Файл: Анализ организационного поведения предприятий на различных стадиях их жизненного цикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, организационное поведение правомерно рассматривать как базисную дисциплину, овладение которой позволяет линейному и функциональному менеджеру, руководителю любого уровня глубже понять причины и факторы поведения людей в хозяйственной организации и на этой основе повысить эффективность управления ведущим фактором производства — персоналом, тем самым обеспечив конкурентоспособность и выживаемость организации. Менеджеры по персоналу должны понимать причины и мотивы поведения людей и групп в организации значительно глубже, чем линейные менеджеры, более профессионально, поэтому их профессионализм базируется на фундаментальных гуманитарных науках (психологии, социологии, социальной психологии) и фундаментальных науках, исследующих поведение субъектов в экономической среде (экономическая психология и экономическая социология). Кроме того, они должны знать и постоянно повышать свой уровень во владении современными методами и приемами управления персоналом, инструментарием исследования и диагностирования причин и факторов, определяющих поведение личностей и групп, исполнять функции ведущих специалистов и консультантов в области диагностики причин и коррекции поведения людей в организации. Как менеджеры они должны знать основы науки управления. Организационное поведение для этих специалистов должно рассматриваться как интегрирующая, развивающая системное мышление и формирующая навыки применения фундаментальных знаний учебная дисциплина.

1.2 Понятие и сущность жизненного цикла организации

Концепция жизненного цикла организации возникла и развивается в теории менеджмента с целью объяснения изменений в компании с течением времени. В то время как некоторые ученые спорят об обоснованности концепции, ее применимость неоднократно подтверждалась эмпирическими исследованиями. Было показано, что организационные характеристики меняются на разных стадиях жизненного цикла, поэтому на разных стадиях организации требуются различные методы управления [3, 12].

В основе концепции жизненных циклов лежит представление о том, что организация, аналогично живому организму, в своем развитии проходит несколько стадий, каждая из которых обладает своими отличительными характеристиками [6, 22].

Понимание концепции жизненного цикла организации необходимо не только маркетологам и управленцам, но и финансовым аналитикам для понимания объективных законов развития компании, что дает возможность не только более четко анализировать текущее состояние организации, но и строить прогнозы на будущее [2].


Цель диагностики этапа жизненного цикла организации — идентифицировать этап развития и своевременно выработать средства решения проблем развития на данном этапе [3], для успешного функционирования предприятия.

Ключ успеха в управлении организацией - это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии жизненного цикла организации, так, чтобы она смогла развиваться дальше [11].

Существуют определённые разногласия относительно количества стадий жизненного цикла предприятия, их названий и характеристик. Например, некоторые авторы предлагали модели из трёх стадий, другие - из четырех, пяти и более стадий [8]. История развития концепций, описывающих жизненный цикл предприятия, весьма насыщенна (табл. 1):

Таблица 1 - История развития подходов к термину «жизненный цикл предприятия»

Автор

Название концепции

Год

А. Даун

Движущие силы роста

1967

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971

Л. Грейнер

Этапы развития и кризисы роста организации

1972

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983

Каждый из авторов акцентирует внимание на различном наборе уникальных характеристик стадий их модели. Наиболее часто встречающаяся модель жизненного цикла организации - пятиэтапная модель, состоящая из этапов - становления, накопления, зрелости, дифференциации, упадка.

Рассмотрим каждую из представленных в табл. 1 моделей более подробно.

1. А. Даунс «Движущие силы роста». Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. Даунс предложил три основных стадии роста и развития предприятия (табл. 2).

Таблица 2 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели А.Даунса «Движущие силы роста»


Наименование стадии

Характеристика стадии

1

Борьба за автономию

Возникает до формального рождения или сразу же после него и характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания»

2

Стремитель­ный рост

Включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность

3

Замедление

Характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур

В целом эта модель представляет развитие правительственных предприятий от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, а впоследствии - к формализации и контролю [8].

2. Г. Липпитт и У. Шмидт «Управленческое участие». Они предположили, что компании проходят три стадии развития:

Таблица 3 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели Г. Липпитта и У. Шмидта «Управленческое участие»

Стадия

Характеристика стадии

1

Рождение

Создание операционной системы и достижение жизнеспособности

2

Молодость

Развитие стабильности и репутации

3

Зрелость

Достижение уникальности и адаптивности наряду с расширением области деятельности

Модель определяет шесть основных управленческих задач, которые изменяются при движении организации от стадии к стадии [4, 12].

3. Б. Скотт «Стратегия и структура». Автор основывал свою модель на работе А. Чандлера. Модель выделяет три различных типа организационных форм, которые основаны на историческом развитии, и состоит из стадий [7, 9], представленных в табл. 4.

Таблица 4 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели Б.Скотта «Стратегия и структура»

Характеристика стадии

1

Характеризуется небольшой или неформальной структурой, наличием единственного продукта, личным контролем и патерналистской системой вознаграждения

2

Характеризуется функциональной специализацией, институциональным изучением и объективной системой вознаграждения

3

Организации имеют множество производственных линий, диверсифицированные рынки продуктов, ориентацию на исследования и разработки, рост и адаптацию

4. Л. Грейнер «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции». Цикл развития предприятия по Л. Грейнеру (рис. 1) [4].


При создании данной модели автор опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущими.

Рисунок 1 – Цикл развития предприятия по Л.Грейнеру

Перенося эту аналогию на развитие предприятия, он считает, что будущее предприятия определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами [5]. Взяв за основу эту теорию, Грейнер рассматривает ряд стадий, через которые должны пройти развивающиеся предприятия. Революция - бурный период в развитии предприятия, требующий серьезного пересмотра методов управления [8].

Таблица 5 - Стадии жизненного цикла предприятия по модели Л.Грейнера «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции Революции»

Стадия

Характеристика стадии

1

Кризис лидерства

Является результатом потребности рационализировать организационные действия организации путем продвижения из предпринимательской стадии и стадии креативности

2

Кризис автономии

Рост через руководство или рационализированное лидерство. Этот кризис является результатом потребности децентрализовать принятие решения

3

Кризис контроля

Рост через делегирование, когда начинают появляться неинтегрированные цели в автономных подразделениях

4

Кризис запретов

Рост через координацию (например, реструктуризация, формальное планирование, проектные команды), побуждает организацию двигаться к следующей стадии роста через сотрудничество. Сотрудничество в модели Грейнера предполагает использование матричных организационных структур и ведет к спонтанности управления и увеличению организационной гибкости

5

Кризис

новой

стадии

Информационная перегрузка и психологическая насыщенность, но Грейнер не выделяет этот кризис в модели, а говорит о нем в более поздних комментариях к своей работе

5. У. Торнберт «Ментальность членов предприятия». В работе предложена модель развития, основанная на индивидуальных менталитетах членов организации. Согласно этой модели, организация развивается по мере того, как ее члены становятся более опытными в осознании факторов, причин и движущих сил развития и вырабатывают навыки, необходимые для повышения личной и межличностной эффективности. Модель Торберта описывает естественную последовательность стадий, через которые организация может проходить, и конкретизирует менталитеты, определяющие каждую из них.


Торберт не определяет процесс, с помощью которого организации переходят от одной стадии к другой; скорее он определяет успешность более высоких уровней функционирования организации, которых они могут достигнуть [9, 12].

6. Ф. Лиден «Функциональные проблемы». На различных стадиях своего развития предприятия имеют проблемы, мешающие нормальному функционированию: проблема адаптации к окружающей среде, захват определенного сегмента рынка, приобретение ресурсов, достижение поставленных целей, поддержка образцов поведения [8].

7. Д. Кац и Р. Кан «Организационная структура». Структура предприятия, по мнению этих исследователей, является отражением изменений, происходящих в предприятии в зависимости от стадии ее развития. Представление предприятия в качестве открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой, позволило авторам предположить, что главные предпосылки успешной деятельности находятся не внутри предприятия, а вне ее. Также это представление выполняет функцию методологического принципа предприятия и анализа данных, полученных в результате диагностики конкретного предприятия [8].

8. А.И. Адизес «Теория жизненных циклов организации» [9]. Эта модель является эволюционно-телеологической моделью, рассматривающий указанный процесс как некий аналог процессов в развитии биологического организма. Процесс представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение предприятия в ходе развития ряда обязательных стадий (рис. 2) [7].

Рисунок 2 - Модель жизненного цикла по И. Адизесу

В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные стадии. Данная теория концентрирует внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности предприятия: гибкости и контролируемости (управляемости). В процессе роста любое предприятие сталкивается с определенными трудностями и проблемами. При правильной стратегии и тактике развития предприятия оно может достигнуть расцвета и, в принципе, находиться в этом состоянии достаточно долго [1].

Таблица 6 - Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла компании в модели И. Адизеса

Этап жизненного цикла

Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла

1

Рождение

Появление риска, финансовых обязательств

2

Детство

Повышение финансовой устойчивости, рост продаж

3

Стадия бурного роста

Децентрализация принятия решений, появление наемных менеджеров

4

Юность

Достижение баланса в распределении полномочий и ответственности между владельцами и наемными менеджерами

5

Расцвет

Снижение предпринимательской активности, меньшая ориентация на долгосрочные цели и инновации

6

Стабильность

Устойчивое следование пути умеренного развития и уклонения от риска, заложенному на этапе стабильности

7

Аристократичность

Появление внутренних конфликтов, связанных со сделанными ранее просчетами в управлении

8

Стадия ранней бюрократичности

Появление четко регламентированных правил и процедур

9

Бюрократичность

Снижение стабильности, устойчивое превышение доходов расходами => смерть