Файл: Управление рентабельностью на предприятии (на примере ПАО «ОЭМК» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Рентабельность - прибыльность, доходность, выгодность предприятия, производства, продукции, инвестиций. Выгодность – комплексный норматив плодотворности экономики, который выражается в прибыли предприятия на 1 ед. вложенных средств, а также в прибыли, которую приносит каждая полученная 1 ед. денежная. Выгодность служит индикатором способности компании эффективно управлять издержками и вести адекватную ценовую политику.

Выгодность условно делится на два вида - выгодность продаж и выгодность активов. Также в своей деятельности компании оперируют показателями рентабельности производства, подрядных услуг и другими. Выгодность продаж есть отношение чистой прибыли (после налогообложения), полученной за определенный период, к объёму продаж (выручке), выраженному в денежных средствах, достигнутому в этот же период. Выгодность активов – относительный показатель способности активов компании приносить прибыль, который рассчитывается отношением прибыли к средней стоимости активов компании. Выгодность производства - это деление прибыли от продажи произведенной продукции к сумме затрат, понесенных компанией в процессе производства и реализации этой продукции. Коэффициент наглядно показывает, сколько прибыли в рублях компания имеет с каждого затраченного на производство и реализацию рубля. Выгодность производства можно рассчитать по отдельным подразделениям производства, по всей компании в целом, а также по видам продукции.

На практике используют и другие виды рентабельности, показывающие степень эффективности использования активов: выгодность собственного капитала, прибыль на инвестированный капитал, выгодность производственных фондов и др. На выгодность оказывает влияние масса факторов, которые зависят и от работы отдельных трудовых коллективов, и от технологий, применяемых при производстве, и от способа организации производства, а также от эффективности использования ресурсов и активов, применения в работе инновационных методов, достижений НТП.

Выгодность как норматив плодотворности производства чрезвычайно важен в условиях капиталистической экономики и рыночных отношений, так как руководителям компаний для обеспечения прибыльности и сохранения финансовой стабильности постоянно требуется принимать оперативные решения, а для этого необходима точная и подробная информация по всем показателям деятельности компании.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.


Цель курсовой работы - анализ рентабельности предприятия ПАО «ОЭМК».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы анализа рентабельности предприятия;
  • провести анализ рентабельности деятельности предприятия ПАО «ОЭМК»

Предмет исследования - выгодность деятельности предприятия.

Объект - ПАО «ОЭМК».

В работе были изучены: бухгалтерский баланс за 2014-2016 гг., отчет о финансовых результатах за 2015-2016 г.г

Глава 1. Теоретические основы анализа рентабельности предприятия

1.1 Смысл и понятие рентабельности

Обобщая эффективным показателем производственно-финансовой жизнедеятельности компании промышленности и источником финансовых накоплений является прибыль. В экономической литературе приводится много доказательств важной роли прибыли как показателя, который выражает долгосрочные цели развития хозяйственной деятельности промышленных предприятий, достигнутый эффект выступает в качестве стимула для повышения производительности на основе расширенного производства.

Отметим, для критики плодотворного занятия предприятия недостаточно использовать только для заработка. Необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с которой он был создан. Такие показатели рентабельности.

Выгодность – это отношение дохода и капитала, который вложили в создание этого дохода.

Компания несет определенные расходы на производство продукции и ее реализацию. Эти затраты представляют собой затраты на производство продукции предприятия (расходы), или индивидуальные издержки. Однако абсолютная величина прибыли не дает информации об уровне и изменения в эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может быть увеличена и эффективности производства может оставаться неизменным или даже снижаться.

Главные признаки, отличающие выгодность:

  • деление прибыли на издержки производства, характеризующие уровень прибыльности настоящих расходов;
  • деление прибыли на среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер увеличения авансовых затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов[1].

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного - прибыль.

Выгодность характеризуется системой показателей. Экономическая выгодность определяется как отношение общей суммы денежных накоплений (прибыли и налога с оборота) к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств или совокупных расходов на производство.

Уровень рентабельности отрасли напрямую зависит от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше выгодность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности отрасли и всей национальной экономики в целом.

Таким образом, показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и показатели предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и организованы в соответствии с интересами участников экономического процесса.

На протяжении производства на уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы (Приложение 3), их разделяют на внешние – это

влияние рынка, государства, географического положения и внутренние: связанные с производством и непроизводственные.

Факторы, влияющие на уровень рентабельности

Внутренние

Внешние

  • географическое положение;
  • конкуренция и спрос на продукцию фирмы;
  • ситуация на финансовом, кредитном и др. рынках;
  • государственное регулирование цен, тарифов, налогов, ставки рефинансирования, санкций и т.д.

Внепроизводственные

Производственные

  • снабженческо-сбытовая деятельность
  • природоохранная деятельность
  • претензионная деятельность
  • социальные условия труда и быта финансовая деятельность

Наличие и использование средств труда

Наличие и использование предметов труда

Наличие и использование трудовых ресурсов

Экстенсивные

  • изменение объема средств труда
  • изменение времени работы оборудования
  • непроизводительное использование средств труда

Интенсивные

  • улучшение качественных характеристик
  • повышение производительности оборудования

Экстенсивные

  • изменение количества предметов труда
  • непроизводительное использование предметов труда (брак, отходы)

Интенсивные

  • использование прогрессивных материалов
  • совершенствование технологии обработки
  • ускорение оборачиваемости

Экстенсивные

  • использование численности производственного персонала
  • изменение фонда рабочего времени
  • непроизводительные затраты труда

Интенсивные

  • повышение квалификации рабочих
  • снижение трудоемкости
  • совершенствование организации труда

Рис. 1 Факторы, влияющие на рентабельность

Данные для расчета коэффициентов рентабельности берутся из бухгалтерской и финансовой отчетности. Стоит отметить, что в них сведения не дают возможность точно оценить выгодность предприятия, так как невозможно определить структуру выпускаемой (продаваемой) продукции, ее себестоимость и продажная цена, структура долга и расходы, связанные с погашением кредита и структура основных средств сумма износа.

В зависимости от показателя, с которым соотносят прибыль, выделяют следующую классификацию показателей рентабельности (рисунок 2).

Выручка от реализации продукции

Полная себестоимость реализованной продукции

Рентабельность реализованной продукции

Прибыль (убыток) от реализации

Прибыль (убыток) от прочей реализации

Прибыль (убыток) от внереализационной деятельности

Прибыль (убыток) от всей реализации

АКТИВ

- основные средства и внеоборотные активы

- оборотные активы

Рентабельность активов

Балансовая прибыль

ПАССИВ

Чистая прибыль

Рентабельность собственного капитала

Заемные средства

Собственные средства

Обязательные платежи: проценты за кредит, налоги и др.

Рис. 2 Классификация показателей рентабельности

1.2 Показатели и виды рентабельности

В таблице 1 представлены виды рентабельности.

Таблица 1

Виды рентабельности

Общая рентабельность

Рентабельность продукции

Рентабельность производства

характеристика, показывающая, какие денежные средства были привлечены компанией для получения прибыли в 1 рубль. Ее оценку можно провести исходя из соотношения прибыли до уплаты налогов и средней величины стоимости всех активов компании за конкретный промежуток времени (возьмем, к примеру, год). Другими словами, это способность активов компании (про пассивы и активы подробнее тут) создавать прибыль. Если мы говорим о рентаб-сти формирования самих активов компании, то в данном случае нам необходимо вычислить ее путем деления прибыли компании (опять же до уплаты налогов) на среднюю стоимость привлеченных активов опять же за конкретный промежуток времени (к примеру, год).

соотношение между прибылью от продажи товара и средствами, затраченными на его изготовление (производство). Показатель характеризует насколько выгодным является производство того или иного товара или услуги.

экономический показатель, характеризующий целесообразность того или иного вида бизнеса. В данном случае мы говорим о соотношении между затратами производства и полученной в итоге чистой прибылью. Как уже упоминалось выше, рентабельным является производства с положительным балансом прибыли и затрат. К мерам увеличения рентабельности производства стоит отнести снижение себестоимости продукта и повышение качества производства.


Общая прибыль предприятия не может полностью охарактеризовать эффективность производственно-экономической деятельности, так как его значение определяется размером предприятия. Поэтому возникает необходимость относительной характеристики прибыльности (рентабельности) предприятия в виде сравнения полученной прибыли с величиной основного и оборотного капитала. Это соотношение, выраженное в процентах, показывает доходность, т.е. степень рентабельности.
С точки зрения рентабельности, можно сравнить эффективность предприятий.

Выделяют следующие показатели рентабельности:

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль/Стоимость активов*100%.

В данном случае уместно говорить не только о собственных активах предприятия, но и привлеченных (например, кредиты или дебиторская задолженность).

Рентабельность основных производственных фондов (ROFA) – аналогичный предыдущему показатель, оценивающий эффективность деятельности основных производственных фондов, а не активов. Соответственно, и в формуле учитывается именно их стоимость.

Рентабельность капитала (ROE) – параметр, показывающий, насколько эффективно используются собственные средства предприятия (или банка). В данном случае она высчитывается как отношение между чистой прибылью и суммой уставного капитала (а иногда и дополнительного).

ROE = прибыль/капитал*100%.

Разница в рентабельности активов и капитала показывает величину финансового рычага (то есть размер заемных средств), используемого при ведении бизнеса. Следует, отметить, что коэффициент ROE признается одним из основных показателей при анализе деятельности предприятия в развитых странах.

Рентабельность инвестиций (ROI) – показатель, оценивающий, какая прибыль была получена от изначальных инвестиций, то есть это соотношение между получившейся прибылью и суммой первоначальных вложений.

Расчет эффективности хозяйственной деятельности можно производить с учетом как единовременных, так текущих затрат. Различают рентабельность производства и продукции. Поясним в чем отличия. Коэффициент рентабельности производства оценивает, с какой степенью эффективности используется имущество организации (то есть основные фонды и оборотные средства).

Формула данного коэффициента выглядит следующим образом:

Рп = (Пб / ( Фос фонд. + Фобор. средств))*100%

При этом,

Рп – это рентабельность производства (измеряемая в процентах)

Пб – прибыль балансовая (измеряется тыс.рублей)