Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Конкурентные стратегии фирм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция - это следствие рыночной экономики. Необходимо заметить, что методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием изменений:

  • институциональных,
  • законодательных.

Причем эти изменения происходят в развивающейся российской экономике. Формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий:

  • изменение темпов роста потребительского спроса,
  • приход на рынки иностранных компаний.

Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формировании конкурентной стратегии. Здесь имеются ввиду предприятия, которые производят продукцию и оказывают услуги:

  • крупные корпорации,
  • средние предприятия,
  • небольшие предприятия. 

Развитие российской экономики постепенно приводит к смене «рынка продавцов» на «рынок покупателей». При этом, компании реагируют на такие изменения рыночных условий только активизацией сбытовой политики. Хотя, можно сказать, что в современной ситуации формирование компанией конкурентной стратегии становится:

  • одним из условий долгосрочной конкурентоспособности компании,
  • устойчивое положение на рынке.

Проблема формирования и реализации конкурентной стратегии компании сложна и многогранна.

Данное исследование направлено на методическое описание процесса формирования стратегии конкуренции применительно к российским отраслевым рынкам потребительских быстро оборачиваемых товаров. Это происходит в ситуации, когда большинство этих рынков на настоящий момент прошли этап становления и структурированы. Это позволяет проводить анализ рыночной ситуации и процессов конкуренции. Необходимо отметить, что при всей значимости формирования стратегии конкуренции для компании само понятие конкурентной стратегии не нашло своего единственного определения в литературе и практике бизнеса. Вместе с этим, их дискуссионность дополняется также отраслевой спецификой рынков. Причем, эта отраслевая специфика оказывает существенное влияние на выработку стратегических решений. Развитие теории конкуренции началось с формирования модели рынка совершенной конкуренции и ее полной противоположности – модели монополии. Следующим шагом стало понимание конкуренции как определенного динамического процесса, являющегося неотъемлемой частью рыночного хозяйства. И тогда, конкуренция как движущая сила экономической жизни стала рассматриваться отдельно от статической модели конкуренции. Современное представление о конкуренции характеризуется сменой концепции «конкуренция как борьба компаний на рынке» на более широкое понятие «взаимодействие компаний». Мировые тенденции развития экономики, в том числе процессы глобализации, показывают, что основными формами конкурентного взаимодействия компаний на развитых рынках становятся сосуществование и сотрудничество.


Целью данной работы является изучение конкурентных стратегий на внутреннем или мировом рынках.

Задачи курсовой работы следующие:

- рассмотреть понятие и виды конкурентных стратегий;

- изучить базовые конкурентные стратегии по М.Портеру;

- описать формирование конкурентной стратегии на внутреннем рынке – ООО «Тормоз».

1. Конкурентные стратегии фирм

1.1 Конкурентные стратегии и их виды

Конкуренция  - это соперничество предприятий на рынке. Кстати, это соперничество направлено на привлечение потенциальных потребителей.

Конкурентный анализ представляет собой:

  • анализ конкурентной ситуации,
  • оценку степени конкурентных преимуществ.

Причем, как самого предприятия, так и его соперников на рынке. Задача заключается в том, чтобы установить преимущество предприятия или его продукции. Кроме того, необходимо оценить, как это преимущество можно сохранить в конкретной ситуации.

Конкурентное преимущество - это те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами. Создание конкурентных преимуществ напрямую связано с разработкой комплекса мер в области [4]:

  • товара,
  • распределения,
  • цены,
  • стимулирования.

При этом, такие меры должны обеспечить превосходство над похожими действиями конкурентов.

Конкурентные стратегии на корпоративном уровне преследуют определенную цель - обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке по отношению к фирмам - конкурентам. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий - удержание предприятием определенной доли рынка или ее увеличение.

Необходимо классифицировать стратегии конкуренции компании с целью:

  • систематизации существующих подходов,
  • выделения методической основы формирования возможных стратегических альтернатив.

В связи с этим, можно выделить пять наиболее часто встречающихся

подходов к классификации конкурентных стратегий компании, а также сформулировать принципы классификации (табл 1).

Кроме того, указанные в таблице 1 стратегии состоят из 2-х уровней:


  • корпоративного уровня,
  • уровня бизнес-единицы.

И естественно, эти стратегии реализуются компанией с помощью функциональных маркетинговых стратегий.

Виды основных конкурентных стратегий представлены в приложении 1. Можно сказать, что данные стратегии формируют множество возможных стратегических альтернатив конкурентного поведения компании на рынке.

Таблица 1

Классификация конкурентных стратегий компании

Авторы подхода

Принцип классификации

Рассматриваемые стратегии

Ф. Котлер, П.Дойль

Конкурентная позиция компании на рынке

Лидер рынка, претендент на лидерство, последователь, обитатель ниши

М. Трейси,

Ф. Вирсема

Форма удовлетворения потребительских предпочтений

Функциональное превосходство, тесная связь с потребителем, лидирующая позиция по товарам

М..Портер

Создание конкурентного преимущества

Лидерство в издержках, дифференциация продукции, фокусирование

Р.Майлс,

Ч. Сноу

Позиция компании относительно развития товаров/рынков

«Разведчик», «защитник», «аналитик», «реакционер»

Л. Г. Раменс-кий,

X. Фризевин-кель

Специфика производства

Силовая, нишевая, приспособленческая, пионерная

Стратегии олигопольного рынка [18]:

1. Независимое поведение. При этой стратегии действия фирмы совершаются без учета действий и/или противодействий конкурентов. Это характерно:

  • для принятия второстепенных решений,
  • в случае доминирования компании на рынке.

2. Кооперативное поведение. Это поведение соответствует дружеской позиции конкурентов, которые, как правило, стремятся скорее к мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Оно характерно для:

  • средних фирм,
  • крупных компаний на нерегулируемых государством рынках.

3. Адаптивное поведение. Это поведение основано на явном учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок стабилизируется.

4. Опережающее поведение. Это поведение заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие фирмы. В этой ситуации есть условие: они должны сохранить свою линию поведения. Одновременно это поведение является наиболее сложным типом конкурентного поведения, которое требует от компании:


  • постоянного наблюдения за своими конкурентами,
  • определения реакции конкурентов на различные действия фирмы.

Эта стратегия по мере развития маркетинга становится наиболее применяемой на олигопольном рынке.

5. Агрессивное поведение. Эта стратегия может означать предвидение:

  • неблагоприятной позиции,
  • реакции конкурентов.

Чаще всего такое поведение встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом спросе. В этом случае компания может увеличить свои объемы продаж только за счет конкурентов. В ситуации чистой конкуренции долгосрочной стратегией фирмы, как правило, является рекомендация компании ограничить конкуренцию на рынке. Добиться этого можно путем:

  • наращивания объемов производства,
  • приобретения монопольной власти на рынке,
  • разрушения ситуации чистой конкуренции.

Второй возможный выход - дифференциация товаров в определенных целях, например:

  • уменьшение степени их заменяемости,
  • рост издержек перехода для покупателей.

Причем в этой ситуации особое внимание компания должна уделять:

  • контролю качества,
  • политике укрепления имиджа марки.

В этом случае путем усиления дифференциации идут некоторые страны - экспортеры сырья и товаров. В этом случае необходимо выбрать конкурентную стратегию, но только после того, как компания определится с:

  • конкурентными преимуществами,
  • базовой стратегией.

Стратегия “лидера”. Лидер рынка – это фирма, которая занимает главенствующую позицию на рынке. Причем это признается:

  • большинством покупателей,
  • конкурентами компании.

Чаще всего лидер рынка представляет собой “точку отсчета” для конкурентов, которые:

  • либо атакуют,
  • либо имитируют,
  • либо избегают его.

В распоряжении лидера находится наибольшее число стратегических приемов. И это правильно. Просто он:

  • контролирует рынок,
  • навязывает ему свои условия.

Основной риск данной стратегии заключается в том, что фирма-лидер вынуждена растрачивать свои ресурсы на:

  • поддержание лидерства,
  • отражение атак конкурентов.

Стратегии [4,18]:

1. Расширение рынка. Увеличение общего спроса на товар может стать стратегией лидера на рынке. Можно сказать, что в случае роста потребления, прежде всего, выиграет лидирующая фирма.

2. Защита своей доли рынка. По мере роста объемов продаж важность защиты собственной доли рынка возрастает. В этом случае, появляются компании, способные нанести лидеру ощутимые потери. Тогда целью оборонительных стратегий является:


  • снижение вероятности атак конкурентов,
  • уменьшение интенсивности возможного нападения.

3. Увеличение доли рынка. По результатам экономических исследований, в большинстве отраслей рост доли рынка ведет к росту

прибыльности компаний. Надо сказать, к существенному росту.

Однако, обострение конкуренции привело к тому, что менеджеры стали проявлять все больший интерес к моделям ведения серьезных боевых действий. В связи с этим, определение маркетинговых стратегий защиты имеет основательное «нападающее» значение.

Методы расширения рынка:

1. Привлечение новых пользователей. Расширение рынка за счет продажи товара людям, которые:

  • не владели информацией о свойствах товара,
  • не могли приобрести товар из-за высоких цен на него,
  • не желали покупать продукт, который по многим причинам им не подходил.

2. Новые способы применения продукта. Расширение рынка за счет

новых способов использования продукта:

  • открытия,
  • продвижения.

3. Увеличение интенсивности использования продукта. Расширение

рынка за счет увеличения интенсивности потребления товара.

Варианты стратегии «защиты доли рынка»:

1. Позиционная оборона. Она основана на защите существующих рынков компании от захвата конкурентов. Имеет очевидный недостаток - возможность атаки со стороны товаров-субститутов.

2. Защита флангов. Подразумевает создание в ассортименте компании таких товаров, которые бы способствовали ограничению:

  • прихода на рынок товаров-субститутов,
  • товаров, ориентированных на незанятые ниши.

3. Упреждающие удары. Этот вариант основан на постоянных выпадах против конкурентов. Эти выпады, как правило» проводятся на второстепенных товарно- географических рынках. Такая стратегия:

  • нарушает работу конкурирующих компаний,
  • способствует снижению концентрировать усилия на наиболее слабых для компании направлениях.

4. Контратака. Это проведение бесконечных ответных действий на наиболее не защищенных для конкурента направлениях. Причем, в ходе контратаки может применяться любая из атакующих стратегий. Также, в ходе контратак используются преимущества лидера. Эти преимущества связаны с наличием стратегических резервов. Кстати, стратегические резервы могут быть направлены на отражение нападения.

5. Мобильная защита. Основывается на товарной и географической диверсификации. И это, в свою очередь, позволяет: