Файл: Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Маркетинг является одной из важнейших функций управления и деятельности предприятия. Это особая деятельность, направленная на определение потребностей людей и способов удовлетворения их разными путями. В современной рыночной экономике успех любого предприятия в значительной мере зависит от его активной маркетинговой деятельности, так как данная деятельность связана с исследованием рынка производимой продукции, организацией сбыта и стимулирования товаров и услуг. То есть это деятельность дает возможность выявить те продукты, в которых нуждается население, осуществить ознакомление с ними, а также организовать их реализацию. Осуществление предприятиями активной маркетинговой деятельности требует эффективного применения в них комплекса маркетинга, совершенствования информационной базы и управления этой деятельностью.

Современные направления развития информационного и коммуникационного обеспечения, изучение практического опыта влияния информации на динамику развития производственно-хозяйственных и других систем позволяют утверждать, что именно адекватная рыночной экономике информационная инфраструктура способствует формированию устойчивых тенденций их развития. Это достигается путем приобретения дополнительных знаний о возможностях ведения маркетинговой деятельности, основанных на широком и глубоком использовании информации о состоянии внешней среды, что позволяет своевременно реагировать на политические, социально-экономические и другие изменения и, соответственно, вносить коррективы в стратегию и тактику ведения производственно-хозяйственной деятельности.

Цель курсовой работы – исследование информационного и коммуникационного обеспечения маркетинга.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать понятие и виды маркетинговой информации;
  • рассмотреть вопросы организации маркетинговой информационной системы предприятия;
  • исследовать особенности маркетинговых коммуникаций;
  • провести исследование маркетинговой информационной системы и организации маркетинговых исследований в ООО «ВИРАЖ»;

Предмет исследования – информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом.

Объект исследования – ООО «ВИРАЖ».

Научно-методическая основа курсовой работы – литературные источники и публикации по вопросам маркетинга на предприятии.


Глава 1.Теоретические аспекты информационного

и коммуникационного обеспечения управления

маркетингом

1.1. Понятие, виды маркетинговой информации и инструментов маркетинговых коммуникаций

Основой построения эффективной системы информационного обеспечения маркетинга является установление состава и структуры информационных потребностей, что, в свою очередь, служит основой формирования моделей организационных структур и организационно-экономических механизмов функционирования маркетинговых служб[1].

Анализ литературы показал отсутствие единой точки зрения на характер и содержание информационных потребностей управленцев и предпринимателей, что свидетельствует о возможности наличия различных методических подходов по их выявлению и удовлетворению. По своей природе информационные потребности весьма субъективны, поскольку индивидуальны образ мысли, убеждения, стереотипы поведения, интеллектуальный уровень предпринимателей и менеджеров.

В научной литературе существует целый ряд определений информационного обеспечения. В информатике информационное обеспечение понимается как совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих решение задач наблюдения, сбора, обработки, анализа, моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов и явлений[2]. В статистике информационное обеспечение понимается как система статистических показателей, статистических данных, нормативно-справочной информации, классификаторов технико-экономической информации, отчетно-статистической документации[3].

На наш взгляд, информационное обеспечение бизнеса призвано удовлетворять растущие информационные потребности, предоставляя возможность принимать оптимальные решения и, соответственно, получать лучшие результаты деятельности. Определяющими направлениями при этом являются: обеспечение максимальной степени открытости и доступности информации, ее достоверности и своевременности поступления[4].


Информационное обеспечение систем маркетинга также трактуется учеными по-разному. Некоторые экономисты определяют информационное обеспечение как процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации[5]. Другие – как комплекс мер по созданию и функционированию информационной системы[6]. На наш взгляд, информационное обеспечение систем маркетинга представляет собой результат предпринимательской деятельности на рынке бизнес-информации, эффективное использование которого дает конкурентное информационное преимущество и позволяет получать прибыль.

В качестве источников информации можно выделить три основных блока: 1) рынок товаров и услуг, 2) производство товаров и услуг, 3) внешняя среда, связанная с производством и рынком сбыта.

В виде отдельного, наиболее важного, блока системы информационного обеспечения маркетинговой деятельности предлагаем выделить маркетинговую информационную систему. На наш взгляд, маркетинговая информационная система – это система, обеспечивающая информационный обмен. Она может рассматриваться на структурном уровне (уровне отдельных составляющих), физическом уровне (по стадиям информационного процесса), коммуникационном уровне (в соответствии с логикой модели коммуникации), на интеллектуальном уровне (в зависимости от характера и сложности решаемых задач). Элементы структурного уровня не сводятся к совокупности технических средств и технологиям передачи информации. Информационная система включает также блок управленческой поддержки, то есть комплекс функций, связанных с проектированием и организацией эффективных информационных процессов на предприятии[7].

Фактически маркетинговая информационная система выполняет роль информационного посредника, то есть субъекта информационного обмена, не являющегося производителем или конечным потребителем информации, задача которого состоит в преобразовании информации для приведения ее к заранее намеченной форме, структурировании ее и последующей передачи по определенным информационным каналам[8].

Эффективность функционирования маркетинговых информационных систем в большей мере зависит от их организационного и технического оснащения. В этой связи хотелось бы отметить, что постоянный поиск путей эффективного сочетания возможностей человека и машины привел к созданию многообразных систем управления – от высокоскоростной обработки больших массивов первичных данных до информационного и методического обеспечения решения стратегических проблем управления. Большое распространение получают сложные информационно-вычислительные комплексы. Однако исследование показало, что на практике нашли широкое применение следующие виды коммуникации: вербальные, письменные и телевизионные[9].


Одним из основополагающих признаков маркетинговой информации является ее классификация по уровню иерархии предприятия[10]. Характеризуя этот признак, выделяют четыре уровня информационной системы, характер информации, в которых существенно различается (табл. 1).

Таблица 1

Особенности маркетинговой информации на различных уровнях иерархии предприятия[11]

Особенности
маркетинговой
информации

Высшее руководство и руководители подразделения

Функциональные руководители

функциональные
специалисты

Оперативные
специалисты
и исполнители

Область
применения

Стратегическое управление, долгосрочное планирование, управление по отклонениям

Стратегическое
управление, долгосрочное и текущее планирование

Проектирование, текущая и оперативная деятельность

Осуществление процессов, контроль за ходом процессов

По степени агрегирования

Массивы данных

Массивы и блоки данных

Блоки данных

Элементы данных

По степени доступа к информации

Полный доступ

Высокая степень доступа

Высокая степень доступа

Ограниченный доступ

По характеристике факторов

Учет множества факторов, преобладание качественной информации, количественные данные

Качественные и количественные агрегированные данные и информация

Общие количественные показатели, дезагрегированные количественные показатели

Количественные,
дезагрегрованные данные

Периодичность

Нерегулярная

Последовательная – к сроку

Ритмичная: квартальная, месячная, недельная

Ритмичная: квартальная, месячная,
недельная

Выходная информация (информационный продукт)

Цели, стратегии, внешние коммуникации, распоряжения, решения

Правила, процедуры, схемы процессов, аналитические обзоры

Сделки, отчеты,
группировочные
ведомости

Количественные
данные, оперативные решения, информация об отклонениях

По содержанию маркетинговую информацию подразделяют на систему информации маркетинговой разведки и систему информации маркетинговых исследований[12]. Система маркетинговой разведки предоставляет информацию о динамике внешней среды. Ежедневно поступающая информация позволяет менеджерам по маркетингу постоянно следить за состоянием маркетинга[13]. Фиксируются, прежде всего, явления, имеющие большое значение для развития маркетинга в будущем, а также представляющие потенциальную опасность[14]. Система маркетинговой разведки черпает информацию из различных источников: от работников компании, заказчиков, конкурентов, поставщиков и посредников, изобретателей и рационализаторов, а также из различных печатных изданий и рекламы[15]. Источником такой информации является компьютерная сеть Интернет.


Информация маркетинговых исследований – это результат изучения конкретных направлений маркетинговой деятельности: исследования рынка, политики цен, способов продвижения товара, анализа товаров, тенденций деловой активности партнеров, прогнозирования объемов реализации[16].

Анализируя значение и формы маркетинговой информации, целесообразно также рассмотреть методы получения данных при проведении маркетинговых исследованиях, поскольку от эффективности последних зависит конечная результативность маркетинговой деятельности в целом. К методам получения данных в маркетинге следует отнести: опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных. Выбор метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака[17].

Таким образом, целью маркетинговых исследований является получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимых для принятия руководством предприятия обоснованных решений. Подобные данные могут быть собраны путем проведения так называемых «кабинетных» и «полевых» исследований[18]. Первый вид исследований проводится на основе анализа данных, получаемых из специальных публикаций, справочников, статистических сборников и других источников, называемых вторичными данными[19]. Второй вид опирается на первичные данные, формируемые непосредственно в местах их сбора в определение сроки. Они получаются в процессе проведения специальных обследований, опросов, тестирования. При этом широко используются пробные продажи, наблюдения, экспертизы и социальные эксперименты по «проигрыванию» рыночных ситуаций. «Полевые» исследования позволяют оценить поведение потребителей на рынке, выявить эффективность стимулирования и рекламы, исследовать отношение к потребительским параметрам товара, определить намерения поставщиков и посредников[20].

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Следует понимать, что ни одна фирма не в состоянии действовать сразу на всех рынках, удовлетворяя при этом запросы всех потребителей. Напротив, компания будет преуспевать лишь в том случае, если она нацелена на такой рынок, клиенты которого с наибольшей вероятностью будут заинтересованы в ее маркетинговой программе. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них[21].