Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Конкурентные стратегии фирм).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Конкурентные стратегии фирм
1.1 Конкурентные стратегии и их виды
1.2.Базовые конкурентные стратегии по М.Портеру
Конкурентная стратегия лидерства в продукте
Конкурентная стратегия ценового лидерства
Конкурентная стратегия лидерства в нише
2. Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках
2.1. Разработка конкурентной стратегии организации ООО «Тормоз»
2.2 План мероприятий по реализации конкурентной стратегии предприятия
2.3. Пример формирования стратегии выхода компании на зарубежный рынок
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция - это следствие рыночной экономики. Необходимо заметить, что методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием изменений:
- институциональных,
- законодательных.
Причем эти изменения происходят в развивающейся российской экономике. Формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий:
- изменение темпов роста потребительского спроса,
- приход на рынки иностранных компаний.
Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формировании конкурентной стратегии. Здесь имеются ввиду предприятия, которые производят продукцию и оказывают услуги:
- крупные корпорации,
- средние предприятия,
- небольшие предприятия.
Развитие российской экономики постепенно приводит к смене «рынка продавцов» на «рынок покупателей». При этом, компании реагируют на такие изменения рыночных условий только активизацией сбытовой политики. Хотя, можно сказать, что в современной ситуации формирование компанией конкурентной стратегии становится:
- одним из условий долгосрочной конкурентоспособности компании,
- устойчивое положение на рынке.
Проблема формирования и реализации конкурентной стратегии компании сложна и многогранна.
Данное исследование направлено на методическое описание процесса формирования стратегии конкуренции применительно к российским отраслевым рынкам потребительских быстро оборачиваемых товаров. Это происходит в ситуации, когда большинство этих рынков на настоящий момент прошли этап становления и структурированы. Это позволяет проводить анализ рыночной ситуации и процессов конкуренции. Необходимо отметить, что при всей значимости формирования стратегии конкуренции для компании само понятие конкурентной стратегии не нашло своего единственного определения в литературе и практике бизнеса. Вместе с этим, их дискуссионность дополняется также отраслевой спецификой рынков. Причем, эта отраслевая специфика оказывает существенное влияние на выработку стратегических решений. Развитие теории конкуренции началось с формирования модели рынка совершенной конкуренции и ее полной противоположности – модели монополии. Следующим шагом стало понимание конкуренции как определенного динамического процесса, являющегося неотъемлемой частью рыночного хозяйства. И тогда, конкуренция как движущая сила экономической жизни стала рассматриваться отдельно от статической модели конкуренции. Современное представление о конкуренции характеризуется сменой концепции «конкуренция как борьба компаний на рынке» на более широкое понятие «взаимодействие компаний». Мировые тенденции развития экономики, в том числе процессы глобализации, показывают, что основными формами конкурентного взаимодействия компаний на развитых рынках становятся сосуществование и сотрудничество.
Целью данной работы является изучение конкурентных стратегий на внутреннем или мировом рынках.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть понятие и виды конкурентных стратегий;
- изучить базовые конкурентные стратегии по М.Портеру;
- описать формирование конкурентной стратегии на внутреннем рынке – ООО «Тормоз».
1. Конкурентные стратегии фирм
1.1 Конкурентные стратегии и их виды
Конкуренция - это соперничество предприятий на рынке. Кстати, это соперничество направлено на привлечение потенциальных потребителей.
Конкурентный анализ представляет собой:
- анализ конкурентной ситуации,
- оценку степени конкурентных преимуществ.
Причем, как самого предприятия, так и его соперников на рынке. Задача заключается в том, чтобы установить преимущество предприятия или его продукции. Кроме того, необходимо оценить, как это преимущество можно сохранить в конкретной ситуации.
Конкурентное преимущество - это те характеристики рыночной деятельности предприятия, которые создают определенное превосходство над конкурентами. Создание конкурентных преимуществ напрямую связано с разработкой комплекса мер в области [4]:
- товара,
- распределения,
- цены,
- стимулирования.
При этом, такие меры должны обеспечить превосходство над похожими действиями конкурентов.
Конкурентные стратегии на корпоративном уровне преследуют определенную цель - обеспечить конкурентное преимущество предприятия на рынке по отношению к фирмам - конкурентам. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий - удержание предприятием определенной доли рынка или ее увеличение.
Необходимо классифицировать стратегии конкуренции компании с целью:
- систематизации существующих подходов,
- выделения методической основы формирования возможных стратегических альтернатив.
В связи с этим, можно выделить пять наиболее часто встречающихся
подходов к классификации конкурентных стратегий компании, а также сформулировать принципы классификации (табл 1).
Кроме того, указанные в таблице 1 стратегии состоят из 2-х уровней:
- корпоративного уровня,
- уровня бизнес-единицы.
И естественно, эти стратегии реализуются компанией с помощью функциональных маркетинговых стратегий.
Виды основных конкурентных стратегий представлены в приложении 1. Можно сказать, что данные стратегии формируют множество возможных стратегических альтернатив конкурентного поведения компании на рынке.
Таблица 1
Классификация конкурентных стратегий компании
Авторы подхода |
Принцип классификации |
Рассматриваемые стратегии |
Ф. Котлер, П.Дойль |
Конкурентная позиция компании на рынке |
Лидер рынка, претендент на лидерство, последователь, обитатель ниши |
М. Трейси, Ф. Вирсема |
Форма удовлетворения потребительских предпочтений |
Функциональное превосходство, тесная связь с потребителем, лидирующая позиция по товарам |
М..Портер |
Создание конкурентного преимущества |
Лидерство в издержках, дифференциация продукции, фокусирование |
Р.Майлс, Ч. Сноу |
Позиция компании относительно развития товаров/рынков |
«Разведчик», «защитник», «аналитик», «реакционер» |
Л. Г. Раменс-кий, X. Фризевин-кель |
Специфика производства |
Силовая, нишевая, приспособленческая, пионерная |
Стратегии олигопольного рынка [18]:
1. Независимое поведение. При этой стратегии действия фирмы совершаются без учета действий и/или противодействий конкурентов. Это характерно:
- для принятия второстепенных решений,
- в случае доминирования компании на рынке.
2. Кооперативное поведение. Это поведение соответствует дружеской позиции конкурентов, которые, как правило, стремятся скорее к мирному сосуществованию, чем к открытой конфронтации. Оно характерно для:
- средних фирм,
- крупных компаний на нерегулируемых государством рынках.
3. Адаптивное поведение. Это поведение основано на явном учете действий конкурентов и приспособлении к ним. Если все конкуренты принимают такой тип поведения, то рынок стабилизируется.
4. Опережающее поведение. Это поведение заключается в стремлении предвидеть реакцию конкурентов на действие фирмы. В этой ситуации есть условие: они должны сохранить свою линию поведения. Одновременно это поведение является наиболее сложным типом конкурентного поведения, которое требует от компании:
- постоянного наблюдения за своими конкурентами,
- определения реакции конкурентов на различные действия фирмы.
Эта стратегия по мере развития маркетинга становится наиболее применяемой на олигопольном рынке.
5. Агрессивное поведение. Эта стратегия может означать предвидение:
- неблагоприятной позиции,
- реакции конкурентов.
Чаще всего такое поведение встречается в ситуации олигополии при нерасширяемом спросе. В этом случае компания может увеличить свои объемы продаж только за счет конкурентов. В ситуации чистой конкуренции долгосрочной стратегией фирмы, как правило, является рекомендация компании ограничить конкуренцию на рынке. Добиться этого можно путем:
- наращивания объемов производства,
- приобретения монопольной власти на рынке,
- разрушения ситуации чистой конкуренции.
Второй возможный выход - дифференциация товаров в определенных целях, например:
- уменьшение степени их заменяемости,
- рост издержек перехода для покупателей.
Причем в этой ситуации особое внимание компания должна уделять:
- контролю качества,
- политике укрепления имиджа марки.
В этом случае путем усиления дифференциации идут некоторые страны - экспортеры сырья и товаров. В этом случае необходимо выбрать конкурентную стратегию, но только после того, как компания определится с:
- конкурентными преимуществами,
- базовой стратегией.
Стратегия “лидера”. Лидер рынка – это фирма, которая занимает главенствующую позицию на рынке. Причем это признается:
- большинством покупателей,
- конкурентами компании.
Чаще всего лидер рынка представляет собой “точку отсчета” для конкурентов, которые:
- либо атакуют,
- либо имитируют,
- либо избегают его.
В распоряжении лидера находится наибольшее число стратегических приемов. И это правильно. Просто он:
- контролирует рынок,
- навязывает ему свои условия.
Основной риск данной стратегии заключается в том, что фирма-лидер вынуждена растрачивать свои ресурсы на:
- поддержание лидерства,
- отражение атак конкурентов.
Стратегии [4,18]:
1. Расширение рынка. Увеличение общего спроса на товар может стать стратегией лидера на рынке. Можно сказать, что в случае роста потребления, прежде всего, выиграет лидирующая фирма.
2. Защита своей доли рынка. По мере роста объемов продаж важность защиты собственной доли рынка возрастает. В этом случае, появляются компании, способные нанести лидеру ощутимые потери. Тогда целью оборонительных стратегий является:
- снижение вероятности атак конкурентов,
- уменьшение интенсивности возможного нападения.
3. Увеличение доли рынка. По результатам экономических исследований, в большинстве отраслей рост доли рынка ведет к росту
прибыльности компаний. Надо сказать, к существенному росту.
Однако, обострение конкуренции привело к тому, что менеджеры стали проявлять все больший интерес к моделям ведения серьезных боевых действий. В связи с этим, определение маркетинговых стратегий защиты имеет основательное «нападающее» значение.
Методы расширения рынка:
1. Привлечение новых пользователей. Расширение рынка за счет продажи товара людям, которые:
- не владели информацией о свойствах товара,
- не могли приобрести товар из-за высоких цен на него,
- не желали покупать продукт, который по многим причинам им не подходил.
2. Новые способы применения продукта. Расширение рынка за счет
новых способов использования продукта:
- открытия,
- продвижения.
3. Увеличение интенсивности использования продукта. Расширение
рынка за счет увеличения интенсивности потребления товара.
Варианты стратегии «защиты доли рынка»:
1. Позиционная оборона. Она основана на защите существующих рынков компании от захвата конкурентов. Имеет очевидный недостаток - возможность атаки со стороны товаров-субститутов.
2. Защита флангов. Подразумевает создание в ассортименте компании таких товаров, которые бы способствовали ограничению:
- прихода на рынок товаров-субститутов,
- товаров, ориентированных на незанятые ниши.
3. Упреждающие удары. Этот вариант основан на постоянных выпадах против конкурентов. Эти выпады, как правило» проводятся на второстепенных товарно- географических рынках. Такая стратегия:
- нарушает работу конкурирующих компаний,
- способствует снижению концентрировать усилия на наиболее слабых для компании направлениях.
4. Контратака. Это проведение бесконечных ответных действий на наиболее не защищенных для конкурента направлениях. Причем, в ходе контратаки может применяться любая из атакующих стратегий. Также, в ходе контратак используются преимущества лидера. Эти преимущества связаны с наличием стратегических резервов. Кстати, стратегические резервы могут быть направлены на отражение нападения.
5. Мобильная защита. Основывается на товарной и географической диверсификации. И это, в свою очередь, позволяет: