Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина)

Цели:

1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:

а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)

2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.

3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.

4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.

5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.

Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.

2.2 Изложение результатов исследования

В ходе использования Методика В.М. Минаева «Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции» получены данные, представленные в Таблице 1 и 2, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 1.

Рис. 1. Результаты исследования особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции

Из рис. 1 видно, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неправильные ответы давали чаще, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием: общее количество не правильных ответов у детей с нормальным речевым развитием – 4%, у детей с ОНР – 36%. Многие дети с ОНР при опознании графического изображения «Злость» и «Удивления» затруднялись, долго раздумывали, путали эти эмоции друг с другом. Дети группы с ОНР испытывали затруднения в понимании инструкции, присутствовало изобилие необоснованных пауз в речи, много раз повторяли прежде сказанное.


Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием только 5% детей дали неправильное название изображённой эмоции.

Полученные данные говорят о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи затрудняются в опознании таких эмоций как «Злость» и «Удивление». Следует отметить, что для детей были характерны проявления гипотомии – бедность эмоции, что традиционно объясняется особенностями моторики данной категории детей. Это можно объяснить и трудностями в дифференцировании этих эмоций.

В ходе использования методики  изучения особенностей
восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина) получены данные, представленные в Таблице 3 и 4, см. ПРИЛОЖЕНИЕ и на рис. 2.

Рис. 2. Результаты исследования особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека

1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека

2. Номинация эмоционального состояния

3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека

4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации

5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на изображение

6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемого персонажа

Установлено, что 20% (3 чел) детей с ОНР не смогли представить высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека; 13% (2 чел) детей с ОНР выполнили задание, но не верно. 67% (10 чел) детей с ОНР и 100% (15 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили полученное задание. Такие дети проявляли интерес и внимание к экспрессии изображенного человека, сумели самостоятельно назвать его.

20% (3 чел) детей с ОНР не справились с заданием на опознание эмоционального состояния; 20% (3 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание, но неверно; 60% (9 чел) детей с ОНР и 93% (14 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание. Такие дошкольники успешно опознали, точно назвали состояние, у таких детей в наличии активный и пассивный словарь обозначений эмоционального состояния.


27% (4 чел) детей с ОНР не справились с подбором вербального описания ситуации эмоционального состояния изображенного человека.

27% (4 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание, но неверно.

47% (9 чел) детей с ОНР и 93% (14 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием смогли правильно произвести подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека. Такие дети понимали воспринимаемое эмоциональное состояние; умеют раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым уровень его понимания.

20% (3 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием не справились с заданием подбора изображения к вербальному описанию ситуации.

33% (5 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание, но неверно.

47% (7 чел) детей с ОНР и 87% (13 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием смогли верно подобрать изображения к вербальному описанию ситуации. Такие дошкольники имеют возможность и высокую степень понимания экспрессии.

33% (5 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием не способны к вербальной фиксации признаков экспрессии с опорой на изображение. 33% (5 чел) детей с ОНР и 13% (2 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание, но неверно. 33% (5 чел) детей с ОНР и 80% (12 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием владеют вербальной фиксацией признаков экспрессии с опорой на изображение.

27% (4 чел) детей с ОНР и 7% (1 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием не могут оречевлять воспринимаемый персонаж. 47% (7 чел) детей с ОНР и 13% (2 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием выполнили задание, но с ошибкой. 27% (4 чел) детей с ОНР и 8% (15 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием определили у себя умение «оречевлять» или "оживлять" (по А.С.Золотниковой) воспринимаемый персонаж.

На основании результатов методики А.М.Щетининой были получены данные, отражающие уровень понимания эмоционального состояния. Представим распределение детей по уровням на рис. 3.

Рис. 3. Результаты определения уровня понимания эмоционального состояния

Установлено, что в группах нет детей, имеющих неадекватный уровень понимания эмоционального состояния.


20% (3 чел) детей с ОНР определили II уровень - ситуативно-конкретный понимания эмоционального состояния. Такие дети обнаруживают понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную им конкретную ситуацию.

47% (7 чел) детей с ОНР определили III уровень - словесное обозначение и описание экспрессии. Такие дети быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных экспериментатором или выделяют экспрессию в целом или перечисляют ее элементы, описывают.

33% (5 чел) детей с ОНР и 40% (6 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием определили у себя IV уровень - осмысливание в форме описания. Такие дети самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека; выделяют и описывают экспрессию; самостоятельно осмысливают ситуацию, дают
ее описание.

60% (9 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием определили V уровень - осмысливание в форме истолкования и проявления эмпатии. Такие дети самостоятельно и точно называют эмоциональное состояние; истолковывают состояние через анализ экспрессии и через самостоятельное примысливание ситуации; проявляют эмпатию, "оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии.

Анализ осуществлённых дошкольниками номинаций показал, что при общем недоразвитии речи отсутствует или используется весьма ограниченно и неадекватно эмотивная лексика: дети не владеют частнооценочной эмотивной лексикой, недостаточно понимают значение слов-эмотивов, не дифференцируют схожие эмоции, путают слова их обозначающие. В процессе обследования выяснилось, что дети с ОНР даже в шестилетнем возрасте нередко заменяют обозначение эмоционального состояния описанием физического действия, что, согласно мнению О. К. Агавеляна [1], Н.А. Першиной [42], Т.З. Стерниной [49] и др., свидетельствует о поверхностном восприятии эмоции и о недостаточной осознанности сенсорно-перцептивного образа. Наибольшая разница между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием обнаружилась во время беседы, в ходе которой выяснялось, что, по мнению ребёнка, думает и говорит изображённый на картинке персонаж, почему он испытывает ту или иную эмоцию.

В большинстве случаев (91,1 % от общего количества возможных ответов) дети с ОНР не могли построить типовую модель поведения человека в ситуации переживания эмоций, затруднялись выдвинуть гипотезы относительно её причины. Выяснилось, что если в норме дифференцировки в прогнозе речи и мыслей персонажа возникают у детей в пять – шесть лет, то у дошкольников с ОНР разделения двух планов – плана содержания и плана выражения не происходит, дети затрудняются выдвигать гипотезы относительно причин эмоционального состояния, мыслей и речевого поведения человека.


На основании проведенной диагностики, дети были распределены по группам, соответствующим уровням владения невербальными проявлениями эмоциональных состояний. Представим результаты распределения на рис. 4.

Рис. 4. Результаты определения уровня владения невербальными средствами общения

Установлено, что 67% (10 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием определили высокий уровень владения невербальными средствами общения ребенком, которые динамичны, выразительны, соответствуют общепринятым нормам, могут как замещать отдельные компоненты высказывания, так и выступать в роли дополняющих, уточняющих смыслы и значения. Такими детьми усвоены различные модели невербального коммуникативного поведения, имеется наличие разнообразных жестов, в зависимости от ситуации общения, ее контекста. У них нет трудностей организации, поддержания и развития контакта. Невербальные средства общения соответствуют плану выражения и содержанию общения. Такие дети легко понимают эмоциональное состояние партнера по общению, могут обозначить его словом и так же выразить свое эмоциональное состояние, добавить к этому невербальные средства общения. Преобладающим является продуктивный тип восприятия эмоции (аналитический, синтетический или аналитико-синтетический).

53% (8 чел) детей с ОНР и 33% (5 чел) старших дошкольников с нормальным речевым развитием определили средний уровень. В целом такими детьми усвоены общепринятые невербальные средства общения. Такие дошкольники могут легко адаптироваться в коммуникативной ситуации, установить контакт, но план выражения невербальных средств общения редко соответствует теме ситуации, ее реальному содержанию. таким детям сложно заменить невербальные средства общения вербальным эквивалентом, сложно представить цель общения, они редко выступают инициатором общения, занимают малопродуктивное положение, им сложно распознать более глубокие эмоциональные проявления партнера по общению и выразить их словесно. Преобладающим типом восприятии эмоционального состояния партнера по общению является диффузный (аморфный или локальный).

47% (7 чел) детей с ОНР отнесены к группе детей, имеющих низкий уровень владения невербальными средствами общения. Такие дети проявляют в целом коммуникативную бедность, чаще всего заменяют речевые высказывания невербальными средствами общения, количество которых минимально. Словесное обозначение эмоционального состояния партнера по общению либо диффузное, либо находится на довербальном уровне. Выразительность и динамичность используемых невербальных средств общения отсутствует. Понимание значения невербальных средств общения снижено. Следствием этого является установление малопродуктивного контакта, наблюдается общая коммуникативная рассогласованность участников общения, цели участников общения редко достигаются, детям сложно выбрать соответствующий контексту общения невербальный знак.