Файл: Проблемы налогообложения малого предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Как известно, малый бизнес является основой любой экономики. Именно малый бизнес создает средний класс. У нас в стране правительство также стремится всячески развивать и поддерживать малый бизнес, но как показывает статистика реальная ситуация совсем не способствует его развитию. Сложившаяся ситуация в нашей стране в отношении малого бизнеса восходит к 90-м годам. Тогда, в начале 90-х годов, из-за расширения теневого рынка экономики, государство значительно повысило «цены» на ведение малого бизнеса. Те времена прошли, а вот тенденция увеличивать налоги так и осталась. Порой, из-за подобной политики, даже самая перспективная идея не проходит даже точку реализации, не то, что развития. Сейчас существует несколько видов налогов, которые предприниматель вынужден платить не только за то, что получает прибыль, но и за своих сотрудников. Исходя из этого, если начинающий предприниматель будет платить регулярно и в полном размере все свои налоги, то ему не хватит денег на то, чтобы поддерживать дело конкурентоспособным.

Основные проблемы налогообложения малого бизнеса связаны с теми законами, которые принимаются. Создается такое ощущение, что большая часть законов, касающихся этого вопроса, принимаются готовыми только наполовину. То есть деньги предприниматель заплатить должен, но вот где их взять — проблемы самого же предпринимателя.

Целью курсовой является исследование актуальности вопроса применения НДС.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть проблемы налогообложения малого предпринимательства;

2) изучить понятие и учет НДС;

1. Проблемы налогообложения малого предпринимательства

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Данный сектор экономики формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса. Малый бизнес в значительной части определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.

В России тема малого бизнеса стоит на повестке дня уже длительное время. Государство во многом пошло навстречу малому бизнесу, так в РФ правила организации данного бизнеса являются одними из самых лояльных. Были введены в действие несколько режимов налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ставка – 15%), причем налоговые обязательства в рамках этих режимов для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, по сравнению с налогообложением в рамках общего режима. Упрощенной системой налогообложения предусмотрены три порядка: налоги с объектами налогообложения «доходы» (ставка – 6%), «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка – 15%), а также упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями. Они являются добровольно выбираемыми [2]. Однако, несмотря на принимаемые меры, ими не удовлетворены как предприниматели, так органы власти.


Несмотря на шаги навстречу со с стороны государства, в классификации проблем малого бизнеса проблема налогообложения стоит на первом месте. Сфера малого бизнеса обладает рядом особенностей, обусловленных его спецификой. Проведенные исследования показывают, что особенности эти усугубляют и без того сложное положение малых предприятий. К таким особенностям прежде всего относятся издержки, которые для малого бизнеса могут быть выше, это прежде всего издержки финансирования бизнеса. Для малого предпринимательства заемные средства обычно труднодоступны, к тому же ставки по кредитам обычно выше.

В связи с труднодоступностью кредитов малый бизнес вынужден при финансировании инвестиций полагаться во многом только на собственные средства. В то же время обычный режим налогообложения капитала создает преимущества для финансирования бизнеса из заемных средств, что ставит малое предпринимательство в неравные условия по отношению к крупному и среднему бизнесу. Для коррекции данного эффекта возможно применение мер как налогового, так и неналогового характера. В случае осуществления налоговых мер, по причине различного минимального эффективного масштаба производства в разных видах деятельности важно избегать избыточных налоговых льгот и уступок малому предпринимательству.

Также малый бизнес несет более высокие удельные издержки, связанные с уплатой налогов и, в частности, с ведением налогового учета. В данном случае речь идет об издержках, связанных с затратами денег, времени, а также о психологических издержках. Данные бухгалтерского учета используются для определения налоговых обязательств [5]. Для малого бизнеса альтернативные издержки ведения учета будут выше, по причине того, что крупный и средний бизнес ведет бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях. Для малого предпринимательства потребность в данных бухгалтерского учета для целей, не относящихся к расчету налоговых обязательств, обычно ниже.

Существуют и относительные издержки бизнеса, на них в зависимости от его масштаба может сказываться деятельность государственных учреждений и организаций, причем эффект может проявляться как в росте издержек, так и в их снижении. Получение информации, в том числе общедоступной и бесплатной или почти бесплатной, сопряжено с издержками для того, кто ее ищет. Например, изменения в налоговом законодательстве могут потребовать изменения оформления сделок или порядка ведения бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций. Но получение информации о таких изменениях и о правильном оформлении документов в новых условиях потребует определенных усилий, а использованы результаты будут при производстве и реализации продукции в различных объемах.


Действующая в настоящее время система налогообложения не берет во внимание особенности издержек малого предпринимательства и носит сугубо фискальный характер. Она направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли - основной мотивации их деятельности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения налогового бремени малого бизнеса. Так, в 2013 году увеличились страховые взносы для ИП, что привело к прекращению деятельности около 500 тысяч предпринимателей. А в 2014 году Совет Федерации одобрил законопроект, согласно которому к обязательствам предпринимателей, работающих по УСН добавляется налог на имущество[1]. Причем налог будет начисляться, исходя из кадастровой, максимально приближенной к рынку, оценки имущества. В итоге налоговое бремя может удвоиться.

Необходимость решения  сиюминутных  бюджетных  проблем доминирует над  задачами обеспечения экономического роста, укрепления финансового положения предприятий и, таким образом, препятствует расширению налоговой базы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ныне действующая налоговая политика ограничивает возможности накопления средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие производственной базы, и, в конечном счете, ведет либо к разорению предпринимателей, либо к их переориентации на отрасли с быстрым оборотом капитала, либо к уходу в теневую экономику.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства. [5]

Все  вышеперечисленные  проблемы  можно  решить,  проведя  грамотную  реформу  существующей  системы  налогообложения  малого  бизнеса.  Для  этого  можно  использовать  успешный  опыт  других  стран.  Также  важно  повышать  уровень  знаний  самих  предпринимателей  в  сфере  налогообложения.  Только  при  таких  условиях  российский  малый  бизнес  сможет  развиваться  и  быть  конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.


Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений.

Глава 2. Понятие и учет НДС

Налог на добавленную стоимость является обязательным к уплате для любого предприятия, занимающегося производством, реализацией товаров, предоставлением услуг. В данной статье мы поговорим о налоговых ставках, объектах налогообложения, системе расчета НДС и важности заполнения налоговой декларации.

Понять суть НДС для "чайника" будет проще, если разобраться в понятиях налогового кредита и обязательства, разница между которыми и является фактической суммой для уплаты в казну государства: Налоговый кредит – это сумма, на которую можно уменьшить налоговое обязательство в данном отчетном периоде, так как она уже уплачена ранее. Налоговое обязательство – общая сумма налога за отчетный период. Например, продавец хочет реализовать товар стоимостью 10000 у.е. с наценкой 15%, то есть за 11500 у.е. Ставка НДС для него – 20%, то есть налог составляет 2300 у.е. Документальное оформление расчетов за товары и услуги происходит с помощью налоговых накладных. Помимо них есть еще один важный документ – счет-фактура, который выписывается в двух экземплярах : один предназначается для продавца, другой – для покупателя. Если вы приобретаете товар, то регистрируете свою счет-фактуру в книге покупок, если продаете, то в книге продаж. Расчет НДС для "чайника" будет несложен, если сохранять всю налоговую документацию. При отсутствии, неправильном оформлении или утере счета-фактуры от продавца вы не имеете права на налоговый кредит, что означает переплату НДС, так как вам нечего вычесть из налогового обязательства.


Учет НДС для "чайников" начинается с регистрации счетов-фактур в книге продаж и книге покупок. Разница между налоговым обязательством и общей суммой налогового кредита за отчетный период – это НДС к уплате. Если тщательно вести бухгалтерскую документацию, то очень просто рассчитать НДС. Для "чайников" проводки могут составлять большую сложность, поэтому записи должен производить профессионал, так как на их основании происходит итоговый расчет налога в конце отчетного периода. Ставка налога на добавленную стоимость зависит от деятельности, которую осуществляет предприятие, а также от его годового денежного оборота. Поясним расчет НДС на примере производства и реализации женских платьев на территории РФ, НДС для которой составляет 18%. Производитель закупил ткань и фурнитуру на сумму 20000 руб., а также заплатил НДС 3600 руб. Он получил счет-фактуру, которую внес в книгу покупок. 3600 руб. – это налоговый кредит в данном случае. Из исходных материалов было произведено 10 платьев, которые планируется реализовать по цене 3500 руб. каждое, то есть общая наценка на товар составит 15000 руб. Налоговое обязательство считается следующим образом: (3500*10)*18/100=6300 руб. Формула обязательного к уплате НДС для "чайника" проста: из налогового обязательства вычитается налоговый кредит. В нашем примере необходимо сделать следующее: 6300-3600=2700 руб. Предприниматель должен уплатить НДС в размере 2700 руб., так как 3600 руб. он уже внес, когда приобретал ткань и фурнитуру.

Индивидуальные предприниматели, организации и лица, транспортирующие товары через границу государства, являются налогоплательщиками НДС. Что это такое для "чайников"? Это значит, что выяснить, будете ли вы платить налог на добавленную стоимость, можно следующим образом: необходимо определить свой статус в соответствии с Налоговым кодексом страны, где зарегистрировано ваше предприятие. Объектами налогообложения в РФ являются приведенные ниже операции: Реализация товаров, услуг на территории РФ. К ним также относится передача имущественных прав и залога. Выполнение строительно-монтажных работ. Передача товаров, услуг или работ для собственных нужд. При исчислении НДС для "чайника" стоит учесть, что расходы на подобные операции не принимаются к вычету. Импорт товаров на территорию РФ.

НДС для "чайников" (2014 год) - это 3 ставки: 0%, 10% и 18%, определяемые в зависимости от рода деятельности предприятия. Налогом на добавленную стоимость в размере 0% облагается реализация следующих товаров, услуг или работ: Обязательства, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефтепродуктов, природного газа. Услуги международной перевозки товаров. Предоставление железнодорожного подвижного состава. Реализация товаров, которые вывезли по таможенной процедуре экспорта. Полный список объектов налогообложения изложен в ст. 164 НК РФ. НДС в размере 10 % платят при реализации продовольственных товаров: мяса, птицы, морепродуктов, рыбы; яиц; соли, сахара; зерна, круп; макаронных изделий; молокопродуктов; хлебобулочных изделий; овощей; детского и диабетического питания. 10% взимается при реализации таких детских товаров: одежды и обуви; кроватей и матрацев; подгузников; колясок; канцелярских принадлежностей. Книжная продукция образовательного характера, связанная с наукой или культурой, а также периодические печатные издания облагаются НДС в размере 10%. Это не относится к полиграфической продукции эротического или рекламного характера. Медицинские товары: препараты и изделия медицинского назначения также входят в число товаров, облагаемых НДС в размере 10%.