Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

- получены денежные средства от покупателей

Указанием ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. № 375-У установлен предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами. В ООО «Техпромсервис» составил 100 000 рублей по одной сделке.

Документами, подтверждающими осуществление расчетов между юридическими лицами, является приходные кассовые ордера (квитанции к приходным кассовым ордерам), чеки контрольно-кассовых машин, квитанции и иные документы, приравненные к бланкам строгой отчетности.

За несоблюдение норм Указа Президента РФ № 1212 на предприятие налоговым органом или федеральным органом налоговой полиции налагается штраф.

Оформленные надлежащим образом товаросопроводительные документы (доверенность, накладная ) расчетные документы (счет-фактура ) являются основанием для расчета. На основании этих документов производится прием наличных поставщиком (продавцом) в кассу по приходному кассовому ордеру.

Контроль за полнотой учета наличной выручки.

Кассовые операции проверяются по кассовой книге. В ней фиксируются все факты поступления и выдачи наличных денег, по результатам которых на конец дня выводится остаток денежных средств в кассе. Так как кассир ведет записи в кассовой книге в двух экземплярах под копирку (напомним, что второй отрывной экземпляр сдается в бухгалтерию), то при проверке они должны полностью совпадать. Кроме того, следует помнить, что в кассовых документах должны отсутствовать даже малейшие подчистки, помарки, а в кассовых ордерах – и не оговоренные исправления.

На конец отчетного периода сальдо (остаток) по счету 50.1 «Касса организации», являющееся разницей сумму оборотов поступления с остатком на начало отчетного периода и выдачи, имеющихся в кассе денежных средств, заносится в Главную книгу и в актив Бухгалтерского баланса в строке «Касса».

Сопоставляя балансовые данные по статье «Касса» с главной книгой, журналом-ордером с ведомостью по счету 50.1 «Касса организации» и кассовой книгой, бухгалтер должен контролировать равенство записей.

Для подтверждения полноты и своевременности оприходования денежных средств, полученных с расчетного счета в банке, применяется метод взаимного контроля, при котором сопоставляются суммы, отраженные в ведомости по дебету счета 50.1 «Касса организации», а корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет» с данными журнала-ордера по кредиту счета 51 «Расчетный счет» в корреспонденции со счетом 50.1 «Касса организации». Обе суммы должны совпадать. Предприятия за не оприходование или неполное оприходование денежной наличности подвергаются штрафу в трехкратном размере не оприходованной суммы.


Сдача выручки в банк и учет переводов в пути.

Согласно Порядку ведения кассовых операций, предприятие может хранить в своих кассах наличные деньги только в пределах установленного лимита. Вся остальная сумма выручка должна сдаваться в банк для зачисления на расчетный счет.

Выручка может сдаваться кассиром предприятия:

- в кассу банка (дневная и вечерняя),

- в отделение связи для перечисления сумм на расчетный счет,

- инкассатору (кассир, осуществляющий сбор и доставку денег в кассы банка).

Порядок и сроки сдачи выручки устанавливаются по договоренности между предприятием и инкассаторской службой.

Денежные суммы (переводы) в рублях и иностранной валютах в пути, внесенные в кассы обслуживающих банков, приемные кассы Сбербанка или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный счет организации, но еще не зачисленные, учитывают на предусмотренном и старым, и новым планом счетов, счете 57 «Переводы в пути». Счет 57 «Переводы в пути» по отношению к бухгалтерскому балансу является активным. По дебету счета отражаются суммы денежных средств (переводов) в пути, а по кредиту - суммы зачисленных банком переводов на счет торговой организации.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки по учету переводов в пути.

Дебет 57 «Переводы в пути»

Кредит 50.1 субсчет «Касса организации»

- сдана выручка от реализации товаров;

- зачислена выручка на счет в банке

Учет расчетов с подотчетными лицами.

В практической деятельности ООО «Техпромсервис» часто возникает необходимость оплачивать те или иные расходы наличными, например, производить закупку на других предприятиях и в системе розничной торговли, оплачивать расходы по командировкам и так далее. В таких ситуациях работнику выдаются деньги под его ответственность (под отчет). Основные принципы, которые необходимо соблюдать каждой организации при работе с подотчетными лицами, установлены пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций. Так, предприятия выдают деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Что касается выдачи наличных под отчет на командировочные расходы, то она производиться в пределах сумм, которые рассчитаны бухгалтерией. Отметим, что выдача денег под отчет осуществляется на основании приказа руководителя. В нем должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выдаются. Подотчетные лица в течение трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки, должны предъявить в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными к нему подтверждающими документами.


Первичными документами, подтверждающими расходование подотчетных средств, являются товарные чеки (накладные), кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета, счета-фактуры, проездные документы, акты закупки материальных ценностей у физического лица и т.д.

Пример:

Экспедитору выдали командировочные 750 руб. под отчет:

Дебет 71.1 «Расчеты с подотчетными лицами» (в руб.)

Кредит 50.1 субсчет «Касса организации»

Водитель, приехав с командировки, сразу отчитался:

Дебет 44.1.1 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность, не облагаемую ЕНВД»

Кредит 71.1 «Расчеты с подотчетными лицами» (в руб.)

При отсутствии первичных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет подотчетных средств, или при наличии документов с обязательными незаполненными реквизитами у бухгалтера нет оснований для отражения операций в учете. Следовательно, эти суммы организация не имеет права включать в состав затрат по производству и реализации продукции.

2.4 Преимущества и недостатки в отражении кассовых операций на предприятии ООО«Техпромсервис»

По результатам построения и анализа системы бухгалтерского учета на предприятии ООО«Техпромсервис» можно сделать выводы о существующих преимуществах и недостатках системы учета кассовых операций.

Учет осуществляет кассир, что позволяет оградить главного бухгалтера от дополнительных обязанностей по ведению кассы, что положительно отражается на ведении других участков системы бухгалтерского учета.

Положительным моментом является заключение договора о полной материальной ответственности с кассиром, что позволяет кассиру нести ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведения кассовой книги, а также за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. И в случае возникновения спорных моментов и недостач при учете кассовых операций договор является основанием для наказания кассира.


Положительным моментов на предприятии является специально оборудованное помещение кассы - помещение изолированно, и предназначено для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. При этом доступ в кассу не разрешен лицам, не имеющим отношения к ее работе.

Касса оборудована также охранной сигнализацией, что также сокращает риск ограбления кассы.

У предприятия также заключен договор с банком о лимите наличных денежных средств.

Наличные операции предприятия не превышают установленного законодательством предела в размере 100 000 рублей.

Поскольку предельный размер расчетов наличными деньгами относится к одному договору, стороны с целью обойти данный запрет могут «разбить» договор на несколько более мелких договоров. Тогда лимит будет применяться к каждому из этих мелких договоров. Таким образом, можно будет обойти ограничения по размеру наличных расчетов.

На мой взгляд, недостатком в системе организации кассовых операций на предприятии является сдача наличных денежных средств, превышающих лимит кассы самостоятельно в кассу банка, что является опасным мероприятием, так как кассир может подвергнуться покушению, а также это неудобно в плане траты времени кассира.

Заключение

Использование наличных денег при расчетах регламентируется Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации и др. Эти нормативные документы предусматривают несколько основных элементов контроля со стороны государства за движением наличных денежных средств.

Первичные учетные документы необходимы, прежде всего, для подтверждения достоверности фактов совершения хозяйственных операций. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета только на основании оформленных в установленном порядке первичных учетных документов. Их отсутствие или неправильное оформление может привести к недостоверности данных бухгалтерского баланса, и, как следствие, к административным и налоговым последствиям.

Порядок ведения кассовых операций предусматривает:

    • наличие кассы и ведение кассовой книги;
    • хранение свободных денежных средств в учреждениях банков;
    • расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке;
    • хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций.

Учет кассовых операций ведется на счете 50 «Касса».

Бухгалтерский учет в ООО «Техпромсервис» ведется в соответствии с «Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ». Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания). Непосредственно организацией кассовых операций занимается бухгалтер- кассир, в обязанности которого входит и учет заработной платы сотрудников.

Касса предприятия располагается в отдельном, специально оборудованном помещении. Доступ к сейфу имеет только сам кассир. Дубликаты ключей хранятся у главного бухгалтера предприятия. Установленный лимит наличности в кассе в ООО «Техпромсервис» на 2016г. составляет 100 000 рублей. Наличные операции предприятия не превышают установленного законодательством предела в размере 100 000 рублей.

Наличные деньги приходуются в кассу ООО «Техпромсервис»:

- при поступлении от платных потребителей, покупателей, заказчиков за оказанные работы, услуги и реализованные товары;

- при поступлении от подотчетных лиц при возврате неиспользованного остатка денежных средств, полученных под отчет;

- при поступлении от работников организации в погашение причиненного материального ущерба, выданных займов и ссуд, излишне полученной заработной платы.

Из недостатков в введении кассовых операций является сдача наличных денежных средств, превышающих лимит кассы самостоятельно в кассу банка.

Основными рекомендациями по совершенствованию системы бухгалтерского учета в части отражения кассовых операций следует ввести выдачу заработной платы по пластиковым картам, т.к. это наиболее преимущественная форма расчетов. Снижаются затраты на снятие и доставку наличных денег, у бухгалтера сокращается объем кассовых операций, не нужно депонировать невыплаченные деньги. Но для того чтобы начать выдавать зарплату работникам через банк, кроме решения фирмы обязательно нужно получить согласие сотрудников.

Список использованных источников

  1. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"// Вестник Банка России", N 46, 28.05.2014
  2. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) (ред. от 16.02.2015)//Вестник Банка России", N 29-30, 06.06.2008
  3. Стражева Н.С. Стражев А.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие / Под ред. Стражевой Н.С. - Минск: Издательство "Интерпрессервис", 2015. - 672с.
  4. Швец А.А. Все о бухучете для начинающих: теория и практика. 3-е изд., доп. и перераб. - Минск: Изд-во Гревцова, 2014. - 384 с.: ил. - (Серия "Консультант бухгалтера")t.ru
  5. Бородина В.В.«Все о кассовых операциях: практическое пособие». –М.: Книжный мир, 2015. – 142 с.
  6. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 720 с.
  7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие.- М.:Инфра-М. 2015. - 717с.
  8. Мякота В., Рудяк Ю., Кузнецов В. «Кассовые операции».-М.: Экономика, 2016.- 304 с.
  9. Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов / Предисловие и составление А.С.Бакаева.- М.: Бухгалтерский учет,2015. – 125 с.
  10. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 480 с.
  11. Соколов Ю. А. «Кассовые операции». 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Альфа-Пресс, 2016.-116 с.
  12. Федотов А.В. «Учет кассовых операций». –М.: Главбух, 2014. – 128 с.
  13. Эффективное пособие по бухгалтерскому учёту/Под ред. Федотов А.В. - Новосибирск, «ЭКОР», 2016. - 797 с.
  14. Юцковская И.Д., Наличное денежное обращение в организации // Финансовые и бухгалтерские консультации. -2015.-№ 2.- С. 14-23