Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса Subway).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последние несколько лет в России франчайзинг стремительно набирал обороты. Многие специалисты и в период кризиса оценивают покупку франшизы как очень привлекательную модель предпринимательства, в связи с этим тема «Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений» является актуальной.

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под влиянием объективных потребностей экономического развития.

Франчайзинг можно понимать, как льготное предпринимательство, как форму длительного делового сотрудничества, в процессе которого большая компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставления услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса.

Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Привлекательность франчайзинга в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный прибыльный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и закрепить свои позиции на рынке. Именно этим можно объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке.

Организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает предпринимательский риск, потому что в этом случае происходит использование уже отработанного бизнеса, что доказал свою эффективность.

Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки предпринимательства, одним из возможных решений важной государственной задачи. Практическая значимость указанных проблем и объективная необходимость развития франчайзинга в России обусловили актуальность темы исследования курсовой работы, цель и задачи, предмет и объект исследования.

Объектом исследования курсовой работы является франчайзинг, как особый вид вертикальных ограничений.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга, его особенностей в вертикальных ограничениях.


Цель исследования предполагает выполнение следующих задач:

- понять сущность и разновидности франчайзинга;

- исследовать историю франчайзинга;

- франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений;

- анализ особенностей и требований организации франчайзинговой сети Subway;

- анализ бизнеса по франшизе и его развитие в России;

- на основе полученных знаний сделать вывод.

Первая отечественная публикация, посвященная франчайзингу, – книга В. В. Довганя, в которой сделана попытка подойти к анализу франчайзинговой деятельности с научно-практических позиций, однако вопросы, связанные с эффективным управлением франчайзинговыми системами, не нашли в ней должного отражения. С момента ее выхода тема франчайзинга продолжала разрабатываться российскими учеными в различных аспектах. Нельзя не упомянуть книги: Васильева Е. Н. «Франчайзинг. Коммерческая концессия»; Землякова Д. Н., Бакашева М. О. «Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса»; В. В. Колесникова «Построение франчайзингового бизнеса», И. В. Рыковой «Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры»; Сосны С. А., Цирата А. В. «Франчайзинг и франчайзинговый договор» и т.д.

Наиболее широко данное понятие рассмотрено в учебном пособии «Гражданское право. Часть вторая» под ред. В.П.Мозолина, учебном пособии С.П.Гришаева «Интеллектуальная собственность», а также в Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации под ред. О.Н.Садикова. Кроме того, значительный интерес представляет монография М.И.Брагинского и В.В.Витрянского «Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг». Широкое обсуждение тема франчайзинга получила и в юридических журналах. Особый интерес вызывают статьи К.И.Налетова «Еще раз о правовой природе концессионного соглашения», О.Орловой «Франчайзи партнеру не товарищ», И.Рыковой «Особенности национального франчайзинга».

В то же время ряд вопросов научно-методического характера, касающихся построения и развития франчайзинговых сетей, их стабильности и эффективности функционирования остается недостаточно проработанным.

Теоретико-методологическую основу исследования составил системный подход к анализу социально-экономических процессов и явлений. Широко использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления в социально-экономических системах, проблемам развития отечественного гостиничного комплекса, многочисленные материалы эмпирического характера, в том числе полученные автором в ходе исследования.


Информационной базой дипломной работы послужили: «нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, по теме исследования, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.

1. Теоретические аспекты франчайзинга

1.1 Сущность франчайзинга и история возникновения

Франшиза переводится с французского как льгота и означает определенный набор документов и прав на пользование элементами бизнеса. Такими элементами могут быть [35]:

  • ноу-хау и технологии;
  • методы ведения бизнеса; товарные знаки, марки, логотипы; бренды; бизнес-модели;
  • программное обеспечение и т.д.

По сути, это «аренда» определенного бренда или торговой марки, приобретение права пользоваться всеми ее наработками, технологиями, репутацией для получения собственной выгоды в виде прибыли. Франчайзинг – это сам процесс покупки франшизы, определенное соглашение между сторонами договора.

Проще говоря, франшиза является объектом франчайзинга. Стороны данного договора – франчайзер и франчайзи. Первый – это тот, кто продает франшизу, второй – тот, кто ее покупает [15].

Франчайзинг:

• Это способ совместных действий партнеров на договорной (контрактной) основе, связанных как с продажей коммерческих или промышленных знаний, так и с непосредственным участием фирмы- владельца технологии и товарного знака (франчайзер) в производстве и сбыте продукции своего партнера (франчайзи)

• Особая форма стимулирования объема продаж дистрибьютора [4].

Также в договоре оговаривается и оплата стоимости франшизы. Она осуществляется в двух видах:

  • паушальный платеж – единоразовая оплата стоимости франшизы;
  • роялти – выплата % от прибыли, полученной в процессе использования франшизы или выплата фиксированного платежа за определенный период [11].

Бизнесмен берет на себя определенные обязательства:

  • производить продукцию с соблюдением требований к ее качеству и применяемым технологиям;
  • осуществлять деятельность в строго установленном месте по намеченной схеме;
  • использовать товарный знак франчайзера [28].

История возникновения История франчайзинга берет свое начало более полутора века назад, в 1851 г. Его основателем считается владелец крупной компании, выпускающей швейные машинки — Исаак Зингер. Именно он первым начал продавать независимым фирмам право на продажу, обслуживание и ремонт своей продукции по всей территории США [34].


Таким образом, Зингер не только распространил свой товар на большую территорию без каких-либо усилий, но и обеспечил послепродажное ее обслуживание.

Следующая компания – General Motors. Ее дилеры продавали автомобили только этой фирмы. За счет того, что они вносили финансовый вклад в дело, дилеры были заинтересованы в поддержании репутации фирмы General Motors и обеспечивали качественный сервис при продажах ее продукции. После успешного старта франчайзинг быстро получил распространение в других крупных компаниях [6].

Производители популярных напитков «Coca-Cola» и «Pepsi» подошли к этому так: они выпускали сироп на основном заводе, далее распространяли его на заводы франчайзи, где напиток приобретал конечную форму товара и после этого поступал на прилавки магазинов.

С начала 20 века крупные производители начинают создавать и продавать свой товар франчайзи для ее последующей реализации. Продавец предоставлял мелким реализаторам скидки и возможность использования торговой марки. Такой способ сбыта товара существует и в современных условиях.

В 1945 году кондитеры-бизнесмены Баскин и Роббинс стали продавать некоторые новые кафе своей быстро выросшей сети на условиях использования их торговой марки посторонним предпринимателям. Большого успеха в сфере франчайзинга достигли братья МакДональды. Их рестораны быстрого питания, открывшиеся в 50-х гг. прошлого века, до сих пользуются огромной популярностью и насчитывают более 30 тысяч заведений во всем мире [7].

В данный момент франчайзинг является одной из самых популярных и прогрессивных форм ведения бизнеса и широко распространен как на Западе, так и в России.

В российском законодательстве франчайзинг носит название коммерческой концессии. Этот термин по своему значению полностью соответствует франчайзингу и их определения идентичны. Подобный договор состоит из нескольких пунктов:

  • Предмет договора – собственно, те права и блага, которые продаются франчайзеру.
  • Стороны договора (правообладатель – владелец бизнеса, пользователь – покупатель франшизы).
  • Форма договора (обязательно письменная, также требуется наличие регистрации в соответствующей службе).
  • Вознаграждение (роялти) – его сумма и способ отчисления.
  • Права и обязанности сторон (как правообладателя, так и пользователя). Ограничения прав сторон.
  • Срок действия договора.
  • Изменение договора (в каких случая можно менять его условия).
  • Прекращение договора (по истечении срока или по желанию одной из сторон).
  • Ответственность (неустойки и штрафы за нарушение условий договора) [21].

1.2 Вертикальные ограничения в франчайзинге

Вертикальные ограничения, в общем понимании, это различные формы воздействия фирм на функционирование рыночного механизма и проявление ее сильных сторон на конкретном отраслевом рынке [13].

Вертикальные ограничения представляют собой определенные обязательства, которые фирма, действующая на одной из стадий технологической цепочки сделок между компаниями, налагает на поведение фирмы, функционирующей на другой стадии. К таким ограничениям относятся следующие:

1) Поддержание цен при перепродаже товаров (RPM) или поддержание розничных цен (установление рекомендательных цен). В случае продавца-монополиста результативность данных ограничений связана с устранением негативных последствий эффекта «двойной маржинализации», когда несвязанные фирмы стремятся получить свою маржу, ᴛ.ᴇ. независимо друг от друга повысить свои прибыли. В условиях совершенно конкурентного рынка, где основной целью является стимулирование сбыта, и розничные торговцы продают продукцию по ценам, равным предельным издержкам реализации, у них существует слабый стимул к увеличению расходов на оказание услуг, что снижает спрос. Для роста спроса производитель увеличивает цену, включая затраты на услуги, ориентируясь на новых потребителей, заинтересованных в получении услуг [25].

2) Франчайзинг (нелинейное ценообразование), представление франшизы, ᴛ.ᴇ. постоянного размера «выкупа» за доступ к рынку, к которому прибавляется цена единицы промежуточного товара.

При заключении контракта франчайзинга франчайзи приобретает права действовать, используя торговую марку франчайзера (крупной известной фирмы), что позволяет снизить риск деятельности и преодолеть барьеры входа на рынок, связанные с крайне важностью инвестировать в репутацию. В свою очередь франчайзеры могут осуществлять вертикальный контроль за деятельностью франчайзи в пределах контрактных ограничений, предварительно установленных ими самими [4].

3) Нормирование объема сбыта͵ ᴛ.ᴇ. минимальных и максимальных пределов, в рамках которых контракт между производителем и продавцом сохраняется [10].

4) Территориальное ограничение для одного или нескольких оптовых продавцов с целью устранения излишней конкуренции (разное рыночное пространство, либо разные сегменты покупателей) и отрицательного эффекта «безбилетников» (получающих выгоду от экономии на продвижении товара за счет создания положительного имиджа товара другими торговцами) [2].