Файл: Методы управления инновационными проектами (на примере предприятия ООО «Промстрой»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И, по нашему мнению, приоритетами в рамках управления проектами в России должны стать:

1) безопасность;

2) лидерство;

3) детально описанный конечный результат;

4) постановка целей и мониторинг достижений;

5) детальное описание ролей и зоны ответственности каждого конкретного члена команды;

6) правильный подбор команды. [28]

При этом каждый российский менеджер в сфере управления инновационными проектами должен:

− всегда иметь детальный план проекта;

− всегда иметь план «B»;

− посещать объекты, где его будущий подрядчик уже работал, не выбирать самых дорогих и самых дешевых подрядчиков;

− осуществлять личный контроль за процессами внедрения проекта;

− планировать проект с учетом всевозможных рисков;

− не жалеть средств на проведение профессиональных экспертиз проекта;

− всегда иметь бюджет на непредвиденные расходы;

− вести только официальную переписку с подрядчиками;

− выполнять проект строго по действующим нормам и правилам;

− сравнивать проект с альтернативными проектами, перенимать чужой опыт;

− отслеживать изменения в законодательстве, касающихся его проекта;

− фиксировать ошибки и причины успеха. [1; c.154]

1.2. Процесс управления инновационными проектами

Управление инновационным проектом начинается с проведения научно- исследовательских работ до процесса его монетизации на рынке. [25; с.78] Первый этап начинается с генерации идей, среди которых нужно выбрать наиболее новую и инновационную, далее она разрабатывается, проектируется, регистрируется в патентной службе, получает технико-экономическое обоснование, составляется бизнес-план, ищутся необходимые ресурсы и инвесторы, готовые выделить свои средства на данный проект. [16]

Один из главных вопросов заключается в том, какой будет жизненный цикл нового для компании или для рынка продукта? Как обеспечить максимальную эффективность проекта и нивелировать риски? Так как в рамках разработки и реализации инновационного проекта осуществляется большое разнообразие работ, особые требования должны быть предъявлены и инновационным менеджерам, которые должны обладать системными, но в то же время разноплановыми знаниями для обеспечения эффективной работы на всех этапах управления инновационным проектом. [6; c. 36]


Существуют различные классификации инновационных проектов, например, в зависимости от степени кардинальности научно-технических изменений:

· Модернизационный – базовая технология или продукт не претерпевают кардинальных изменений;

· Новаторский – конструкция или состав изделия значительно отличаются от существующей;

· Опережающий - продукт строится на основе опережающих технологиях;

· Пионерный – появляются кардинально новые материалы, технологии, формы. В зависимости от масштабности проекта:

· Монопроекты – реализуются одной компанией или отделом для создания одного конкретного изделия или технологии;

· Мультипроекты – содержат много различных проектов, участвует несколько подразделений, работа которых направлена на создание крупных технологических объектов;

· Мегапроекты – являются крупномасштабными комплексными проектами, которым необходимо централизованное финансирование и координация работ свыше. [8; c. 82]

Одной из главных особенностей инновационного проекта является его уникальность и его автономность от других видов коммерческой и научно- исследовательской деятельности компании. [7; c. 156] Но в инновационных проектах есть и стандартные и предсказуемые процедуры, которые могут быть чётко спланированы. [26; c. 52]

В связи с особенностями инновационного проекта, можно отметить неоднозначность его целей: с одной стороны, компания стремится монетизировать существующую на рынке неудовлетворённую потребность, а с другой стороны компании необходимо получить кардинально новое технологическое решение или новый продукт, которые останутся в портфеле нематериальных активов компании. [24; c. 112] На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновационный проект подразумевает:

1. Существование определённых конкретных целей и стратегий компании;

2. Наличие плана научно-исследовательских, финансовых, кадровых, маркетинговых активностей, которые проводятся для разработки инновационных технологий;

3. Сроки и ресурсы для осуществления работ должны быть чётко определены;

4. Работы, необходимые для реализации проекта, согласовано управляются и координируются;

5. Наличие документации на каждом этапе осуществления проекта, на основании которой можно делать выводы о целесообразности проводимых работ и их дальнейшей перспективности;

6. Определение реперных точек, на основании которых проводится мониторинг эффективности осуществляемых работ. [20]


Таким образом, инновационный проект является совокупностью взаимосвязанных мероприятий, который обладает достаточной степенью автономности и независимости, детально спланирован и задокументирован, и направлен на создание новых технологий и продуктов, ограничен во времени и в ресурсах.

Отметим основные принципы и особенности управления инновационным проектом:

· Альтернативное определение цели проекта в рамках целевого финансирования и структуры инновационной активности компании;

· Необходимость гибкого планирования;

· Проект ориентируется на потенциальный результат инноваций и грамотное соотношение расходов и рисков с предполагаемой результативностью инноваций;

· Полный цикл руководства инновационным проектом согласно определённым целям и выбранной инновационной политике компании;

· Поэтапная реализация и мониторинг инновационного проекта;

· Контроль последствий реализации инновационного проекта;

· Неравномерное распределение рисков на различных этапах проекта;

· Возможность безболезненного изменения состава команды на различных этапах проекта;

· Комплексность работ на всех этапах разработки проекта. [23]

Отличительные характеристики проектной работы отражаются в методах, на основании которых она функционирует. [21; c.117] Выделим следующие:

· Участие сотрудников различных специальностей на всех этапах разработки проекта;

· Командная работа;

· Стимулирование творческих идей;

· Визуализация идей и их презентация;

· Сетевое мышление;

· Регулярное проведение встреч и семинаров для высказывания идей и мыслей всех членов команды;

· Максимальное упрощение процедуры согласования работ и уменьшение степени бюрократизации. [18; c.95]

Рассмотрим более подробно три данные особенности, которые максимально отражают специфику работы над проектом. Одной из отличительных черт работы над проектом является то, что его осуществлением занимается команда, проекта, а не один из отделов компании. Команда, работающая над инновационным проектом – объединение сотрудников из разных функциональных отделов, которые будут работать совместно на определённое время для разработки новой технологии или продукта. Можно сделать вывод о том, что в компании реализуется матричная структура управления инновационным проектом, где менеджер проекта имеет права функционального руководителя. [2; с.163] Причиной необходимости и эффективности организации работ в команде является большое количество проблем и вопросов из различных сфер деятельности компании, соответственно возникает необходимость развития способностей и потенциала сотрудников за счёт синергетического эффекта от совместной работы. [27]


В рамках командной работы стираются бюрократические границы между функциональными отделами, никакие факторы не ограничивают творчество сотрудников, связи между членами команды исключительно горизонтальные. Традиционные процедуры, которые эффективны при осуществлении стандартных работ, абсолютно не эффективны при разработке инновационных проектов, так как для эффективной реализации такого рода проектов необходима свобода. Причинами целесообразности командной организации выполнения проектов являются их комплексность, часто междисциплинарный характер решаемых проблем, новизна и, следовательно, особо острая необходимость увеличения творческого потенциала сотрудников как за счет эффекта синергии, так и за счет «тощей» организационной иерархии команды, преобладания горизонтальных связей, отсутствия таких сдерживающих творчество факторов, как стереотипы, рутинные процедуры и утрачивающие в условиях инновации всю позитивную составляющую организационные установки. [18; с.96]

Работа в командах стимулирует развитие организационных компонентов инновационных ресурсов с помощью развития ощущения сопричастности к разрабатываемому проекту у разных отделов компании, чьи сотрудники входят в команду. Участники могут рассказывать о текущих действиях и новостях проекта, о последних результатах, в результате чего делают ему рекламу и создаётся чувство сопричастности к единой цели, главному делу, таким образом, лояльность сотрудников повышается. В результате, работа в командах увеличивает уровень инновационности организационной культуры. [13]

Также, благодаря ей снижается степень сопротивления к нововведениям и инновациям, так как команда формируется из людей, готовым к изменениям, и остальные члены коллектива видят, что это новый шаг на пути развития компании и нет никакой опасности для положения сотрудников. Но также есть причины сопротивления, которые происходят за рамками проекта, например,

· Участники проекта недостаточно вовлечены в процесс принятия решений по проекту, в результате чего степень лояльности снижается и появляется недовольство проектом;

· Из-за идеи проекта возникают конфликты между сотрудниками компании;

· Идея проекта слишком рискованна;

· Некоторые участники компании завидуют сотрудникам, причастным к проекту;

· Загрузка сотрудников максимально и нет возможности выделения дополнительного времени на новый проект;

· Существует страх неопределенности перед реализацией проекта. [12]


Согласно вышесказанному можно сделать вывод о том, что командная работа значительно снижает эффект от влияния этих рисков по сравнению с традиционной линейной или функциональной организационной структурой. [25; с.79]

В рамках командной работы появляются наилучшие возможности для развития и стимулирования творческого потенциала сотрудников, у них развивается целостное мышление, благодаря которому максимально охватываются все аспекты проекта. [27]

Гибкость планирования инновационных проектов – это индикативный характер планирования инновационного проекта, которое целесообразно осуществлять в рамках трехуровневого сценария (оптимистический, наиболее вероятный, пессимистический) по основным характеристикам: результат (качество), время, затраты. Соответствующим образом целесообразно осуществлять контроль выполнения проектов и его этапов. В связи с тем, что одна из целевых характеристик проекта может иметь приоритетное для предприятия значение (сам инновационный результат и его качество, время, затраты), планирование может предполагать более жесткое определение целевых параметров приоритетной характеристики, допуская при этом широкий диапазон по неприоритетным целевым показателям. [18; с. 96]

В этом смысле различают планирование инновационных проектов:

· По качеству предполагаемого результата;

· По расходам;

· По временным параметрам.

Как одна из форм контроля инновационных проектов могут выступать семинары (совещания) по этапам работ. Существуют следующие виды таких семинаров:

· Для разработки концепции проекта и плана работ;

· Для разрешения возникающих проблем;

· Для оперативного принятия решений;

· Для разрешения конфликтных ситуаций;

· Заключительный семинар по итогам работы по проекту. [12]

Исходя из задач, которые решаются на семинаре, они могут быть как тщательно спланированы, так и образованы стихийно без заранее определённой повестки дня, которое предполагает свободное обсуждение имеющихся идей и накопившихся вопросов.

Во время семинаров часто применяются «мозговые штурмы» и различные виды творческой активности, которые стимулируют появление новых идей. Семинары помогают также осуществлять важный принцип реализации проектов – их гласность. Успехи, достигнутые в процессе выполнения проекта должны становиться достоянием персонала организации, в результате чего персонал становится более мотивированным, возникает чувство сопричастности и желание участвовать в работе команды. [28]