Файл: Анализ организационного поведения предприятий на различных стадиях их жизненного цикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на высокую степень детализации описанной выше модели и учет в ней значительного числа факторов, определяющих траекторию развития компании, в эмпирическом исследовании, ставящем целью проведения как качественного, так и количественного анализа, данный подход чересчур сложен в применении [8]

Таблица 7 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели Дж. Кимберли «Внешний социальный контроль»

Характеристика стадии

1

упорядочение ресурсов и формирование идеологии

2

«выбор первоначальной движущей силы», наем сотрудников и получение поддержки от стратегических клиентов

3

формирование организационной идентичности, чувства общности и сопричастности

4

политика и правила становятся жесткими, происходит формализация структуры, организация становится более консервативной и предсказуемой в своих ответах на воздействия внешней среды

9. Дж. Кимберли «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой». Модель развития организации основана на продолжительном исследовании создания и развития медицинского колледжа. Кимберли полагает, что первая возможность идентифицировать стадию в развитии организации существует еще до того, как организация действительно сформировалась и состоит из стадий [10, 12].

10. Р. Куинн и К. Камерон «Интегративная модель». В 1983 году Куинн и Камерон предложили вариант, обобщающий вышеперечисленные модели.

Основной акцент в своем выделении четырех стадий развития они делают на эффективности деятельности предприятия и её критериях на различных стадиях [8].

11. Д. Миллер и П. Фризен «Траектория развития организации». Самый распространенный вариант жизненного цикла предприятия:

Таблица 8 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели Д. Миллера «Траектория развития организации»

Этап жизненного цикла

Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла

1

Предприниматель­ство

Предприятие на стадии становления, формируется жизненный цикл продукции, цели - неточные, творческий процесс протекает свободно, необходимо стабильное обеспечение ресурсами

2

Коллективизм

Развиваются инновационные процессы, формируется миссия предприятия, коммуникация и структура остаются неформальными

3

Формализация и управление

Структура предприятия стабилизируется, определяются процедуры, упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Возрастает роль высшего руководящего звена, процесс принятия решения становится более взвешенным, консервативным

4

Выработка структуры

Предприятия увеличивают выпуск продукции и расширяют рынок, структура предприятия становится комплексной и отработанной, механизм принятия решения децентрализован

5

Упадок

Сокращение рынка приводит к уменьшению спроса на продукцию, увеличивается потребность в работниках, к руководству приходят новые люди, принятие решение централизованно


Для определения стадии развития предприятия можно воспользоваться критериями (табл. 9):

Таблица 9 - Критерии определения стадии развития предприятия по Д. Миллеру и П. Фризену [8]

Стадия

Критерии

Рождение

Возраст предприятия младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления - менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическое предприятие

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

Необходимо отметить, что данная модель не учитывает отраслевую специфику предприятий, так как для некоторых отраслей увеличение продаж на 15% является прорывом, а для других - незначительной величиной.

Разнообразие стадий развития организаций не оставляют сомнения в том, что в ходе жизнедеятельности, кроме организационных, структурных, управленческих изменений, в предприятиях происходят и финансовые изменения. Такой взгляд уже вынесен на обсуждение и представлен в российской финансово-экономической литературе [6]. В западной литературе уже появился ряд эмпирических исследований, проводившихся для западных компаний и доказавших, что финансовые характеристики компании изменяются при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому. Ниже приведены характерные изменения денежных потоков в зависимости от прохождения компанией того или иного жизненного цикла [6].

Рисунок 3 - Потоки денежных средств на стадиях жизненного цикла организаций по И.В.Ивашковской [6]

Рисунок 3 - Потоки денежных средств на стадиях жизненного цикла организаций по И.В. Ивашковской [6]

Помимо управленческих и других возможных кризисов, у компании могут возникать и финансовые кризисы - например, ликвидности бизнеса (что выражается в нехватке денежного оборотного капитала для текущей деятельности) и ликвидности капитала собственника (невозможность бизнеса генерировать положительный денежный поток, свободный для изъятия собственником). Нельзя утверждать, что для любого бизнеса точки перелома кривых (изменение знака потока) будут находиться именно в указанных на этом графике точках [2]. В финансовых координатах кривая жизненного цикла компании - это линия ее жизни в мире экономической, а не бухгалтерской прибыли.


Выводы:

1. Существует достаточное количество моделей диагностики этапа жизненного цикла предприятия, разработанных зарубежными авторами, которые не отражают отраслевую специфику, условия российской экономики со значительными реформами в результате перехода с плановой экономики к рыночной.

2. Диагностика жизненного цикла предприятия позволит более корректно определять финансовое состояние, а главное - строить прогнозы, а также проводить антикризисные мероприятия.

3. Эффективность использования механизма антикризисного управления закладывает диагностика кризисного развития, определяемая как совокупность форм и методов распознавания признаков кризисного развития и опасности банкротства, с помощью определения стадии развития предприятия.

2. Анализ организационного поведения на этапах жизненного цикла организации

2.1 Краткая характеристика организации

Производственно-торговая организация «Домашняя кулинария «Лора» расположена в г. Москва. Работает на производственно - торговом рынке 16 лет.

Организация занимается производством и продажей следующих видов продукции:

- замороженные продукты;

- выпечка;

- кондитерские изделия;

- готовые обеды.

Организация имеет 14 торговых точек, посредством которых реализуется произведенная продукция.

Еда играет важную роль в жизни человека. А в наш век быстрых перемен остается все меньше времени для приготовления блюд. Приходится ограничиваться лишь быстрыми перекусами. Поэтому кулинарный бизнес является перспективным. Главное - необходимо тщательно продумать его структуру, план.

ООО «Домашняя кулинария «Лора» находится в г. Москва, ул. Лермонтова, 1/7.

Это отличное место, где можно вкусно перекусить, вкуснейшие пироги, пиццы на тонком тесте, горячие блюда и кондитерские изделия.

Продукция организации «Домашняя кулинария «Лора» - это эксклюзивная еда, приготовленная исключительно из свежих, натуральных продуктов, с душой и по лучшим рецептам. В ассортименте представлено меню с богатым выбором блюд.


В торговых точках всегда представлен большой ассортимент свежей продукции: торты на заказ и в наличии для любого праздника; ароматные булочки, пироги, пицца, праздничные караваи и многое другое.

В производстве используются старинные рецепты, добытые из разных источников. Некоторые рецепты выпечки придуманы лично поварами «Домашней кулинарии «Лора».

2.2 Анализ стадии зарождения организации

Организация «Домашняя кулинария «Лора» функционирует 16 лет. За это время она прошла три стадии развития. Информация, полученная при исследовании документов, общении с сотрудниками и руководителем организации, позволила сделать вывод о том, первая стадия «зарождение» организации длилась 4 года с момента ее образования, вторая стадия «рост» организации имела продолжительность 6 лет. В настоящее время организация находится на стадии «развитие» («стабильность», «расцвет»), которая длится 6 лет. Согласно теории жизненного цикла организации, далее должны наступить стадии спада деятельности организации, в связи с этим необходимо разрабатывать новые методы управления организацией, чтобы как можно дольше находиться на настоящей стадии.

Исследование стадий развития организации «Домашняя кулинария «Лора» проводилось в несколько этапов. На первом этапе было проведено исследование стадии зарождения организации, на втором этапе - анализ стадии роста организации, а на третьем этапе было приведено исследование существующей стадии развития организации, с помощью SWOT-анализа.

В исследовании приняли участие сотрудники организации разного пола, среди которых 83% респондентов женского пола и 17% респондентов мужского пола. 

В исследовании приняли участие респонденты разных возрастных групп: 17% респондентов в возрасте до 20 лет, 28% респондентов в возрасте от 21 до 30 лет, 17% респондентов в возрасте от 31 до 40 лет, 13% респондентов в возрасте от 41 до 50 лет, 25% респондентов в возрасте свыше 50 лет.

Таблица 10 – Возраст респондентов

Возраст

чел.

%

До 20 лет

10

17

21-30 лет

17

28

31-40 лет

10

17

41-50 лет

8

13

Более 50 лет

15

25

Всего

60

100


В исследовании приняли участие респонденты, имеющие среднее и средне- специальное образование (5%), неполное высшее образование (8%), высшее образование (72%), свыше одного высшего образования (15%).

Рисунок 4 – Образование респондентов

Респонденты, принявшие участие в исследовании занимают в организации «Домашняя кулинария «Лора» следующие должности: зав. производством (3%), специалист по кадрам (5%), бухгалтер (3%), главный бухгалтер (2%), продавец (17%), технолог (20%), производственный работник (50%).

Рисунок 5 – Занимаемые должности респондентов

Общий трудовой стаж респондентов, принявших участие в исследовании составляет до 1 года (13%), 1-2 года (4%), 3-5 лет (12%), 6-10 лет (67%), более 10 человек (5%). Из этого следует то, что большинство респондентов, принявших участие в исследовании имеют стаж работы более 6 лет и могут ответить на вопросы анкеты с высокой степенью достоверности.

Таблица 11 – Стаж работы в данной организации

чел.

%

До 1 года

1

2

1-2 года

3

4

3-5 лет

16

27,5

6-10 лет ;

20

66,5

Более 10 лет.

-

-

Всего

60

100

В исследовании приняли участие сотрудники, имеющие стаж работы в организации «Домашняя кулинария «Лора» меньше года (2%), 1-2 года (4%), 3-5 лет (27,5%), 6-10 лет (66,5%). Из этого следует то, что большинство респондентов, принявших участие в исследовании имеют стаж работы в анализируемой организации более 5 лет и могут ответить на вопросы анкеты с высокой степенью достоверности.

По результатам исследования было выявлено то, что на продолжительность стадии зарождения организации оказали влияние в большей степени такие факторы как скорость изменения внешней среды организации (55%), запросы потребителей (20%), сложность документального оформления организации (12%), в меньшей степени - высокий уровень конкуренции (7%), влияние экономической ситуации и политической обстановки в регионе (3%).

Рисунок 6 – Факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на продолжительность стадии зарождения организации

Внешняя среда организации всегда оказывает решающее влияние на стадии развития и жизненного цикла организации, так как является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.