Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Характеристика оперативно розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятия оперативно-розыскного мероприятия в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Законе ОРД) нет. Регламентировать его неоднократно просили практические работники. О том же писали и ученые. Так, по справедливому замечанию В.Г. Боброва, выяснение сущности оперативно-розыскных мероприятий - это вопрос, от решения которого во многом зависит рассмо­трение различных сторон проведения таких мероприятий[1]. Дать определение оперативно-розыскного мероприятия весьма важно для правового регулирования ОРД, поскольку теория и практика в этой области во многом противоре­чива.

Понятие оперативно-розыскного меро­приятия является одним из ключевых во всей ОРД. Его отсутствие лишает научных работ­ников отправной точки. В свою очередь, это влечет разное понимание сущности оперативно-розыскного мероприятия у практических работ­ников, что неминуемо вызывает ошибки в работе[2].

При таких обстоятельствах единого понятия и даже единого подхода к оперативно-розыскным мероприятиям наука ОРД не выработала. Причем в научных работах понятие и сущность оперативно-розыскного мероприятия тоже, к сожалению, разрабатывало относительно небольшое число ученых.

Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) - составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии материальных следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся только тогда, когда иными средствами невозможно обеспечить выполнение задач, предусмотренных Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Нормативны правовые акты, издающиеся ведомствами, органы которых осуществляют ОРД, конкретизируют содержание оперативно-розыскных мероприятий, закладывая тем самым основы их организации и тактики[3].

В значительной мере организация и тактика проведения ОРМ определяется самими оперативными работниками в зависимости от сложившейся ситуации, а также тех возможностей (оснащенностью специальными техническими средствами, численностью и активностью негласного аппарата и т.д.), которыми они располагают.


По общему правилу организация и тактика ОРМ носят негласный характер, поэтому эти вопросы освещаются в специальной закрытой литературе, исследуются в рамках теории оперативно-розыскной деятельности.

Поскольку Закон об ОРД допускает изъятие предметов, материалов и сообщений при проведении оперативно-розыскных мероприятий в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица либо национальной безопасности, ОРМ в указанных ситуациях позволяют непосредственно предотвратить совершение тяжких преступлений или других социально опасных событий.

Итак, целью курсовой работы является характеристика основных оперативно-розыскных мероприятий.

1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий

1.1. Оперативно-розыскные мероприятия: определение и сущность

Для формулирования определения оперативно-розыскного мероприятия на основе анализа имеющегося научного материала и собранного практического опыта нами выделены отличительные признаки мероприятия. А именно[4]:

- оперативно-розыскное мероприятие является одной из составных частей оперативно-розыскной деятельности.

- оперативно-розыскное мероприятие подразумевает деятельность государственных органов. Согласно Закона об ОРД, оперативно-розыскная деятельность - это государственная деятельность. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц (опять же - государственных) не вправе проводить ОРД. Соответственно, оперативно-розыскное мероприятие может проводиться только государственными органами и их должностными лицами. Этот признак, не требующий казалось бы глубоких обоснований, в последнее время с развитием частных детективов и частных охранных организаций стал вызывать вопросы. Частными лицами и негосударственными органами действительно проводятся действия, схожие с отдельными оперативно-розыскными мероприятиями, например, опросом или наведением справок. Однако подобные действия статуса оперативно-розыскных мероприятий не имеют.

- оперативно-розыскное мероприятие могут проводить государственные органы и их должностные лица, прямо указанные в Законе об ОРД. Государственных органов в Российской Федерации достаточно много. Однако только те из них, которые предусмотрены Законом об ОРД, могут проводить оперативно-розыскное мероприятие. Другие государственные органы, даже предназначенные для борьбы с преступностью, такие мероприятия не проводят. То есть, например, наведение прокурором, судом справок о чем-либо оперативно-розыскным мероприятием не является, хотя по содержанию их действия могут быть похожи на аналогичное оперативно-розыскное мероприятие.


- оперативно-розыскное мероприятие прямо, непосредственно направлено на решение целей и задач ОРД. Указанный признак строго определяет направленность, цель такого мероприятия. Действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, весьма многообразны: особая финансовая работа, материально-техническое обеспечение, организационная и руководящая работа и др. Такая работа, в конечном счете, также направлена на разрешение задач ОРД. Однако прямой направленности на решение задач она все же не имеет. Так, например, просто из факта получения новой специальной техники результата не получишь. Этот результат можно получить в ходе проведения соответствующего мероприятия.

- оперативно-розыскное мероприятие проводится только при наличии оснований и условий, прямо указанных в Законе об ОРД. Только для оперативно-розыскного мероприятия Законом детально установлены специальные основания и условия проведения. Другие составляющие ОРД детального закрепления оснований и условий проведения в Законе об ОРД не имеют. Этим подчеркивается особый статус оперативно-розыскного мероприятия в ОРД.

- организация и тактика оперативно-розыскного мероприятия в соответствии с законом об ОРД составляет государственную тайну. Это означает, что приемы, методы, способы проведения оперативно-розыскного мероприятия, составляющие тактику, а также порядок, организация такого мероприятия, - не подлежат оглашению.

- цель оперативно-розыскного мероприятия должна отвечать требованиям морали и нравственности. Это вытекает из духа Закона об ОРД, из сущности такой деятельности. Оперативно-розыскное мероприятие проводится в целях обеспечения безопасности общества и государства, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности от преступных посягательств. Таким образом, только в этих, без сомнения, моральных и нравственных целях проводится мероприятие. мероприятия, такие действия иногда необходимы. Моральность и нравственность оперативно-розыскного мероприятия отличают его от схожих действий иных лиц (например, частных сыщиков), проводящих, опрос не в целях борьбы с преступностью, а в личных интересах[5].

На основании выявленных признаков оперативно-розыскного мероприятия формулируется его понятие. Думается, под оперативно-розыскным мероприятием следует понимать одну из составных частей оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющую собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением детально регламентированных законом оснований и условий, отвечающую нормам морали и нравственности и непосредственно направленную на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности[6].


Сформулированное определение охватывает как сущностные, так и формальные признаки оперативно-розыскного мероприятия. Данное определение выступает основным понятием, обобщающим понятия других мероприятий. Таким образом, оно выступает категорией теории оперативно-розыскных мероприятий.

1.2. Принципы оперативно-розыскных мероприятий

Существуют следующие общие правовые требования, относящиеся ко всем оперативно-розыскным мероприятиям:

- оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены исключительно на решение задач ОРД. Не допускается проведение ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного или религиозного объединения;

- в ходе ОРМ допускается использование только таких технических и иных средств, которые не наносят ущерба жизни и здоровью людей, не причиняют вреда окружающей среде;

- результаты ОРМ подлежат документированию, т.е. отражению в документах (их виды и реквизиты определяются ведомственными нормативными актами).

Документирование результатов ОРМ позволяет контролировать их законность и обоснованность, и в определенных случаях - использовать полученные материалы в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

Все оперативно-розыскные мероприятия должны отвечать требованиям отечественного законодательства, так и нормам международного права. Так как некоторые мероприятия могут иметь провокационный характер, то многие ученые высказывались против использования таких результатов в качестве доказательств по уголовным делам.

Значение принципов для оперативно-розыскной деятельности, по нашему мнению, выражается в следующих положениях[7]:

  1. Принципы отражают сущность оперативно-розыскной деятельности, ее характерные черты.
  2. Принципы представляют собой систему юридических норм, единых для всей оперативно-розыскной деятельности.

3. Нарушение принципов оперативно-розыскной деятельности влечет незаконность проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В оперативно-розыскной науке изучению принципов было посвящено достаточно большое количество работ. В последнее десятилетие наиболее часто к изучению принципов обращались В. М. Атмажитов, В. Г. Бобро, М. Н. Маршунов, Ю. Ф. Кваша, Д. В. Ривман, К. В. Сурков, А. Ю. Шумилов и другие.


Традиционно принципы можно разделить на две группы:

  • конституционные принципы, то есть принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации;
  • иные принципы (отраслевые, межотраслевые).

Вначале представляется целесообразным рассмотреть конституционные принципы[8].

Принцип законности предусмотрен статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Как точно замечал Д. В. Ривман, принцип законности заключается прежде всего в точном и неуклонном соблюдении в процессе проведения ОРМ положений Конституции, Закона об ОРД, других законов и постановлений правительства, иных подзаконных нормативных актов, а также приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, регламентирующих ОРД. Для подчеркивания значимости соблюдения законности этот принцип был продублирован в статье 3 Закона об ОРД. Требования против провокации в данном случае могут выражаться в том, что: во-первых, должно быть достаточно доказательств, указывающих на причастность изобличаемого лица к совершению преступлений, т.е. при вынесении разрешения на проведение ОРМ судья должен иметь возможность ознакомиться с оперативным делом, подтверждающим преступный образ жизни лица, в отношении которого будет проводиться проверочная закупка или оперативный эксперимент; во-вторых, личность лица, оказывающего содействие правоохранительным органам должна быть открыта, использование псевдонима в данном случае должно быть в исключительном случае по разрешению судьи[9].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина отражен в статье 2 Конституции Российской Федерации и статье 3 Закона об ОРД. Этот принцип реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Как подчеркнули К. В. Сурков и Ю. Ф. Кваша, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина представляют собой норму-принцип, означающую, что органы, реализующие оперативно-розыскную функцию, должны строго придерживаться конституционных положений, гарантирующих гражданам права, свободы, защиту их законных интересов. Представляется, что принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и принцип законности переплетены, взаимообуславливают друг друга.