Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.

Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов:

Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.

Оборона – скрещённые руки на груди либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.

Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.

Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой [33].

Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…

Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.

Доверчивость – пальцы соединены в виде купола

Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.

Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.


Характеристика походки:

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

1.3 Характеристика средств невербальных проявлений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является благоприятным периодом интенсивного формирования знаковой сферы сознания. Невербальные компоненты коммуникации выполняют полимодальное значение в плане психического, интеллектуального, социального, личностного развития ребенка [36].

На основании изучения психолого-педагогической, лингвистической и специальной литературы нами были обозначены подходы изучения невербальных средств коммуникации (далее - НСК): психолингвистический - в рамках данного подхода определяется место невербальных средств общения (далее – НСО) в речевой перцепции и рецепции; лингвистический - определяются дифференциальные признаки используемых вербальных и невербальных знаков; семиотический - определяется характер связи между невербальным знаком и его значением; психолого-педагогический - определяет и уточняет основные термины, используемые в контексте с НСО; нейропсихологический подход определяет связь кодирования и декодирования невербальных средств коммуникации с особенностями межполушарного взаимодействия головного мозга.

Так же в психолого-педагогических работах исследователей (М.Г.Агавелян, С.В. Дель, Т.В.Захарова, Е.В. Кириллова, О.Л. Леханова и др.) [1; 14 и др.], определяется приоритетное значение и возможность использования невербальных компонентов коммуникации в коррекционно-развивающих целях.

Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью установления отношений или объединения для достижений некоего общего практического результата. В качестве основной характеристики общения можно выделить направ-ленность на другого участника коммуникации как на субъекта общения [6].


Благополучное протекание процесса общения является необходимым компонентом успешной социализации индивида, так как общение – это та реальность, внутри которой появляются и протекают в течение всего онтогенеза психические процессы, определяя поведение человека [2].

Любой акт коммуникации имеет внешний материальный компонент, который партнеры могут непосредственно наблюдать и который принято называть средствами общения. Невербальные средства общения (пантомимика, жестикуляция, мимика, фонационные компоненты, внешность человека и т.д.) объединяются в сигнальный комплекс, который информирует собеседника о психологическом состоянии партнера. Замечено, что если в процессе коммуникации партнер по общению демонстрирует лишь малую толику общего сигнального комплекса, то понять его собеседнику становится весьма затруднительно.

Однако способность к адекватному использованию невербальных средств общения и навыки социальной перцепции не являются врожденными, а формируются прижизненно в процессе воспитания и обучения. Развитие данных функций протекает в процессе онтогенеза одновременно в нескольких направлениях:

‒ от интерпретации отдельных компонентов невербального комплекса к пониманию целостного поведения;

‒ от интерпретации на основе мимико-жестикулярных компонентов отдельных действий и состояний партнера к пониманию их качеств и особенностей взаимоотношений;

‒ от использования невербальных средств общения как сигнального комплекса психических состояний партнера к овладению ими в качестве регулятора общения [4].

Овладение невербальными средствами общения происходит постоянно в течение всего детства ребенка в процессе взаимодействия с окружающими его людьми.

Вместе с тем, современная ситуация такова, что дети все в меньшей степени владеют невербальными средствами общения и неумение это приносят во взрослую жизнь.

Неумение адекватно использовать невербальные средства общения обусловлено, с одной стороны, изменением характера коммуникации внутри семьи, что приводит к частичной социальной депривации детей даже из полных и внешне благополучных семей. С другой стороны, в рамках дошкольного образовательного учреждения процесс эмоционального воспитания носит характер отдельных занятий, которые изредка проводит психолог, хотя, учитывая важность вопроса, должен быть непрерывным и осуществляться на любых занятиях и в процессе любых режимных моментов в течение дня.


Уже в дошкольном возрасте ребенок строит отношения со своими сверстниками. Дети дружат, ссорятся и  мирятся, помогают друг другу, порой  делают мелкие гадости. В процессе всех этих  отношений они переживают массу разнообразных эмоций. Порой дети испытывают сильное эмоциональное напряжение, о которых родители даже не подозревают. Взрослые часто не придают большого значения детской дружбе, обидам и ссорам.

Однако опыт первых отношений играет огромную роль в создании фундамента, на котором в дальнейшем развивается личность ребенка. Он  во многом предопределяет отношение человека к себе, к миру и другим людям. К сожалению, далеко не всегда все складывается удачно. У некоторых  детей уже в дошкольном возрасте закладывается и закрепляется негативное отношение к другим. Это может привести к  весьма печальным отдаленным последствиям. Вот почему очень важно своевременно  определить проблемы в отношениях ребенка со сверстниками. Важнейшая задача родителей – помочь их решить.

Для младших дошкольников характерна  яркая эмоциональная насыщенность общения.  Они не умеют разговаривать спокойно. Любят кричать, визжать, хохотать, пугать друг друга. Для них характерна повышенная  эмоциональность и раскованность.  В общении со сверстниками дети применяют яркие экспрессивно-мимические проявления, которые выражают самые разные эмоциональные состояния. Они прыгают, кривляются, передразнивают друг друга. Такая раскованность, применение непредсказуемых и нестандартных средств является отличительной чертой детского общения [15].

С большой  уверенностью можно сказать, что у детей  большая часть межличностного общения приходится на невербальное общение. Они экспрессивно выражают свои  чувства, еще не умеют контролировать и маскировать выражение своего лица. Чем младше возраст ребенка, тем существеннее  невербальное общение детей. Визуальный контакт для малышей – это исключительно значительный элемент общения. Для установления отношений очень важна мимика и располагающая улыбка.  Ведь по выражению лица можно узнать даже больше, чем по словам. Конечно, в установлении контактов  имеют значение индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам.

Таким образом, определено, что овладение невербальными средствами общения происходит постоянно в течение всего детства ребенка в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. У детей  дошкольного возраста большая часть межличностного общения приходится на невербальное общение. Они экспрессивно выражают свои  чувства, еще не умеют контролировать и маскировать выражение своего лица. Чем младше возраст ребенка, тем существеннее  невербальное общение детей.


2. Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний

2.1 Описание выборки, методов и процедуры исследования

Основная цель состояла в исследовании особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний старшими дошкольниками.

Основная гипотеза исследования:

Предполагалось, что на качество невербальных проявлений эмоциональных состояний влияет речевое развитие дошкольников.

Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Подобрать комплекс методик для исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний.

2. Применить комплекс методик для исследования средств невербальных проявлений эмоциональных состояний у старших дошкольников.

3. Определить особенности использования невербальных проявлений эмоциональных состояний старшими дошкольниками в зависимости от речевого развития.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 г.Лысьва.

В исследовании принимало участие 15 детей с общеразвивающей старшей группы «Солнышко» и 15 детей логопедической старшей группы «Непоседы» (ОНР III уровня).

В исследовании был применён комплекс взаимодополняющих диагностических заданий, позволяющих выявить особенности интерпретации детьми значения мимики, жестов и позы как наиболее значимых компонентов невербального проявления.

Опишем методики исследования.

Методика В.М. Минаева «Изучение особенностей использования детьми мимики при демонстрации заданной эмоции».

Детям предлагалось изобразить определенные эмоции, воспринимая которые испытуемые должны были передать эмоциональные состояния в мимике, пантомимике, «вокальной мимике». При оценке данного задания, необходимо было отметить, умение детей передавать заданные эмоциональные состояния, анализировалась выразительность и богатство экспрессивно - мимических средств общения.