Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Эмпирическое исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный вывод подтверждает гипотезу исследования о том, что на качество невербальных проявлений эмоциональных состояний влияет речевое развитие дошкольников.

На основании результатов исследования были предложены некоторые игры, направленные на развитие навыка невербальных проявлений эмоциональных состояний дошкольников.

Игра «В стране глухих»

Внук как будто пришел к бабушке, которая уже старенькая и плохо слышит. На вопросы бабушки внуку приходится отвечать языком жестов. По ситуации внук может прийти со двора, из леса, из детского сада, из кино, со дня рождения.

Игра «Я и дедка, я и репка, я и Жучка, я и внучка»

Взрослому надо попросить ребенка, чтобы он рассказал знакомую короткую сказку, например, «Репка» от имени героев: то басом как дед, лаем как Жучка, то пища как мышь. Можно использовать любые короткие сказки. Другой вариант этой игры. Пусть ребенок изобразит пантомимически героев выбранной сказки, стараясь передать их характер. Можно обсудить с малышом характер изображаемых героев.

Игра «Оживи картину»

Для этой игры заранее приготовьте живописную картинку с речкой. Взрослый говорит: «Дотронься, малыш, воображаемой волшебной палочкой до картинки и оживи ее. Почувствуй запахи и расскажи о них, услышь звуки, расскажи о них, дотронься до предметов, деревьев, травы. Расскажи, какие они на ощупь». А потом пусть палочка перенесет ребенка в те места картины, которые не вошли на полотно: влево, за картину, вправо, вверх, вниз. Пусть ребенок пофантазирует что там. Не забудьте после игры выйти из картинки, закрыв ее волшебной палочкой.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

Игра «Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»

Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.

Игра «Превращусь-ка я в утюг»

Ребенку надо превратиться в бытовые приборы и изобразить: раскаленный утюг, старенькую стиральную машину, бодро идущий будильник, разрывающийся от звонка телефон, настольную лампу.


Игра «Кисонька ходила, хвостиком водила»

Подберите 6-7 предметов: кусочек ваты, кусочек меха, кисточку для рисования, кусочек поролона, полоску бумаги, стеклянный флакончик, деревянную палочку, кусочек ткани. До игры дети смотрят на предметы, трогают их. Взрослый называет предметы. Дети закрывают глаза, взрослый прикасается и ласково проводит по руке от кисти до локтя или по ноге от щиколотки до колена, или по щеке ребенка. Ребенок должен узнать и назвать предмет. Эта игра благотворно действует на здоровье ребенка, снимает напряжение, раздражительность, тревожность. Гармонизирует отношения с взрослыми.

Игра «Ох, нелегкая это работа»

Ребенку предлагается взять стульчик и по команде взрослого нести его то как легкий цветок, то как щенка, то как мешок с золотым кладом, то как кастрюлю, полную до краев воды. Необходимо изобразить, как надо двигаться в каждом случае.

Игра «Шепот, шепот, шепоток, кто шептал тебе, дружок?»

В эту игру могут играть сразу несколько человек. Выбирают из играющих водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а водящий должен отгадать, кто ему шепчет. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не угадает.

Игра «Обезьянка и зеркало»

Взрослый изображает обезьянку-кривляку, а ребенок – зеркало, которое повторяет все гримасы взрослого: надувает щеки, округляет рот, вытаращивает глаза, сужает глаза, морщит лоб, поднимает брови, растягивает губы в тонкую полоску (рот до ушей).

Таким образом, интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) у детей с ОНР отсутствует адекватный целостный образ базовых эмоциональных состояний; даже видя различие в невербальном поведении, предъявляемом для восприятия, они не способны его правильно идентифицировать, распознать и обозначить вербально;

2) при восприятии и анализе ситуации дети с ОНР, как правило, не учитывают невербальные средства, не придают им значения, а нередко и вовсе их не замечают;

3) целенаправленно используемые детьми невербальные средства характеризуются дефицитарностью, инфантильностью и замороженностью;

4) невербальное общение дошкольников в стихийных условиях развивается недостаточно, приобретение ими невербальных коммуникативных умений на должном уровне затруднено.

Выявленные особенности использования и употребления невербальных проявлений эмоциональных состояний дошкольниками мы склонны объяснять несформированностью речемыслительной деятельности, недостаточным запасом знаний и неумением использовать имеющиеся языковые средства, снижением коммуникативной потребности, а также состоянием психоневрологической сферы и темпераментных особенностей детей.


Обобщение результатов проведённого исследования показывает, что они согласуются с результатами теоретического исследования. В условиях недоразвития речи происходит нарушение понимания и интерпретации невербальных проявлений эмоциональных состояний. Выяснилось, что практически все дети с ОНР испытывают трудности в идентификации значения невербальной экспрессии, демонстрируют поверхностность восприятия, диффузность сенсорно-перцептивного эталона, недостаточную чёткость, полноту, осознанность и вербализованность эталонного образования. При определении значения жестов, позы и мимики дошкольники демонстрируют конкретность, ситуативность восприятия, недостаточную осознанность отдельных элементов невербального поведения. Обозначение семантики невербальных сигналов характеризуется преобладанием описаний физических действий субъекта, не предполагающих наличие в невербальном поведении эмоциональной и коммуникативной составляющей. В процессе инетерпретации невербальных средств общения не происходит актуализации антиципирующих моделей, дети с ОНР затрудняются строить вероятностный прогноз, невербальные сигналы не дают им возможность заглянуть за рамки наличествующей ситуации. Антиципирующие модели бедны содержательно, поверхностны и размыты, сопоставление отдельных элементов невербального поведения и перевод значений из невербальной формы в вербальную затруднены.

Незрелость невербальных проявлений эмоциональных состояний как базовых предпосылок речи, невозможность их адекватного понимания и полноценной интерпретации доказывают необходимость включения в содержание логопедической работы особого раздела, предполагающего развитие у дошкольников понимания невербальных проявлений эмоциональных состояний общения и формирование у дошкольников данной группы невербальных антиципирующих моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невербальные проявления эмоциональных состояний нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Знание невербального языка помогает лучше понимать то, что происходит внутри человека, каково его психическое состояние, его отношение к другому. Язык тела – универсальный язык человечества.

Помимо вербального аспекта, всегда стоит помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает источником дополнительной информации и облегчает человеческое общение.


Невербальные средства передачи информации, несмотря на повышенный интерес к ним науки, все еще являются недостаточно изученными. До сих пор не существует единого понятийного аппарата в данной области. На сегодня существуют такие термины, как «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальные средства общения», «невербальные средства передачи информации», «невербальная семиотика», «невербальные языки культуры», которые, по сути, описывают все то, что служит, помимо речи, источником информации.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Существуют две проблемы понимания невербальных проявлений эмоциональных состояний:

- во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;

- во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Установлено, что невербальные проявления эмоциональных состояний имеют два вида источника происхождения: биологическая эволюция; культура.


Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

В ходе эмпирического исследования было установлено следующее.

Дошкольникам с речевыми нарушениями особенно трудно мимическими средствами передать эмоции гнева, страха, удивления. Они не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания, смешивают различные эмоции и имеют дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях. Частота употребления эмоциональной лексики в устной речи снижена.

Проведенное исследование выявило, что для детей с речевыми нарушениями характерно дифференцированное представление о своих эмоциональных состояниях, детям трудно передать эмоции мимическими средствами, выразить в речи эмоционально-смысловое содержание высказывания. Дети смешивают различные эмоции, частота употребления эмоциональной лексики в устной речи снижена.

Дети с речевыми нарушениями не способны изобразит такие эмоции, как злость, испуг, удивление. При изображении данных эмоций дети с общим недоразвитием речи с трудом могли передавать заданные эмоциональные состояния, изображения были не выразительными, экспрессивно - мимические средства общения бедны.

Для детей сложно произвести подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека. Они не понимали воспринимаемое эмоциональное состояние; не умели раскрывать причину ("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым низкий уровень его понимания.

Дошкольники с нарушениями речи плохо могут подобрать изображения к вербальному описанию ситуации. Такие дошкольники не имеют возможность и низкую степень понимания экспрессии.

Дети с ОНР значимо старших дошкольников с нормальным речевым развитием владеют вербальной фиксацией признаков экспрессии с опорой на изображение.

Данный вывод подтверждает гипотезу исследования о том, что на качество невербальных проявлений эмоциональных состояний влияет речевое развитие дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ