Файл: Управление оборотными активами организаций индустрии гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию формирования и эффективного использования оборотного капитала ОАО «Гостиница «Звездная»

Снижение длительности оборота оборотных средств и повышение скорости их оборота ОАО «Гостиница «Звездная» свидетельствуют о повышении эффективности использования оборотных средств.

Однако нужно отметить повышение дебиторской задолженности в балансе предприятия с 3568 тыс.руб. до 3666 тыс.руб. Следовательно, необходимо предложить мероприятия по управлению дебиторской задолженностью.

В основу управления дебиторской задолженностью субъекта хозяйствования заложены два подхода[10]:

  1. Сравнение дополнительной прибыли, которая связана с той или иной схемой спон­танности финансового обеспечения, с затратами и потерями, которые возникают при изме­нении политики сбыта продукции;
  2. Сравнение и оптимизация размеров и сроков дебиторской и кредиторской за­долженностей. Такого рода сравнения проводят по уровню кредитоспособности, по времени отсрочек платежей, стратегии предоставляемых скидок, доходам и расходам по инкасса­ции.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, кон­троль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в ди­намике может характеризоваться как положительная тенденция. Большое значение имеется у отбора потенциальных покупателей и установления условий по оплате товаров, которые пре­дусматриваются в контрактах.

Осуществление отбора производится при помощи критериев неформального характера: соблю­дение платежной дисциплины в предшествующих периодах, прогнозные финансовые возможности покупателей по оплате запрашиваемого им количества товаров, уровень его текущей пла­тежеспособности, а также финансовой устойчивости, экономические и финансо­вые условия субъекта хозяйствования-продавца (затоваривание, степень его нуждаемости в определенной де­нежной наличности и т.д.). Необходимость для проведения анализа нужных сведений может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от ин­формационных агентств специализированного характера, из источников неформального плана.


Политика управления дебиторской задолженностью выступает частью общей политики управления оборотными активами и политики маркетинга субъекта хозяйствования, которая направляется на расширение объема реализации продукции и состоит в оптимизации совокупного раз­мера этой задолженности и обеспечении своевременности ее инкассации.

Формирование политики по управлению дебиторской задолженностью субъекта хозяйствования (или его кредитной по­литики по отношению к покупателям продукции) происходит по следующим важнейшим этапам:

1. Проведение анализа дебиторской задолженности субъекта экономики в предшествующих периодах. В качестве важнейшей задачи такого вида анали­за выступает проведение оценки уровня и состава дебиторской задол­женности субъекта хозяйствования.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции субъекта хозяйствования. В ходе всего этого происходит решение двух основных вопросов: а) в каких формах продавать продукцию (работы, услуги) в кредит; б) какого рода тип кредитной политики необходимо выбрать хозяйствующему субъекту.

3. Формирование системы кредитных условий. В со­став данного рода условий включают такие элементы:

- срок предоставления кредита (кредитный период);

- размер предоставляемого кредита (кредитный ли­мит);

- стоимость предоставления кредита (система цено­вых скидок при произведении немедленных расчетов за купленную продукцию);

- система санкций штрафного характера за просрочку исполне­ния обязательств покупателями.

Срок предоставления кредита (кредитный период) показывает предельный период, на который покупа­телям предоставляется отсрочка платежа за реализован­ную продукцию. Рост срока предоставления кре­дита выступает в качестве стимула объема сбыта продукции (при таких же равных условиях), однако при этом приводит к повышению объема финансовых средств, инвестирование которых производится в дебиторскую задолженность, и росту про­должительности финансового и всего операционного цикла субъекта хозяйствования. Дифференцирование кредитного лимита производится по формам предоставляемого кредита и видам продаваемой продукции.

4. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. Определение системы характеристик, которые оценивают кредитоспособность отдельных групп покупателей, выступает как начальный этап построения системы стандартов их оценки.


Формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей име­ет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоян­ный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Группировка покупателей продукции по уровню креди­тоспособности базируется на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их ка­тегорий:

- покупатели, которым кредит может быть предостав­лен в максимальном объеме, т. е. на уровне установлен­ного кредитного лимита;

- покупатели, которым кредит может быть предостав­лен в ограниченном объеме, определяемом уровнем до­пустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, оп­ределяемом типом избранной кредитной политики).

5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате плате­жей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

6. Обеспечение использования на предприятии совре­менных форм рефинансирования дебиторской задолжен­ности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных ак­тивов.

Заключение

Актуальность темы проведенного исследования заключается в следующем. В каждом отдельно взятом субъекте хозяйствования величина оборотных активов, их состав и структура находятся в зависимости от большого числа факторов производственного, организационного и экономического характера. Оборотные активы субъекта хозяйствования представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. Наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных активов, их состав и структура, скорость оборота такого оборотного капитала и эффективность его использования в большинстве своем предопределяет состояние субъекта экономики и устойчивость его положения на рынке финансовых ресурсов. Оптимальное использование оборотных активов играет значимую роль в обеспечении нормализации всей деятельности субъекта хозяйствования.


Объектом выполнения дипломного исследования выступило ОАО «Гостиница «Звездная». Проведенное исследование использования оборотных активов предприятия позволяет сделать следующие выводы.

Все показатели ликвидности и платежеспособности увеличились за отчетный год, что свидетельствует о том, что ОАО «Гостиница «Звездная» обладает растущей платежеспособностью на уровне выше среднего по отрасли. Высокие значения коэффициентов являются показателем низкого финансового риска и хороших возможностей для привлечения коммерческого кредитования.

Рост коэффициента оборачиваемости оборотных средств говорит об ускорении оборачиваемости. Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь организации для операционной деятельности. Значительно уменьшилась продолжительность одного оборота, что является положительным показателем. Кроме того, 14,2 % прироста рентабельности оборотных средств в 2016 году по сравнению с 2015 годом было обеспечено улучшением использования предприятием нормируемых оборотных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «Гостиница «Звездная» хорошо обеспечена оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения текущих (срочных) обязательств.

Однако нужно отметить повышение дебиторской задолженности в балансе предприятия с 3568 тыс.руб. до 3666 тыс.руб. Следовательно, были предложены мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:

- группировка покупателей продукции по уровню креди­тоспособности;

- формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

- формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности и др.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2014 г.: офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2014. – 478с.
  2. Бадманева Д.Г., Смекалов П.В., Смолянинов С.В. Анализ финансовой отчетности предприятия: Учебное пособие. – СПб.: проспект науки, 2013. – 472с.
  3. Бережная Е.В., Бережной В.И., Бигдай О.Б. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 336с.
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 365с.
  5. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 544с.
  6. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник. - 5-е изд. – М.: Юнити, 2014. – 407с.
  7. Кудина М.В. Финансовый менеджмент. – М.: Инфра-М, 2013. – 256с.
  8. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 288 с.
  9. Румянцева Е.Е. Финансы организации: финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 459с.
  10. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 480с.
  11. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 624с.
  12. Скобкин С.С. Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия: Учебное пособие РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва - 2012. - 269 с.
  13. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: КноРус, 2014. – 480с.
  14. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. Тимофеевой Е.В. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2013. – 480с.
  15. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / О.П.Ефимова, Н.А.Ефимова; Под ред. Н.И.Кабушкина. - М.: Новое знание, 2010. – 392с.