространственная и географическая близость |
Эмоциональная близость, разделяемые чувства |
Общность установок и ценностей |
Получение экономической выгоды от сотрудничества |
Причины образования групп |
Привлекательность целей группы |
Возможность достижения личных целей в группе |
Удовлетворение потребностей: в безопасности; в принадлежности; в общении; в уважении; во власти и получения определенного статуса |
Рис.1. Причины образования групп
1.1. 3. Стадии развития групп
Кроме официально утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют, также несколько общепринятых выделяемых этапов развития групп[16][16]. Их можно описать следующим образом:
- формирование;
-бурление;
-нормирование;
- функционирование;
- расширение;
- распад.
формирование
бурление
нормирование
расширение
распад
функционирование
Рис. 2. Стадии развития групп
Формирование – это первый этап жизни группы, когда она только начинает складываться, когда группа еще не считается таковой. Происходит формирование группы как единого целого из практически чужих друг другу людей[17][17]. На данном этапе, происходит подбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом. Формируются цели, название, круг возможных дел будущей группы[18][18]. Выявляются или же назначаются руководители, а люди стремятся выразить свою индивидуальность.
Когда группа формируется, ее члены осторожно исследуют границы приемлемого поведения в группе[19][19]. Любой человек стремится найти себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность. Члены группы испытывают такие чувства как: беспокойство, волнение, оптимизм, подозрение, опасение и боязнь.
Бурление - наверное, наиболее сложная стадия для группы. Члены группы оспаривают цели, нормы, руководство и роли, открывают скрытые личные цели. Они знают, что задача более трудна, чем они предполагали, и становятся вспыльчивыми, обидчивыми, обвиняющими или чрезмерно фантастичными. Вполне вероятно проявление враждебности. Многие члены группы испытывают чувство давления и напряжения, но постепенно они начинают понимать друг друга[20][20]. Данный этап особенно важен в формировании чувства доверия и выборе методов достижения целей.
Нормирование – к началу этой стадии завершена борьба за власть и установлены правила[21][21]. Члены группы устанавливают нормы и модели работы, определяют ее способности и возможности. На данном этапе члены группы узнают достоинства и недостатки друг друга, формируют мнение о своих коллегах. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. На этой стадии почти не говорят о ролях. Несогласные с новыми ролями, вынуждены, по крайней мери смириться и временно следовать групповым нормам и требованиям.
Функционирование – это этап когда группа, пройдя предшествующие три этапа, решает реальные задачи[22][22]. Этап функционирования может продолжаться достаточно долго, но группа сохраняется, если уровень и количество решаемых задач будут неизменными. Если же количество решаемых задач или их сложность возрастает, то наступает следующий этап в деятельности группы.
Расширение – это этап когда в группу приходит людей больше, чем из нее уходит[23][23]. На этом этапе происходит образование неформальных подгрупп, при этом некоторые из них начинают выполнять формальные функции, т. е. решать свои, относительно самостоятельные задачи, и тогда наступает шестой этап.
Распад – все группы, в конце концов, распадаются[24][24]. Выделяют два способа распада группы: запланированный и незапланированный. Запланированный распад группы, когда человек понимает, сколько продлится его членство в данной группе. У него есть время, подготовится к выходу из группы. Незапланированный распад группы, это самое страшное, что может произойти. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы.
В процессе развития группы люди поэтапно решают основные психологические задачи.
1.2. Характеристики группы
Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных характерных черт, от которых в конце зависит ее эффективность деятельности[25][25].
Различают основные и ситуационные характеристики группы
Группа |
||||
|
Рис.3. Характеристики группы
Рассмотрим эти характеристики более подробно.
1.2.1. Основные характеристики группы
Таблица 2
Основные характеристики группы
Основные характеристики |
Конфликтность – нисхождение во мнениях членов группы, которые могут привести к конфликтам и внутригрупповым спорам |
Структура группы – это взаимоотношение в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности[26][26] |
Статус – положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью |
Лидерство – способность влиять на других людей, направляя их на достижение целей организации |
Групповые процессы – организуют деятельность группы |
Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой |
Нормы – общепринятые стандарты, правила поведения, сложившиеся в результате взаимодействия |
Функциональные роли – связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены |
Неформальные роли – исполняют в соответствии со своими и личностными способностями и внутренним признанием |
Положительные – поощряют людей в направлении достижения целей |
Отрицательные – поощряют поведение, не способствующее достижению целей Подробнее в приложении А |
Нормы деятельности – отношение к работе в позднее время, к заменам на работе сверхурочно |
Нормы, регламентирующие форму одежды[27][27] |
Нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри самой группы |
1.2.2. Ситуационные характеристики группы
Таблица 3
Ситуационные характеристики группы
Ситуационные характеристики |
5-7 человек – наиболее эффективные группы |
2-3 – возникает напряженность между членами группы, они обеспокоены персональной ответственностью за принимаемые решения[28][28] |
Более 7 человек – усложняется общение между ее членами, труднее выполнять задания |
Размер группы |
Наличие постоянного места или территории |
Личное пространство, в котором находится человек |
Взаимное расположение самих рабочих мест[29][29] |
Пространственное расположение – размещение людей по отношению друг к другу во время работы |
Задачи, решаемые группой – определяет специфику работы группы в организации[30][30]. Важно определить частоту и качество взаимодействий членов группы в решении задач в зависимости от сложности |
1.2.3. Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности развития группы, в качестве одного из главных параметров большинство психологов выделяют групповую сплоченность.
Групповая сплоченность – это показатель прочности в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притяжательностью членов группы и удовлетворенностью самой группой[31][31]. Чем сплочение группа, тем больше и выше результаты ее работы. Групповая сплоченность оказывает воздействие на результаты всей организации в целом. Когда групповые цели совпадают с целями организации, а нормы поведения, принятые в группе, ориентированы на достижение больших и лучших результатов работы, то эффективная деятельность группы гарантирует и эффективность деятельности самой организации.
Групповая сплоченность может выступать, как проблема психологического тренинга, и как условие успешной работы[32][32]. На групповую сплоченность оказывают воздействия самые разные факторы.
Факторы групповой сплоченности:
- Совпадение целей, взглядов и ценностей участников группы;
- Взаимодействие и общение между членами группы;
- Достаточный уровень гомогенности состава групп[33][33];
- Демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности;
- Активная совместная деятельность, направленная на достижение общих целей, значимых для всех участников;
- Хорошое мнение членов группы друг о друге;
- Потребность каждого в группе;
- Оптимальный размер группы 5-7 человек;
- Оптимальный размер рабочего пространства – люди не мешают друг другу, хоть их рабочие места расположены близко друг с другом[34][34];
- Имеется положительный опыт в общем решении задач;
- Взаимная симпатия и положительная совместимость членов группы.
Факторы могут, как повышать групповую сплоченность, так и существенно снижать ее. Подробнее в приложении Б.
Последствия групповой сплоченности:
- Чем больше времени члены группы проводят в общении друг с другом, тем больше возрастает количество группового взаимопонимания[35][35];
- На отдельных своих членов группы сплоченность оказывает огромное воздействие;
- Эффективность групповой деятельности в сплоченной группе больше.
В отечественной социальной психологии сплоченность рассматривалась А.В. Петровским, он считал, что формирование групповой сплоченности достигается через единства членов группы на разных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы[36][36]. Рассмотрим их в таблице:
Таблица 4
Уровни развития группы
Уровень |
Соответствует стадии |
Проявляется |
Эмоциональный |
Ориентации |
Ситуативно возникающие симпатии - антипатии[37][37] |
Поведенческий |
Конфронтации |
Согласование действий участников возникающих в процессе преодоления группового конфликта |
Ценностный |
Латентной |
Согласованность поступков членов группы, на осознанном выборе |