Файл: Формирование группового поведения в организациях (Формальные и неформальные группы, их взаимодействия в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компания строит эффективные деловые отношения со своими клиентами, при которых выигрывают обе стороны. Компания содействует успеху своих клиентов, понимая, что только успешные клиенты могут создать основу преуспевания компании.

Компания постоянно улучшает качество предоставляемых услуг и ставит своей целью обеспечение высочайшего стандарта сервиса как уникального конкурентного преимущества, очевидного для клиента. Поэтому число клиентов компании растет из года в год.

Компания приветствует предложения по улучшению и оптимизации рабочих процессов от своих сотрудников. Все предложения рассматриваются руководством компании, и сотрудники, чьи предложения будут одобрены и внедрены, поощряются премией. Идеи сотрудников должна быть оформлены в письменном виде и переданы непосредственному руководителю компании. Сотрудники должны описать результаты, которые планируется достичь, ресурсы, необходимые для этого, и быть готовыми самим участвовать в реализации проекта.

Компании ООО «Ксерокс» СНГ свойственны характеристики рыночной культуры: ориентация на результаты, соперничество между другими похожими предприятиями. Успех определяется лидерством на рынке, опережением конкурентов, увеличением количества деловых партнеров. Все это отражается на корпоративной культуре и мотивации трудовой деятельности персонала. Мотивация труда в компании основывается на моральных и материальных поощрениях, а так же на ежемесячных тренингов от компании, призванных настроить сотрудника на высокий результат работы. Социальная защищенность сотрудников основывается на мероприятиях по социальному страхованию, установленных действующим трудовым законодательством.

ООО «Ксерокс» СНГ гарантирует своим сотрудникам:

1. Установление работнику тарифной ставки (оклада) в соответствии с занимаемой должностью;

2. Работа посменная (с 7.00 до 14.30 и с 14.30 до 22.00);

3. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней 2 раза в год по 14 дней;

4. Работнику помимо заработной платы выплачивается премия (по результатам работы);

5. Оплата больничных листов, декретные выплаты;

6. Отпуска на время сессий.

3.4. Формирование группового поведения в организации ООО «Ксерокс» СНГ

ООО «Ксерокс» СНГ Нижний Новгород, молодая компания, и контингент сотрудников тоже молодой. Основные сотрудники это студенты учебных заведений от 18 до 30 лет. Для нашего исследования был взят отдел компьютерной обработки документов, профессия оператор ПК.


Коллектив данного отдела состоит из 15 сотрудников + старший оператор и менеджер. Все студенты, возраст от 18 до 29 лет. В организации достаточно ровный социально-психологический климат. Споры возникают по большей части по рабочим вопросам. В коллективе женщин больше чем мужчин.

Для того что бы нагляднее показать отношения сотрудников в группе, мы используем сетевую диаграмму (Рис 5). Сетевая диаграмма (Network charts) — визуальный «портрет» неформальной группы, структура выражаемых членами группы чувств и демонстрируемого ими поведения.

дружеские

напряженные Рис. 5. Сетевая диаграмма

деловые

Из данной диаграммы видно, что в формальной группе (все сотрудники отдела) весьма успешно складываются и неформальные группы. Диаграмма составлена с использованием основной методики наблюдения за группой.

Первая из них это: Елена 2, Екатерина, Ирина, Иван, они связаны взаимными дружескими связями. Вторая, это Александра, Марина, Екатерина, Евгения, Ольга, они так же связаны взаимными дружескими связями. Третья, это Анна (старший оператор), Екатерина 2, Дарья.

Явно выделен «напряженный треугольник» в отношениях между, Мариной, Дмитрием, Татьяной.

Деловые связи у всех сотрудников (за исключением Анны, Татьяны, Елены 1, Марины) с менеджером Юлией.

На диаграмме хорошо видны «изгои» не имеющие дружественных связей с остальным коллективом это - Дмитрий, который связан только деловыми связями с менеджером и старшим оператором, и напряженными с Мариной и Татьяной.

Между другими сотрудниками прослеживаются дружеские связи, неформальное общение, но при этом их нельзя отнести к неформальным группам внутри формальной, так как они непостоянны и разрозненны.

В составе формальной группы (отдел Операций), есть 3 неформальные группы, которые можно отнести к разновидности случайных групп. Случайные неформальные группы охватывают как вертикаль, так и горизонталь организации и возникают вокруг любой общности интересов. Эти группы могут развиться настолько, что в состоянии преодолеть порядки организации или усилить власть ее членов. Они также могут состоять из людей, которые нравятся и доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, как, например, любители футбола или люди, живущие по соседству.

В данной организации неформальные группы не представляют угрозы для компании, так как созданы случайно на основе общих интересов, а также совместной учебы, неформальному общению вне работы.


Исходя из всего выше перечисленного понятно, что у групп людей связанных дружескими отношениями меньше конфликтов, рабочий климат более приятный, и в такой организации приятнее работать. Кроме того, фиксированный размер оклада, и одинаковая должность всех сотрудников не создает болезненной конкуренции за место и зарплату, что всегда негативно сказывается на климате отдела.

Заключение

Группы играют большую роль в развитии организации. Групповое поведение – это важная составляющая организационного поведения. Группа — это союз двух людей и более, объединившихся, чтобы достичь конкретной цели.

Понятие «группа» является сложным и крайне важным, так как группы и их работа оказывают огромное влияние на эффективность деятельности организации в целом и отдельно взятого работника в частности.

Менеджеру компании важно знать особенности группового поведения и уметь так выстраивать свою политику, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.

Для того, чтобы эффективно управлять группами, менеджер должен понимать их природу, оценивать эффект их размеров, знать методы формирования групп, пути их развития, ключевые роли в группе.

Организационное поведение формируется в процессе производственной деятельности, зачастую в малой группе. Личность оказывает влияние на группу, а группа на работника через групповое взаимодействие, общие цели и взаимную симпатию между членами группы.

Чувство принадлежности необходимо человеку, для того чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, сравнивать себя с ними и получать их оценку, уважение и признание. Принадлежность к группе означает также потенциальную возможность для индивида иметь надежную защиту. Члены одной группы скорее заступятся друг за друга и при встрече с хулиганами на улице, и при беседе с начальством, отстаивая групповые интересы. Наконец, принадлежность к группе, дает ему власть и возможности для достижения конкретных целей.

Целью работы было рассмотреть формирование группового поведения исходя из теоретического материала, и на примере конкретной организации ООО «Ксерокс» СНГ. Благодаря теоретическому материалу, и созданию сетевой диаграммы, основанной на наблюдении, удалось проследить формирование неформальных групп в составе формальной, а также проследить социально-психологический климат группы, пользуясь методом наблюдения, а так же рассмотреть формирование группового поведения.


Список использованных источников

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.

2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

3. Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. – 330 с.

4. Клецина И.С. Практикум по социальной психологии – Издательский дом « Питер», 2013. – 258 с.

5. Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос. 2003.- 384 с.

6. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 448 с.

7. Максименко Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 368 с.

8. Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 344 с.

9. Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – 255 с.

10. Социальная психология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.]; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 600 с.

11. Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512 с.

12. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 544 с.

Приложение А

Таблица 6

Примеры позитивных и негативных норм

Позитивные нормы

Негативные нормы

У нас все сотрудники считают, что «успех компании – это мой успех»

В нашей организации сотрудники придерживаются мнения, что человек человеку волк, и поэтому спасаются, кто как может

В нашей организации любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок

У нас все работают по принципу «всю работу не переделаешь»

В нашей организации все сотрудники считают, что любая работа должна быть выполнена «на отлично» и в установленный срок

У нас сотрудники знают, что чем лучше и быстрее ты работаешь, тем больше работы на твои плечи взваливает руководитель, поэтому не надо торопиться, ведь « работа не волк в лес не убежит»

У нас все сотрудники рассматривают работу в компании как возможность творчества и самореализации

У нас все сотрудники знают, что инициатива наказуема

В нашей организации интересы клиента ставятся превыше всего

Для наших сотрудников клиенты воспринимаются, как случайные люди, доставляющие одни неудобства

У нас в коллективе поддерживается мнение, что в споре рождается истина

В нашей организации лучше всего скрывать свои проблемы и дистанцироваться от своих начальников и тем более не спорить с ними


Таблица составлена по: Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 286.

Приложение Б

Таблица 7

Факторы групповой сплоченности

Фактор

Направленность фактора

Повышающий групповую Понижающий групповую

сплоченность сплоченность

Опыт групповой работы

Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы

Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь

Предшествующий успех групповой работы

Гордость за совместные достижения

Ощутимого увеличения результатов труда совместная деятельность ранее не приносила или присутствовали явные неудачи

Отношение руководства к групповым формам работы

Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений

Индифферентное

Мотивация и вознаграждение

Групповая мотивация и групповое вознаграждение

Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам

Распределение ресурсов

По групповому принципу

По индивидуальному принципу

Таблица составлена по: Клецина И.С. Практикум по социальной психологии – Издательский дом « Питер», 2013. - с. 163.

  1. [1] Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – с.31.

  2. [2] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – с. 165.

  3. [3] Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 329.

  4. [4] Социальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.]; под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 198.

  5. [5] Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – с.32.

  6. [6] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 282.

  7. [7] Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Логос. 2003.- с.79.

  8. [8] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 204.

  9. [9] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 187.

  10. [10] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – с. 166.

  11. [11] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 286.

  12. [12] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – с.183.

  13. [13] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. С. 120.

  14. [14] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – с.183.

  15. [15] Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 331.

  16. [16] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 192.

  17. [17] Максименко Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- с.63.

  18. [18] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 295.

  19. [19] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 204.

  20. [20] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 121.

  21. [21] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 193.

  22. [22] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – с.184.

  23. [23] Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 338.

  24. [24] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – с. 219.

  25. [25] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 286.

  26. [26] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 194.

  27. [27] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 286.

  28. [28] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – с. 166.

  29. [29] Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – с. 287.

  30. [30] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – с.186.

  31. [31] Новиков В. В. Социальная психология: феномен и наука. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – с. 201.

  32. [32] Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 331.

  33. [33] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 235.

  34. [34] Клецина И.С. Практикум по социальной психологии – Издательский дом « Питер», 2013. - с. 163.

  35. [35] ] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 199.

  36. [36] Социальная психология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.] ;под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 139.

  37. [37] Клецина И.С. Практикум по социальной психологии – Издательский дом « Питер», 2013. - с. 163.

  38. [38] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 236.

  39. [39] Социальная психология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.] ;под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 140.

  40. [40] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 123.

  41. [41] Организационное поведение: Учебник для вузов, 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПБ.: Питер, 2015. – с.135.

  42. [42] Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 341.

  43. [43] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 124.

  44. [44] Социальная психология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.] ;под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 135.

  45. [45] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 238.

  46. [46] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 124.

  47. [47] Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – с. 203.

  48. [48] Максименко Г.Б. Менеджмент: Учебное пособие для студентов экономических и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- с.75.

  49. [49] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 125.

  50. [50] Социальная психология : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / [А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.] ;под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 136.

  51. [51] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 238.

  52. [52] Захарова Т.И. Организационное поведение: Учебно-методический комплекс. – М.: центр ЕАОИ. 2008. - с. 126.

  53. [53] Клецина И.С. Практикум по социальной психологии – Издательский дом « Питер», 2013. - с. 174.

  54. [54] Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – с. 239.