Файл: Управление оборотными активами организаций индустрии гостеприимства.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. В современной России центр экономической деятельности переместился к предприятию – основному звену всей экономики. На предприятиях индустрии гостеприимства решаются вопросы экономного расходования ресурсов, увеличения объема предоставления услуг, использования высокопроизводительного оборудования и технологий, подбора клиентов, поставщиков и посредников, рационального использования трудовых ресурсов, формирования цен. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств необходимо для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Умение управлять оборотными средствами, разрабатывать и внедрять мероприятия, способствующие снижению материалоемкости продукции и ускорению оборачиваемости оборотных средств, весьма значительно для эффективной деятельности любого предприятия. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит их высвобождение, что дает целый ряд положительных результатов. Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат - с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. В случае эффективного управления оборотными средствами предприятие может добиться рационального экономического положения, сбалансированного по ликвидности и доходности.
Огромное значение в рыночной экономике имеет правильная организация оборотных средств, умелое регулирование ими и повышение эффективности их использования.
Целью курсовой работы является анализ управления оборотных активов и разработка комплекса мероприятий эффективного их использования на примере ОАО «Гостиница «Звездная». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность, состав и структуру оборотного капитала гостиничных предприятий;
- изучить проблемы формирования оборотного капитала в гостиничных предприятиях;
- охарактеризовать показатели эффективности использования оборотных средств гостиничными предприятиями;
- провести анализ оборотных средств ОАО «Гостиница «Звездная», дать оценку эффективности использования оборотных средств;
- разработать пути повышения эффективности использования оборотных средств ОАО «Гостиница «Звездная».
Предмет исследования: специфика оборотного капитала гостиничного предприятия.
Объект исследования: хозяйственная деятельность ОАО «Гостиница «Звездная».
Глава 1. Хозяйственно-экономические условия формирования и использования оборотного капитала в гостиничном секторе экономики
1.1. Особенности и проблемы формирования оборотного капитала в гостиничных предприятиях
Одной из составных частей имущества предприятий социально-культурного сервиса и туризма являются оборотные средства. Состояние и эффективность их использования во многом определяют эффективность финансово-экономической деятельности предприятия.
Оборотные средства (оборотные активы) — это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса производства и реализации продукции/услуг.[1]
Оборотные производственные фонды включают:
- предметы труда (сырье, расходные материалы, энергию, топливо, тару, запасные части и др.);
- средства труда (инструменты со сроком службы не более 12 месяцев, незавершенное производство/строительство, расходы будущих периодов).
Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции/услуг потребляются. Они переносят свою стоимость на создаваемые продукцию и услуги.
Фонды обращения — это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров. Они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями.
Движение оборотных производственных фондов в каждый момент времени отражает оборот материальных факторов воспроизводства, а движение оборотных средств - оборот денег, платежей. Это дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие - оборотные средства[2].
Оборотные средства классифицируются по различным признакам:
- по видам оборотных средств;
- от обслуживания двух сфер кругооборота средств;
- с учетом особенностей планирования;
- по источникам образования;
- по степени ликвидности.
Оборотные средства используются для закупки сырья, товаров, материалов, приобретения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов для хозяйственных нужд. Они представлены также денежной наличностью в кассе, на расчетном, на валютном и других счетах в банке и ценными бумагами. Исходя из их состава, можно выделить следующие группы оборотных средств:
- денежные средства;
- дебиторская задолженность;
- товарно-материальные ценности. [3]
Оптимальное количество оборотных средств имеет большое значение для работы предприятия. Оборотные средства находятся в постоянном цикле превращения в денежные средства. Готовая продукция после ее продажи превращается в дебиторскую задолженность; счета дебиторов после оплаты переходят в денежные средства; денежные средства используются для погашения долговых обязательств и оплаты текущих расходов.
Все элементы оборотного капитала в своем движении тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Если предприятие имеет большую дебиторскую задолженность и запасы, стоимость которых превышает кредиторскую задолженность, будет наблюдаться постоянная потребность в дополнительном капитале для поддержания предприятия в состоянии функционирования.
Эти средства могут быть заемными или отвлечены из прибыли предприятия. Когда предприятие находится на стадии развития, материально-вещественные и стоимостные потоки из цикла в цикл, как правило, растут, т. е. с ростом производства соответственно увеличиваются запасы, дебиторская и кредиторская задолженность. Общая проблема бизнеса - сверхлимитное вложение денежной наличности в запасы и дебиторскую задолженность при ее недостаточности для оплаты платежей. Для обеспечения сбалансированности элементов оборотного капитала необходимо регулярно отслеживать их динамику, сравнивать их нормативные и фактические показатели и, используя вышеуказанные руководства по их регулированию, определять потребность в необходимой денежной наличности.
Одной из сложных задач при управлении оборотным капиталом является определение нормативных показателей. Как правило, объем продаж постоянно подвержен колебанию, поэтому, исходя из условий производства, нормативные показатели иногда целесообразно задавать в относительных величинах, например процент от продаж или выручки. Производственная деятельность каждой гостиницы обусловлена собственной спецификой, состоянием федеральной и региональной экономической ситуации, поэтому необходимо реалистично оценивать каждый нормативный показатель и регулярно пересматривать.[4]
Стадии приобретения, производства и реализации материальных ценностей не обходятся без оборотных средств, функцией которых является платежно-расчетное обслуживание кругооборота этих ресурсов. Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают постоянный оборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: из денежной она преобразуется в товарную, затем в производственную, снова в товарную и денежную. Кругооборот из трех стадий совершается оборотными средствами на протяжении одного производственного цикла.
Подготовительная стадия кругооборота средств называется денежной. Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в форму производственных запасов. На этой стадии предприятия затрачивают денежные средства на оплату счетов за поставляемые предметы труда. На этой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную форму.
Следующая стадия производительная. Она представляет собой непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться цена израсходованных производственных запасов, дополнительно авансируются расходы на заработную плату и связанные с ней затраты, а также переносится стоимость основных фондов на произведенную продукцию и услуги. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции/услуг, после чего наступает стадия реализации. На этой стадии оборотные средства переходят непосредственно в процесс производства, а после завершения производственного процесса — в готовую продукцию/услуги.
На товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (продукция/услуги) в том же размере, что и на производительной стадии. Только после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции/услуг в денежную авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции/услуг. Прочая сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота. На этой стадии оборотные средства из сферы производства приходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму.
Время нахождения оборотных средств на каждой из стадий разное. Оно зависит от потребительских и технологических свойств продукции/услуг, особенностей ее производства и реализации.
Особенностью кругооборота оборотных активов гостиницы является отсутствие производственной стадии. Это объективно обусловливает более высокую скорость процесса кругооборота.
Величина оборотных средств, их состав и структура зависят от многих факторов.
Все факторы разделяются на внешние, которые оказывают влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.
К внешним факторам относятся:
- общеэкономическая ситуация в государстве;
- рыночная конъюнктура;
- инфляция;
- система государственного регулирования деятельности организаций;
- налоговое законодательство. Чем больше налоговая нагрузка, тем меньше прибыли остается в распоряжении предприятия, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;
- условия получения кредитов и процентные ставки по ним.
К внутренним факторам относятся:
- объем оказываемых услуг. Чем большего объема услуг предприятие стремится достигнуть, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;
- договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств;
- организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые быстро будут проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и относительному их высвобождению;
- организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями. Формы расчетов (акцепт, аккредитив, чек), территориальная отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты;
- финансовое состояние гостиничного хозяйства;
- соблюдение финансово-расчетной дисциплины;
- платежеспособность дебиторов;
- форма собственности;
- категория гостиницы и ресторанного хозяйства и др.[5]
Таким образом, мoжнo сделaть вывoд o тoм, что oснoвные пути фoрмирoвания и улучшения использoвaния обoротных средств зaвисят oт их структуры, осoбенно пo элементaм, имеющим наибольший удельный вес. Оборотные средствa составляют 25-35% всех финaнсoвых ресурсoв гoстиничного кoмплексa в oбщем oбъеме, именнo пoэтому вoзникaет необхoдимость aнaлиза состoяния оборoтных средств предприятия и пoиска путей пoвышения эффективнoсти их использoвания.