Файл: Характеристика особенностей разработки бюджетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Прогрессивное развитие экономики России напрямую связано с ростом эффективности деятельности реального сектора экономики. Антикризисное управление на предприятии должно быть направлено на предвидение кризисов, их своевременное разрешение, использование предкризисных ситуаций в целях перестройки существующих бизнес-процессов, корректировки стратегических и тактических задач. Природа большинства кризисов хозяйствующих субъектов формируется в сфере финансово-экономических отношений. Сложное финансовое состояние большинства российских предприятий, низкий уровень технической оснащенности лишь обостряет проблемы управления финансами.

Одним из наиболее эффективных инструментов финансового управления является бюджетирование. Его внедрение на российских предприятиях уже давно не является долгосрочной задачей для менеджмента компаний. Необходимость и эффективность данной системы финансового планирования, осознана и требует лишь отлично проработанной методики постановки и внедрения на основе имеющегося опыта. К сожалению, этот опыт пока у российских предприятий довольно часто неудачен.

Объектом настоящего исследования являются общественные, складывающиеся в процессе осуществления бюджетирования.

Предметом настоящего исследования являются особенности осуществления бюджетирования.

Цель работы состоит в изучении сущности бюджетирования, принципов и функций бюджета. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

-рассмотреть определение понятия бюджета;

-определить понятие и сущность бюджетирования;

-выявить функции разработки и цели бюджетов;

-охарактеризовать принципы и задачи разработки бюджетов.

Методологическая основа работы. Методологической основой исследования явились такие методы, как логико-юридический и системный методы познания, анализ материала, его обобщение, сравнение различных точек зрения и выделение из них наиболее предпочтительных.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

1.1. Определение понятие бюджета

В условиях конкуренции и нестабильности рынка именно бюджет компании должен помочь при разработке стратегии ее эффективного развития.

Существуют различные определения понятия бюджета. Так, согласно определению Большой Советской Энциклопедии, бюджет (англ. budget - сумка) - всякий план доходов и расходов предприятия, учреждения, организации или отдельного лица (в денежном выражении) на определенный срок.[1] Но в современной экономике есть различия между понятием «план» и «бюджет». Так план -это, прежде всего, программа деятельности хозяйствующих субъектов или отдельных звеньев системы управления, а бюджет предполагает нечто большее, чем просто план. В современном экономическом словаре дается такое определение понятию «бюджет»: имеющая официальную силу, признанная и принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно год.


Впервые понятие бюджета появилось в 1870 г. в Англии как документ, в котором представлен план доходов и расходов, утвержденный парламентом. Первоначально бюджет относился лишь к управлению государственными финансами, и лишь в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. это понятие перешло в США в рамки науки «финансовый менеджмент». Но даже в рамках этой науки бюджет был основан лишь на методах финансового планирования, и лишь позже для него были разработаны собственные методы.

Существует множество определений понятия «бюджет». Каждый автор стремиться сделать упор на что-то свое. Так, например, профессор А.Д. Шеремет[2] в своем определении бюджета как «финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются» сделал упор именно на том, что бюджет является листом бумаги, на котором представлены финансовые данные. А экономисты Петер Хорват, Роланд Гляйх и группа специалистов «H-rvath and Partners» дали следующее определение: план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период. Они сделали упор именно на праве ответственного лица принимать решения, но только в рамках показателей, установленных бюджетом.

Институт дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) использует бюджет как количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. А большой бухгалтерский словарь (Россия) дает несколько другое определение: бюджет - это роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения на определенный период, утвержденная в установленном порядке. Исходя из всех определений, можно выявить, что бюджет обладает рядом определенных обязательных черт:

-разрабатывается в конкретных стоимостных и количественных показателях;

-все показатели бюджета взаимосвязаны между собой;

-полностью соответствует стратегическому плану компании;

-показатели основаны на тактических целях компании;

-каждый показатель привязан к конкретной задаче;

-к каждому показателю привязано ответственное лицо;

-возможно идентификация показателей средствами бухгалтерского учета.[3]


1.2.Понятие и сущность бюджетирования

К определению термина «бюджетирование» авторы различных научных трудов также подходят не однозначно. Одни исследователи понимают под бюджетированием инструмент распределения ресурсов с помощью составления бюджета. Так, например, Е.Н. Выборова под бюджетированием понимает разновидность краткосрочного финансового планирования, предполагающего построение иерархической системы бюджетов субъекта хозяйствования.[4] Но этот взгляд отражает лишь одну из сторон этого понятия.

Другие считают, что бюджетирование - это одна из систем управления компании. Так, например, В.Н. Самочкин, Ю.Б. Пронин и Е.Н. Логачева считают, что бюджетирование - это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного бизнеса.[5] Часто вместо термина «бюджетирование» авторы этого напра вления употребляют термин «бюджетное управление».

Но основная массабольшинство создателей соединяют определение бюджетирования как инструмент и как систему управления в одно сплошное понятие. Данный полный расклад считается более действенным, например, как сводит в для себя одно из лучших из данных мнений. Так, О.Н. Волкова считает, собственно что система бюджетирования считается не лишь только и не столько инвентарем планирования, сколько почвой для возведения системы внутреннего контроля.[6]

Но есть и такие авторы, которые считают, что бюджетирование в том виде, в котором она представлено сейчас в экономической науке, уже устарело, что данное направление не стоит на месте и постоянно развивается, а действительность не успевает за теоретической основой. К сожалению, данной теории придерживаются в основном западные ученные, такие как Дж. Хоуп, Р. Фрейзер. Скорее всего, малое число российских приверженцев данной позиции объясняется тем, в российской экономике процесс бюджетирование имеет лишь небольшую историю и в большинстве компаний данный процесс только проходит разработку и внедрение.

В российской экономической науке бюджетирование как отдельное от планирования понятие появилось лишь после издания в России первого перевода книги Дж. К. Шима и Дж. Г. Сигела «Budgeting basics and beynd».[7] В ней авторы определяют бюджет как количественный план деятельности предприятия о выполнении программ, представляющий собой связанный набор финансовых (активы, собственный капитал, доходы и расходы и т.д.) и/или натуральных (объем произведенной продукции и оказанных услуг и пр.) экономических показателей деятельности компании. Бюджет описывает цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных задач.


Таким образом, бюджет - это определенный план, сформулированный в стоимостных величинах, который с определенной степенью обязательности выполнения задается структурной единице с полномочиями принимать решения на определенный временной период в рамках этого бюджета, а бюджетирование - это процесс планирования, координацию, управление, анализ и контроль бюджета. Составление бюджетов, или бюджетирование, является составной частью финансового менеджмента и управленческого бухгалтерского учета.

Исходя из определений мнения бюджетирования, возможно обнаружить объекты и субъекты бюджетирования. Объектами бюджетирования считаются валютные струи фирмы, связанные с созданием и реализацией продуктов, дел и предложений. Субъектами бюджетирования считаются все составляющие экономической структуры, активные службы и отделы, которые создают бюджеты отрядов, подготавливают единственный бютжет для фирмы.Исходя из определения понятия бюджетирования и главной цели предприятия, можно определить основные функции и задачи бюджетирования. Основными функциями будут:

-постановка экономических и финансовых целей; своевременный контроль достижения плановых целей посредством сопоставления фактических и запланированных результатом вызвавших отклонения;

-корректировка планов.

Основными задачами бюджетирования являются:

-обеспечение текущего периодического планирования;

-обеспечения координации, кооперации и коммуникации отделов;

-обоснование затрат предприятия;

-создание базы для оценки и контроля планов предприятия, а также мотивации работы отделов;

-исполнение требований законов и контрактов.

Главная цель любой компании - это повышение эффективности хозяйственной деятельности, а с помощью процесса бюджетирования это сделать намного проще. Бюджетирование позволяет за счет целевой направленности всех событий, выявлению и минимизации рисков и негативных последствий, повысить управляемость бизнес-процессов предприятия и поднять стоимость компании.

Исходя из определений понятия бюджетирования, его функций и задач, а также принципов бюджетирования можно определить сущность процесса бюджетирования. Суть бюджетирования состоит в том, чтоб исходя из стратегических и тактических целей фирмы, задумывать процесс работы фирмы, воплощая приобретенный плановый итог в определенные характеристики бюджетов, идентифицированные способами бухгалтерского учета, при данном любой показатель привязан к определенной задачке и к серьезному лицу. Но процесс бюджетирования на данном не замирает, впоследствии в процессе работы фирмы ведется тест денежных характеристик с запланированными экономными значениями, выявляются отличия, анализируются их предпосылки, выясняется обоснованность, и принимаются надлежащие управленческие заключения.Таким образом, что бюджетирование - это непрерывный и периодический процесс формирования эффективной интегрированной отчетности по наиболее точным плановым показателям денежного потока (доход, расход), основанным на стратегических и тактических целях, с привязкой к каждому элементу этого потока ответственного лица, выполняющего по контролем поставленные задачи в рамках значений показателей элементов потока. А бюджет в свою очередь можно определить, как зафиксированный документ, в котором отражаются все плановые денежные потоки организации и ответственные лица, которые отвечают за каждый элемент потока.


Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические и организационные. К группе методических задач относят разработку методологии расчетных характеристик бюджетов, т.е. тех формул, на основании коих и станет протекать расчет ведущих характеристик, а еще делему расхождения управленческого и бухгалтерского учета на предприятиях РФ. К организационным задачам относят недопонимание серьезных лиц надобности бюджетирования на предприятии, вплоть до инцидентов меж отделами и отказа ограниченной части служащих вводить эту систему, а еще недоступность экспертов в области бюджетирования на рынке труда в РФ, недоступность информационной базы по этому процесс сложен. Существует три основных подхода к бюджетированию:

-«сверху - вниз»;

-«снизу - вверх»;

-комбинирование «снизу - вверх» и «сверху - вниз».

Поход «сверху - вниз» осуществляется высшим руководством с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Преимуществом подходя является: учитываются стратегические цели компании, уменьшаются затраты времени, исключаются проблемы связанные с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Недостатком является слабая мотивация ответственных лиц относительно достижения поставленных перед ними целей.

Подход «снизу - вверх» чаще всего применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты своего отдела, которые потом обобщаются в общий бюджет. Руководству компании предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Преимуществом данного подхода является мотивация ответственных лиц на выполнения поставленных ими же задач.

Еще имеется завышенная точность характеристик, применяемых для формирования бютжета, но лишь только в случае если серьезное личность верно осознает процесс бюджетирования и умеет разбирать и задумывать грядущие характеристики с неплохой точностью. Но есть вероятность завышения плановых характеристик по затратам и занижения характеристик по прибылям, дабы в следующем ввести прецедент перевыполнения установленных задач и получить незаслуженную заслугу. У сего расклада есть немаловажные дефекты: сроки составления бютжета возрастают, нужно согласование характеристик.

Прежде чем проводить процесс бюджетирования в компании необходимо провести:

- подготовку и разработку методического обеспечения и обучить ответственные лица;

-внедрить технологию, процедуры и регламенты бюджетирования, а также подготовка комплекта документов для распределения их по организации;