Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Характеристика оперативно розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип гуманизма, вытекающий из статьи 21 Конституции Российской Федерации, означает, что оперативно-розыскные мероприятия должны быть человечными. При их проведении насилие и пытки не допустимы. ОРМ в идеале должны иметь профилактическую направленность, то есть быть нацелены на удержание лиц, намеревающихся совершить общественно опасное деяние, от преступного умысла. Тем самым, разъяснил Д. В. Ривман, может быть исключено причинение вреда потенциальным жертвам, а носители личностных общественно-опасных установок могут быть удержаны от скатывания на путь преступлений. Гуманизм проявляется также в запрете на проведение ОРМ, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни лица, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физическое или нравственное страдание.

Принцип обжалования действий органа, осуществляющего ОРД, вытекает из статьи 46 Конституции Российской Федерации и определяет две категории лиц, имеющие право в судебном порядке оспаривать действия указанных органов. К первой категории относятся лица, считающие, что оперативно-розыскные мероприятия нарушили их права и законные интересы. К другой категории относятся лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности, однако виновность, которых не была доказана. Действия органов, проводивших ОРМ, обжалуются в суд. Если суд сочтет, что права и свободы данных категорий лиц были нарушены неправомерно, то разрешается вопрос по их восстановлению, а также возмещению причиненного вреда.

Следует сказать, что обжаловать действия органов, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, можно и в прокуратуру.

К иным принципам относятся те, которые не предусмотрены Конституцией Российской Федерации.

Принцип конспирации означает, что все оперативно-розыскные мероприятия в необходимых случаях могут проводиться негласно, то есть скрытно от других лиц. При этом сведения об организации и тактике оперативно-розыскных мероприятий, а также сведения об использованных при их проведении силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах, а также ряд иных сведений, составляют государственную тайну. Несоблюдение принципа конспирации может повлечь для органа, осуществляющего ОРД, тяжкие, в том числе, необратимые последствия.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств взаимосвязан с принципом конспирации. Его сущность в том, что в ряде случаев негласные средства и методы, применяемые в ходе ОРМ, сочетаются с гласными. Как точно заметил Д. В. Ривман, добиться результатов только негласными или только гласными методами нельзя. В связи с этим, взаимообусловленность и взаимосвязь негласных и гласных средств и методов для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, являются важным направлением к эффективности борьбы с преступностью[10].


Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, равно как и принцип конспирации, прямо указаны в Законе об ОРД (статья 3). Однако, конечно, количество иных принципов оперативно-розыскной деятельности существенно больше. Вместе с тем, позиции ученых по количеству и содержанию других принципов значительно расходятся.

Так, А. Ю. Шумилов, помимо изложенных, выделяет следующие принципы: вневедомственный контроль, оперативность (наступательность), применение конфидентов.

Принцип вневедомственного контроля означает, что оперативно- розыскная деятельность не может и не должна протекать вне контроля общества и государства. Такой контроль осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, парламента, правительства.

Принцип оперативности (или наступательности) означает, что оперативные сотрудники и иные должностные лица обязаны своевременно проводить ОРМ по предупреждению преступлений. Сотрудники должны действовать наступательно, проявлять инициативу в обнаружении преступлений, своевременно документировать преступную деятельность в делах оперативного учета. Кроме того, следует оперативно предпринимать все предусмотренные законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершающих преступление для их последующего неотвратимого наказания, а также выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

Принцип привлечения конфидентов предполагает предусмотренную Законом об ОРД возможность органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, работы с лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе (конфидентами). Вопросы правового регулирования взаимоотношений органов, осуществляющих ОРД, и конфидентов основательно рассматривались в работах А. Д. Васильева, Н. С. Железняка, А. В. Федорова и А. В. Шахматова[11].

Ю. Ф. Кваша и К. В. Сурков в отдельные выделяют принцип деидеологизации и внепартийности и принцип взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Под принципом деидеологизации и внепартийности они понимают запрет на проведение ОРМ в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, как этого требует Закон об ОРД. В свою очередь, личный состав органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не должен быть ограничен в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.


Принцип взаимодействия органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, по мнению Ю. Ф. Кваши и К. В. Суркова, состоит из нескольких позиций. Во-первых, это организация взаимодействия оперативных служб между собой. Очевидно, здесь имеется ввиду взаимодействие между отделами (управлениями) внутри территориального органа, осуществляющего ОРД, между самостоятельными территориальными органами субъектов федерации, а также взаимодействие с другими органами, осуществляющими ОРД. Во-вторых, координация деятельности оперативно- розыскных служб с иными органами уголовной юстиции (прокуратурой, судом, органами исполнения наказаний и т.д.). В третьих, взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в России, с аналогичными ведомствами других государств. В-четвертых - правовые акты, образующие оперативно-розыскное законодательство, определяющие взаимодействие оперативных служб с предприятиями, учреждениями организациями и их должностными лицами.

Нельзя не согласиться с Д. В. Ривманом, который обосновал принципы плановости и научности при проведении оперативно-розыскной деятельности и ОРМ.

Плановое начало в оперативно-розыскной деятельности, по мнению Д. В. Ривмана, выражается в разработке перспективных, текущих и специальных планов: планируются встречи с конфидентами, мероприятия по делам оперативного учета и т.д. Особое внимание уделяется разработке планов проведения оперативно-розыскных мероприятий или одного сложного, с точки зрения организации и тактики, мероприятия[12].

Признание научности одним из принципов ОРД важно как для ее практики, так и для теории. Следует признать, что реализация этого принципа путем внедрения наиболее эффективных, рациональных, научно обоснованных методов и средств борьбы с преступностью повышает практический уровень оперативно-розыскной деятельности. В свою очередь, принцип научности предполагает обоснованность решения вопросов, возникающих в процессе проведения ОРМ.

2. Характеристика оперативно розыскных мероприятий

2.1. Виды оперативно розыскных мероприятий


Принятие Федерального закона от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» способствовало развитию в юридической литературе общей теории оперативно-розыскного права. На протяжении десяти лет с момента принятия данного нормативно-правового акта в теории и практике оперативно-розыскной деятельности остается круг дискуссионных вопросов, которые не находят своего разрешения и закрепления в данном законе. Так, одним из основных противоречивых вопросов и упущений оперативно-розыскного законодательства является правовая регламентация понятия и «категорий оперативно-розыскных мероприятий», а так же критериев их классификации.

Оперативно-розыскные мероприятия составляют важнейшую часть оперативно-розыскной деятельности. Законодатель понятие «оперативно-розыскное мероприятие» не раскрывает, но на основании действующего российского законодательства и главы 1 Закона, а также используемого субъектами ОРД понятийного аппарата - это действия или совокупность действий, направленных на решение выполнение задач ОРД, которые осуществляются гласно и негласно с использованием информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде[13].

Закон в главе 2 «Проведение оперативно-розыскных мероприятий» перечисляет виды ОРМ, количество которых может быть изменено или дополнено только федеральным законодательством.

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

Развитие и исследование теории оперативно-розыскных мероприятий позволяет глубоко рассмотреть вопросы содержания ОРМ, что позволяет раскрыть понятие «категорий ОРМ» и критерии их классификации.

В процессе анализа юридической литературы необходимо выяснить, что может и должно быть заложено в смысл подразделения оперативно-розыскных мероприятий на категории.


Думается, что в основе классификации ОРМ на категории используется не один критерий, а совокупность признаков материально-объективного и формально-юридического характера. Кроме этого, нельзя ограничиваться применением лишь объективных, субъективных, волевых, организационных и технических характеристик.

К материально-объективным признакам следует отнести[14]:

- необходимость осуществления группы ОРМ только для защиты от преступных посягательств различной степени тяжести (или умышленного преступления), основывающейся на принципе соразмерности оперативно-розыскного реагирования. В данном случае Закон четко разграничивает, что отдельные ОРМ проводятся для выявления признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления конкретной категории.

Так, оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых затрагивает конституционные права граждан на тайну частной жизни, например прослушивание телефонных и иных переговоров, допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

- необходимость осуществления группы ОРМ не только для защиты от преступных посягательств, но и для решения задач административной оперативно-проверочной работы (или иные основания не носящие уголовно-правового значения). Например, при процедуре оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

К формально-юридическим признакам или субъективно-волевым относят группу ОРМ, проводить которые разрешается на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Например:

- проверочная закупка

- оперативное внедрение

- контролируемая поставка

- оперативный эксперимент

Кроме того, некоторые ОРМ допускается проводить только на основании судебного решения и при наличии информации, прямо предусмотренной законом. Например:

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

прослушивание телефонных переговоров

- снятие информации с технических каналов связи

- получение компьютерной информации.

В ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» существует перечень ОРМ, проведение которых является прерогативой конкретных субъектов ОРД, а проведение этих мероприятий другими оперативно-розыскными органами находится под запретом.