Файл: Мотивация персонала и проектирование систем стимулирования труда (Понятие, сущность и факторы мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поведение или действие человека определяется не одним, а несколькими мотивами, составляющими мотивационное ядро. И на это ядро влияют внутренние факторы, связанные с самой трудовой деятельностью, и внешние факторы, которые находятся вне пределов трудового процесса. Все факторы в той или иной степени влияют на поведение человека из-за неочевидности мотивов, из-за изменчивости мотивационного процесса и из-за его уникальности для каждого сотрудника.

Изучив все это, мотивацию можно определить, как «совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий, на определенном уровне старательности и добросовестности, с определенной степенью настойчивости в направлении достижения определенных целей» (4)

В процессе работы мы изучили основные теории мотивации ученых с разными взглядами и подходами к этому вопросу. Среди приверженцев содержательных теорий выделяется А.Маслоу со своей иерархией потребностей, Мак Клелланд и экономист Фредерик Герцберг.

Среди авторов процессуальных теорий мотивации выделяется В.Врум с «теорией ожидания», Эдвин Лок с «теорией постановки целей», Стейси Адаме с «Теорией справедливости», ее еще называют «теорией равенства», и объединяющая их комплексная модель Портера-Лоудера.

Авторы процессуальных теорий, в отличие от своих коллег-приверженцев содержательных теорий, которые выявляют сущность потребностей и их классификацию, указывают как строится процесс мотивации и как осуществлять мотивацию людей на достижение желаемых результатов.

Мы пришли к пониманию, что мотивация- это процесс побуждения человека к более эффективному труду. А чтобы удержать человека, закрепить за ним это побудительное желание, необходимы стимулы, стройная система стимулирования работников.

Стимулирование труда - это целенаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности» (10).

Мы рассмотрели все виды стимулирования: экономические и нематериальные, в т. ч. социальные, моральные, творческие, организационные, социально-психологические.

Для того, чтобы приступить к проектированию системы стимулирования труда, необходимо применять принцип системности и поэтапного движения на основании глубокого анализа существующей системы, знания законодательных и правовых норм и актов по вопросам оплаты труда, привлечения широкого круга специалистов, экономистов, социологов, работников кадровых служб.


Процесс этот требует творческого труда этих специалистов, времени и немалых финансовых затрат. Перейдя к следующему этапу- проектирование - необходимо извлечь опыт из анализа, существующей системы и избежать ошибок, которые мы тоже рассмотрим в четвертом разделе. На этапе внедрения новой модели все эти ошибки, недочеты, которые выявятся, корректируются и исправляются в ходе пилотного внедрения. На последнем этапе анализируется результативность внедрения этой модели. Проверяется адекватность новой системы тем затратам, которые были в процессе ее внедрения, и главное оправдались ли ожидания каждого человека и организации в целом.

Выводы:

  1. Процесс мотивации, побуждающий человека к эффективной деятельности, напрямую связан и обуславливает процесс стимулирования труда.
  2. Мотивация и стимулирование во всем разнообразии их видов, всегда индивидуальны и не подлежат слепому копированию из другой организации.
  3. Без глубоких знаний мотивации персонала невозможно правильно спроектировать систему стимулирования труда.
  4. Проектирование системы стимулирования процесс почти непрерывный, цикличный. Организация развивается, меняется рыночное окружение, ставятся новые цели и задачи. Со временем механизмы стимулирования теряют ценность, актуальность, а значит и эффективность. Тогда повторяется процесс создания новой системы стимулирования труда, отвечающей требованиям завтрашнего дня.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аширов Д. А. Трудовая мотивация: учеб. пособие / Д. А. Аширов – М: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 448 с.
  2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т. Ю. 3. Базаров – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 239 с.
  3. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Учебник. - М.: "Экономика", 2011. - 313 с.
  4. Верещагина Л. А., Карелина И. М. Психология потребностей и мотивация персонала / Л. А. Верещагина, И. М. Карелина – 2-е изд. – Харьков: Издательство Гуманитарный центр, 2005. – 156 с.
  5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 66 с.
  6. Виханский О.С., Наумов А.И. / Менеджмент : Учебник- 3-е изд.-М.: Экономистъ, 2003.-528 с.
  7. Гейер Г., Арендт Б. Экономика предприятия: ускоренный курс: пер. с нем. науч. ред. перевода Л.В. Донцова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005.-208 с.
  8. Герчикова И.Н. Г41 Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 501 с.
  9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 350С.
  10. Гончаров В.И. Основы менеджмента : Учебное пособие/ Мн. : ООО , “Современная школа”, 2006.- 281с.
  11. Иванкевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело. - 2003.
  12. Казаринова Е. А. Оперативное управление торговым персоналом /– СПб: Питер, 2008. – 160с.
  13. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 447 с.
  14. Кисилева Е. Н., Буданова О. Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения: учебное пособие / Е. Н. Кисилева, О. Г. Буданова – М: Вузовский учебник, 2008. – 192 с.
  15. Косаренко Н.Н., Маренков Н.Л. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред.В. П Меньшикова. - М.: НИБ. - 2004 - 384С.
  16. Лукичева Л.И. Управление персоналом: Курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискина. – Изд. 2-е, стер. - М.: Омега-Л, 2006.-264 с.
  17. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.М. Маслова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 159 с.
  18. Маслоу А.Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой СПб.: Евразия, 1999 316 стр.
  19. Менеджмент. Версия 1.0 (Электронный ресурс): курс лекций/ М.М.Дворяшина, О.Н.Шилина, Л.К.Витковская и др.- Электрон.дан. (3Мб)- Красноярск : ИПК СФУ, 2008- 260 с.
  20. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: перевод с английского / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2005. – 720с.
  21. Мыльник В.В., Титаренко Б.П. Системы управления. Учебное пособие. - М.: "Экономика и финансы", 2011. – 218с
  22. Нирмайнер Р., Зайфферт М. Мотивация: пер. с нем. – 2-е изд., испр. / Р. Нирмайнер, М. Зайфферт – М.: Омега-Л, 2006. – 127с.
  23. Организация, нормирование и оплата труда : Учеб.пособие/ А.С.Головачев, Н.С.Березина, Н.Ч.Бокун и др. ; под общ.ред.А.С.Головачева.- М.:Новое знание, 2004.-496с
  24. Основы менеджмента. М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури, Перевод с англ. Л.И.Евенко, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации . Москва. Издательство “Дело”, 1997-482 с.
  25. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. П. Половцева М.: ИНФА-М, 2006. – 248 с.
  26. Правдина Н. В. Организация коммерческой деятельности предприятия: Учебное пособие. / Н. В. Правдина. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 206 с.
  27. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
  28. Ричи Ш. Управление мотивацией: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации», «Психология» / Ш. Ричи, П. Мартин; пер. с англ.; под ред. Е. А. Климова. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 399 с.
  29. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. В. Самоукина – М: Вершина, 2008. – 224 с.
  30. Симонов И, Белеславская А. Модель управления крупной компанией: уроки корпорации Xerox в СНГ // Экономические стратегии. 2000. № 6. - 125С.
  31. Удалов Ф.Е., Бондаренко В.В. Реформирование системы управления на современном этапе: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2004
  32. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 560 с.
  33. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 618 с.