Файл: Различия в методологии бухгалтерского и налогового учёта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговый учёт Российской Федерации - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации [1,2].

Возникновение налогового учета обусловлено фискальными целями, трудностью контроля правильного исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками, что вызвало становление и развитие данного вида учета в целях налогового контроля.

Предпосылкой для законодательного выделения налогового учета как учетной системы стали различия в понимании прибыли в налоговом праве и бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете приоритет имеет экономическое содержание понятия с целью формирования финансового результата отдельной организации, в то время как в целях налогообложения над экономическим содержанием превалирует задача отчуждения экономически обоснованной части собственности организации с учетом потребности государства. Вследствие этого показатели прибыли не могут совпадать в целях бухгалтерского учета и налогообложения, чем и вызвано закрепление в налоговом законодательстве понятия «налоговый учет» как учетной системы, отличной от бухгалтерского учета. В связи с этим особо актуальной является изучение целей и задач налогового учёта.

Целью курсовой работы является – изучение целей и задач налогового учёта.

Для достижения цели выполнены следующие задачи:

- изучена характеристика налогового учёта как учётной системы;

- изучена система налогообложения доходов физических лиц;

Методологической основой исследования явились фундаментальные положения современной экономической науки, изложенные в трудах зарубежных и отечественных авторов, законодательные и нормативные акты по исследуемой проблеме, материалы научных конференций, семинаров, специальная литература в области бухгалтерского учета, аудита, планирования, анализа хозяйственной деятельности.

В России вопросам развития теоретических основ в области, теории и практики налогообложения уделяли внимание такие ученые, как Астахов В.П., Безруких П.С., Бакаев A.C., Банхаева Ф.Х., Богатая И.Н., Горский И В., Данилевский Ю.А., Кирьянова З.В., Кутер М.И., Лабынцев Н.Т., Макарьева В.И., Мизиковский Е.А., Моторин М.А., Николаева С.А, Новодворский В.Д., Фомина O.A., Хахонова H.H. Проблемы построения системы налогового учета, изучения основных моделей сосуществования налогового и бухгалтерского учета исследованы в работах Кожниова В.Я., Кочкина М.П., Кулаковской Н.И., Лукаша А.Ю., Малининой Т.А., Муравьева В.В., Соколова Я.В., Тумасяна Р.З, Шкребела Е.В., Шнейдмана Л.З.


Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другие нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет, а также зарубежное законодательство о налоговом учете.

Объектом исследования выбран «Praysvoterxaus Kupers». Она в Узбекистане является независимой компанией с доступом к глобальным ресурсам всей сети «Praysvoterxaus Kupers». Целью деятельности «Praysvoterxaus Kupers», является оказание услуг ведущим глобальным и национальным компаниям с использованием многогранных решений проблем бизнеса и исключительной профессиональности сотрудников. Офис компании «Praysvoterxaus Kupers» в Ташкенте насчитывает около 60 человек, которые являются резидентами Республики Узбекистан и обладают опытом работы с учетом экономических особенностей Узбекистана, необычных для многих иностранных компаний.

Предметом исследования является система налогового учёта «Prays-

voterxaus Kupers».

Практическую базу исследования составила бухгалтерская отчетность «Praysvoterxaus Kupers».

1. Характеристика налогового учёта как учётной системы

1.1 Цели и методы ведения налогового учёта

Как учетная система налоговый учет имеет свои объекты, цель, задачи и принципы [6].

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога [6].

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.


Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются прежде всего налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций [6].

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом,

налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета [7].

К методам ведения налогового учета следует отнести [7]:

  • введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
  • установление методики формирования налоговых показателей;
  • определение способов ведения налогового учета;
  • установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

  • порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
  • способы ведения налогового учета;
  • технология обработки налоговой информации;
  • формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;
  • организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета [7].

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами [8].


Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики [1,2]:

  • классификация доходов и расходов;
  • порядок признания доходов и расходов;
  • методы оценки сырья и материалов;
  • методы оценки покупных товаров;
  • методы оценки остатков незавершенного производства;
  • методы оценки остатков готовой продукции;
  • метод начисления амортизации;
  • порядок формирования резервов;
  • порядок переноса убытка на будущее;
  • периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения. Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет [1].

Учетная политика для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации [1].

Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения [1,2].

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики [1]:

  • отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;
  • составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три основных момента [1]:

1. Организационно-технические вопросы:

  • организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения; аутсорсинг и т.п.);
  • разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;
  • разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика есть филиалы, представительства или другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:

  • сроки представления данных в головную организацию;
  • порядок уплаты налогов;
  • порядок ведения книг покупок и продаж;
  • порядок выставления счетов-фактур и т.п..

2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая главная часть налоговой учетной политики.

3. Дополнительные разъяснения по ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.

Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ [1]:

гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);

гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);

гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);

гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).

Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств [1]:

  • изменение применяемых методов учета;
  • существенное изменение условий деятельности организации;
  • изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В пер

.айсватерхаус – 31. 07. 2016гг.000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000вых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную полити-

ку, а в последнем - в обязательном порядке.

По сравнению с налогом на прибыль законодательство по НДС несколько либеральнее. Изменение учетной политики по этому налогу возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год [1].