Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы невербальных проявлений эмоциональных состояний
1.1 Определение понятий невербальных проявлений, невербального общения
1.2 Виды невербальных проявлений
2. Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний
2.1 Описание выборки, методов и процедуры исследования
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
- Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица/ В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2009.- 448 с.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 295 с.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2004. – 534 с.
- Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2006. – 496 с.
- Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 1981.
- Гаврилушкина О.П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003.- №1.- С.19-25.
- Горелов И. Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М.: Наука, 1985.
- Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2
- Дель, С.В., Нечаева, Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С.В. Дель, Д.В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.
- Дубина Л.В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лаборатория книги, 2012. – 175 с.
- Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.
- Зальцман Л. М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения // Дефектология. – 2002. № 4. – С. 63.
- Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта /И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2009, №3-2.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2001. – 749 с.
- Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова / Под ред. А.Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 368 с.
- Ковалёв А.Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации у человека / А.Г. Ковалёв // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга – Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1979. – С. 14-24.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 1999.
- Лабунская В. А. Невербальное поведение. – Ростов н/Д., 1995.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
- Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. – 2007. - № 1.– С. 166-169. (0,36 п.л.)
- Леханова О.Л. Состояние невербального общения и формирование невербальных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием: монография. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ. – 2011. - 192 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. - М.: АРКТИ, 2013
- Морозов В.П. Невербальная коммуникация: Экспериментально-психологические исследования / В.П. Морозов. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 528 с.
- Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2010, №6.
- Першина Н.А. Тактильно-кинестезические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление: монография. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - 360с.
- Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова. Психологический журнал, 2002, №3.
- Приходько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2009, №4.
- Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во «Когито-центр», 2011. – 600 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 1979.
- Слива М.Е. К вопросу о невербальных средствах передачи информации / М.Е. Слива // Вестник КрасГау. – 2013. - № 11. – С. 311 - 314.
- Стернина Т.3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т.З. Стернина // Дефектология. – 1988. – № 3 - С. 8-15
- Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба. - Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2.
- Чернышова Л.И. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Чернышова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 155.
- Шаховская С.Н. Развитие невербальных и вербальных средств коммуникации у безречевых детей / С.Н. Шаховская // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 149-155.
- Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1999. – 16с.
- Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.
Таблица 1
Результаты исследования особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции. Дети с общим недоразвитием речи
№ п/п |
радость |
грусть |
злость |
испуг |
удивление |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
6 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
10 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
12 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
14 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
15 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Таблица 2
Результаты исследования особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции. Дети с нормальным речевым развитием
№ п/п |
радость |
грусть |
злость |
испуг |
удивление |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Таблица 3
Результаты исследования особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека. Дети с общим недоразвитием речи
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
2 |
8 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
9 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
10 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
12 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
13 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
14 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
15 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таблица 4
Результаты исследования особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека. Дети с нормальным речевым развитием
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
7 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
10 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
11 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |