Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Характеристика оперативно розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя признаки материально-объективные и формально-юридические можно выделить три категории ОРМ:

1. Обычные.

2. Острые.

3. Специальные.

В первую группу категорий ОРМ входит группа ОРМ, проводить которые разрешается во всех видах ОРД: как в рамках административно-режимной оперативно-проверочной работы, так и для непосредственной защиты от преступных посягательств (в ходе оперативно-розыскного процесса)

Указанные ОРМ как правило не влекут за собой ограничения конституционных прав граждан, не требуют постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и проводятся без судебного решения. Например,

- Опрос.

- Наведение справок.

- Сбор образцов для сравнительного исследования.

- Исследование предметов и документов.

- Наблюдение (кроме наблюдения с проникновением в жилище)

- Отождествление личности.

Ко второй категории ОРМ отнесена группа ОРМ, которые проводят только в оперативно-розыскном процессе для решения уголовно- розыскных задач. Решение на их проведение (санкцию) принимает руководитель оперативно-розыскного органа (утвержденным постановлением) или судья (выносит судебное решение). Как уже было отмечено, осуществление «острых» ОРМ влечет ограничение конституционных прав граждан, поэтому проводить их оперативники самостоятельно без санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и постановления суда не могут.

В третью категорию ОРМ входит группа ОРМ, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с учетом одного из двух критериев: а) исключительно для решения задач по защите от тяжких и особо тяжких преступлений (специальное условие); б) не всеми оперативно-розыскными органами, а только лишь отдельными из них.

ОРМ этой категории требуют особою разрешения. Например, оперативный эксперимент; снятие информации с технических каналов связи; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров с подключением к станционной аппаратуре.

Следует отметить, что оперативно-розыскная работа требует от оперативных сотрудников особого высокого мастерства, высоких морально-волевых качеств, гибкости, в отдельных случаях проявления творческих способностей, инициативы и настойчивости в достижении результатов ОРД. Сегодня, оперативно-розыскное законодательство не совсем отвечает современным потребностям и нуждается в совершенствовании ряда вопросов, а именно в части понятия «категорий оперативно-розыскных мероприятий» и критериев их классификации[15].


Таким образом, понятийный аппарат категорий и критериев оперативно-розыскных мероприятий требует в российской правовой науке дальнейшего развития, выработки новых теоретических знаний и подходов с учетом накопленного правоохранительными органами эмпирического опыта. Данный комплексный подход будет способствовать совершенствованию практической и законотворческой деятельности в интересах решения задач ОРД по выявлению подготавливаемых, совершаемых, совершённых преступлений. Безусловно, данная процедура будет затруднительна, так как сведения об организации и тактике ОРМ правоохранительными органами составляют государственную тайну.

2.2. Оперативно-розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права человека и гражданина

13 марта 1992 года был принят первый ФЗ « Об ОРД в РФ». В ст.6 ч.2 Закона были перечислены все ОРМ, проведение которых разрешалось на территории РФ, таких ОРМ было двенадцать. Первый закон опередил принятие Конституции РФ, что в свою очередь имело отношение к ОРМ, которые затрагивают или ограничивают конституционные права граждан. В Конституции РФ была определена важность прав человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также определена специфика их ограничений. Поэтому был принят новый усовершенствованный вариант Закона «Об ОРД» в 1995 году, в котором было регламентировано 14 ОРМ, часть из которых на основании судебного решения могли затрагивать или ограничивать конституционные права человека и гражданина. К оперативно-розыскным мероприятиям, ограничивающим конституционные права человека, относятся: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

Иные, предусмотренные Законом «Об ОРД» оперативно-розыскные мероприятия в ряде случаев тоже могут ограничивать конституционные права человека, однако непосредственно на ограничение указанных прав не направлены.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - это ОРМ, заключающаяся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД. Обследование представляет собой процесс, который включает в себя не только осмотр объектов но и отыскание орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, документов и веществ и других предметов, а также установление фактов, могущих иметь значение для осуществления ОРД и расследования уголовного дела. При обследованиях необходимо соблюдение ряда условий[16]:


В первом случае этими условиями являются наличие судебного решения, на основе которого разрешено проведение ОРМ; специальной информации о лицах, подготавливающих, совершающих и совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного расследования обязательно (ч.2 ст.8 ФЗ « Об ОРД»); документального оформления задания ОРО.

Во втором случае наличие обстоятельства, не терпящего отлагательства и обстоятельства, которое может привести к совершению тяжкого и особо тяжкого преступления; также данных и событиях, создающих угрозу безопасности РФ; мотивированного постановления руководителя ОРО. При проведении такого вида ОРМ должно быть обязательное уведомление суда(судьи) о проведенном ОРМ в течении 24 часов. А в течении 48 часов с момента начала проведения данных ОРМ должно быть осуществлено получение судебного решения о проведении обследования органом, проводящим его. В случаях, когда суд запрещает проведение ОРМ, проведение данного ОРМ должно быть немедленно прекращено.

Кроме ФЗ «Об ОРД» правовая регламентация деятельности сотрудников полиции установлена в ч.3 ст.15 ФЗ «О полиции», в котором говорится, что проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также: для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая.

В данной статье и в соответствии с примечанием ст. 139 УК РФ под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания. Понятие земельного участка как объекта права собственности в соответствии с п.3 ст.6 Земельного кодекса РФ является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки


Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в получении информации о преступной деятельности подозреваемых лиц, путем негласного просмотра почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Предметом контроля является только та корреспонденция, исходящая от конкретных лиц либо адресованная конкретным лицам. Корреспонденция, поступающая в определенный адрес или исходящая из него, может контролироваться только в том случае, когда в адресе постоянно или временно проживает либо скрывается лицо, представляющее оперативный интерес. Согласно ст. 15 ФЗ «О почтовой связи» тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, также осмотр их вложений и иные ограничения тайны связи производится только на основании судебного решения. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи[17].

Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.

Отличительной особенностью данного ОРМ от других ОРМ судебного санкционирования заключается в том, что субъектом контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений являются только органы ФСБ РФ.

При необходимости с почтовых отправлений снимаются копии, содержимое посылок фотографируется и даже отбираются образцы для исследования.

Прослушивание телефонных переговоров(ПТП)- оперативно- техническое мероприятие, заключающееся в негласном контроле, аудиозаписи, прослушивании переговоров а также их фиксации, проверяемых лиц, ведущихся по телефонным линиям связи.

ПТП в обычном порядке проводится на основании судебного решения по постановлению начальника органа, осуществляющего ОРД. Данное постановление должно быть мотивировано и обосновано. Только при вышеуказанных условиях данное ОРМ носит правомерный характер. В случаях, не терпящих отлагательства, ПТП может проводиться без судебного решения при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ. То есть, необходимо, чтобы в наличии у органа, осуществляющего ОРМ, были данные и о событиях и о действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Если имеет место быть отсутствие одного из двух составляющих, дающих право на проведение ПТП при случае, не терпящего отлагательства, то проведение ПТП запрещено.


В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц ПТП разрешается проводить по их письменному согласию, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем, осуществляющим ОРД, с обязательным уведомлением суда(судьи) в течении 48 часов. В своем заявлении гражданин указывает срок, на который он разрешает поставить свой телефон на прослушивание и согласны ли на это с ним несовершеннолетние члены семьи. При ПТП по заявлению граждан звукозаписывающая аппаратура может включаться только при вызове абонента для фиксации поступающих в его адрес угроз. Если телефоном пользуется не только проверяемое лицо но и иные лица, не дающие согласия на ПТП их переговоров, то инициатор ПТП указывает в задании необходимые данные об осуществлении отбора информации, которая непосредственно относится к проверяемому лицу, а информация о других лицах уничтожается. Фонограммы и другие материалы, полученные при проведении ПТП и иных переговоров лиц, в отношении которых уголовное дело не возбуждалось, подлежат уничтожению в течении 6 месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.

Снятие информации с технических каналов связи - оперативно-техническое мероприятие, заключающееся в контроле и перехвате с помощью специальных средств текстовой, графической и иной информации, передаваемой проверяемыми лицами по техническим каналам связи. К техническим каналам связи относят: телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, системы персонального радиовызова (пейджинговая связь), линии абонентского телеграфирования,IР-телефонии, электронной почты и иных каналов связи[18].

Рассматриваемое ОРМ имеет значительное сходство с ПТП, так как используются линии телефонной связи. Но при ПТП контроль ведется только при передаче речевой информации. Контроль всех остальных форм передачи сведений (графических, текстовых, видеоизображений и иных) относится к снятию информации с технических каналов связи. Для осуществления данного ОРМ требуется судебное решение.

Вышеперечисленные мероприятия в ведомственных нормативно-правовых актах именуются оперативно-техническими мероприятиями, поскольку основаны на применении специальных технических средств и осуществляются оперативно-техническими подразделениями органов, осуществляющих ОРД. В ФЗ « Об ОРД» от 1995 года были упорядочены и конкретизированы ОРМ, затрагивающие конституционные права человека и гражданина, были изложены возможности пределов допустимости ограничения прав человека и гражданина при проведении данных мероприятий. ФЗ был приведен в соответствии с Конституцией РФ в части, касающейся того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.