Файл: Анализ корпоративной культуры ОАО «Белшина».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая известная человечеству эпоха использует человеческий труд в качестве основного средства производства. Многие из субъектов, которые выступали как современные наниматели, старались улучшить труд работников, непосредственно им подчиненных.

Столь долгая история развития трудовых отношений и желания работодателя совершенствовать труд наемных работников обусловили становление хоть и несовершенной, но корпоративной культуры. Вообще, понятие культура достаточно обширное и охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека.

В процессе перехода к современным хозяйственным отношениям, образования предприятий, организаций корпоративная культура начала все больше развиваться. В своем историческом развитии не смотря на все предпосылки и схожие отношения, датой зарождения корпоративной культуры в том виде, в котором мы сталкиваемся с ней в повседневной трудовой сфере, считается 1995 год.

Процесс развития и становления корпоративной культуры является достаточно неоднозначным в силу многих обстоятельств. Для крупных предприятий характерной особенностью является то, что они признавали важность корпоративной культуры и четко понимали, что успешное развитие предприятия не может быть осуществлено только лишь на числовых значениях результатов деятельности.

Западные компании быстрее осознали функции и влияние корпоративной культуры в процессе деятельности предприятия. Таким образом, практически за десять лет менеджеры крупных западных предприятий пришли к умозаключению, что для наиболее продуктивного рабочего процесса необходимо создать специальную службу, в обязанности которой должны входить непосредственные обязанности по формированию и реализации основных правил и норм корпоративной культуры предприятия.

Корпоративная культура на каждом предприятии формируется индивидуально и может быть представлена абсолютно противоположными элементами: разрешения – табу, правила и нормативы деятельности в пределах предприятия, новаторские идеи и прочие. Все элементы корпоративной культуры преследуют в качестве своей основной цели соединение всех работников предприятия в единый, общий коллектив, который сможет добиться лучших результатов в реализации целей предприятия.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в организации успешной деятельности любого субъекта хозяйствования корпоративная культура играет очень важную роль. Корпоративная культура является составляющей деятельности предприятия, так как она объединяет работников в единый коллектив вокруг общих целей организации.


Объектом исследования в курсовой работе являются все составляющие элементы корпоративной культуры ОАО «Белшина», то есть традиции, кадровая политика, основные организационные аспекты.

Цель работы заключается в исследовании и разработке существующей модели корпоративной культуры на ОАО «Белшина», анализ ее современного состояния.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- дать определение понятию корпоративной культуры и основных этапов ее формирования на предприятии,

- охарактеризовать особенности формирования корпоративной культуры;

- разработать модель корпоративной культуры на ОАО «Белшина»;

- разработать рекомендации по управлению корпоративной культурой на ОАО «Белшина».

1 . СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Понятие и функции корпоративной культуры

Многие века мы наблюдали становление различных корпоративных культур в зависимости от страны и характера деятельности предприятия. О корпоративной культуре можно говорить как о человеческом характере, она индивидуальна для каждого отдельного предприятия, организации. Корпоративная культура в рамках действия на одном предприятии имеет свойственные ей черты, это и постоянный образ, направляющей весь потенциал развития предприятия в сторону реализации основных целей. При этом ощутить, осмотреть, услышать корпоративную культуру невозможно. Это внутренняя установка, которая подлежит всего лишь процессу осмысления. Долгое время корпоративную культуру никто не признавал в качестве фактора, влияющего на экономический результат деятельности предприятия. Однако буквально пятьдесят лет назад западные ученые стали активно изучать ее влияние на сознание людей в процессе производства, на уровень конкурентоспособности продукции предприятия, а также на мотивировку и результативность в использовании трудовых ресурсов.

В любой ситуации при поступлении на работу человек сталкивается с определенными не писаными правилами поведения, стиля одежды и т.д., в которых, собственно, и проявляется корпоративная культура предприятия. Данные непринятые правила предварительно уже устанавливают образ мысли человека на психологическом уровне. Данный факт в последнее время достаточно сильно заинтересовало ученых различных отраслей, среди которых не только менеджеры и специалисты в области трудовой деятельности, но и экономисты.


Корпоративная культура как понятие истоком своего формирования считает соединение в единую группу людей путем управления ими, при этом данные люди объединяются общей целью, общей мыслью, единообразным четким пониманием своего дела. Вышеуказанные составляющие корпоративной культуры предприятия составляют только ее внешнюю сторону проявления и формирования. Первоотцом термина корпоративной культуры является Генрих Форд. Он создал на базе монополизма свою эффективную корпоративную культуру, которая проявлялась во многих вещах и процессах, но наиболее ярким было то, что при приветствии генеральный директор – Генрих Форд, принимал рукопожатия от простых работников, занятых в производственном процессе. Также корпоративная культура Форда заключалась в теплом поздравлении в рамках семейных традиций с праздниками своих сотрудников. Анализируя созданную Генрихом Фордом корпоративную культуру, можно прийти к умозаключению, что корпоративная культура сводится не только к определенным правилам поведения сотрудника на рабочем месте, но и благоприятный микроклимат в трудовом коллективе, в удовлетворенности сотрудников предприятия выполняемой работой и ее результатами.

Корпоративная культура не имеет вещественной формы и не состоит из какого-либо материала, это говорит о том, что ее нельзя ощутить визуально либо тактильно. Данное условие свидетельствует о том, что корпоративная культура является эфемерным понятием. Однако результаты реализации корпоративной культуры носят вполне материальный и вещественный характер. С реализацией корпоративной культуры на предприятии связано повышение уровня доходности и всех финансовых показателей предприятия, организации. В состав каждой корпоративной культуры входит несколько компонентов, которые определяют значение корпоративной культуры на конкретном предприятии. В состав корпоративной культуры входят компоненты, оказывающие непосредственное влияние на ее формирование и развитие, такие как имидж предприятия, а также основные стратегические инструменты построения хозяйственной деятельности, бизнеса.

В последнее время формирование ккорпоративной культуры происходит под влиянием инноваций, которые имеют своей направленностью достижение целей, поставленных руководством. Посредством реализации целей деятельности предприятия достигается эффект повышения конкурентоспособности продукции и в целом предприятия на действующем рынке. По проведенным исследованиям установлено, что современные рыночные отношения подвигли предприятия на формирование и реализацию корпоративной культуры, однако таких предприятий все же еще не так много, предприятий со сформированной корпоративной культурой насчитывается всего около тридцати процентов. Инструментом стимулирования инноваций и управления изменений стратегического развития предприятия является корпоративная культура в ее «классическом» понимание.


Необходимо отметить, что в крупных и достаточно эффективных по финансовым результатам предприятиях, образованы службы по разработке и реализации, а также контролю над выполнением корпоративной культуры предприятия. При этом на части предприятий функции по реализации корпоративной культуры данной службы нет. Однако сама корпоративная культура развита очень хорошо. Формирование корпоративной культуры происходит изначально на этапе образования предприятия.

На процесс формирования корпоративной культуры непосредственное влияние оказывает рынок и общество. Основой для ее формирования являются представления непосредственного учредителя предприятия о корпоративных ценностях.

От грамотного управления корпоративной культуры зависит оптимальное эффективное влияние на процветание бизнеса предприятия, а также развития его конкурентоспособности. Правильная стратегия, подобранная для управления корпоративной культурой предприятия, может во многом уменьшить производимые предприятием расходы по рекламной компании, то есть с отдела по рекламе и PR-политики предприятия снимается часть функции при условии, что сотрудники будут отражать во внешней сфере философию предприятия.

Чем выше уровень корпоративной культуры, тем лучше налажен производственный процесс, а также выше производительность труда работников и их стремление изготовить продукцию лучшего качества, а соответственно это приводит к увеличению уровня доверия со стороны покупателя к предприятию - изготовителю. Высокая привлекательность предприятия со стороны покупателей увеличивает также и привлекательность предприятия для партнеров по бизнесу.

Необходимость в разработке корпоративной культуры была вызвана острой потребностью для того времени в сфере среднего и крупного бизнеса новых подходов к управлению трудовым потенциалом. Новые подходы должны были обеспечить, по мнению исследователей, увеличение эффективности работы предприятий среднего и крупного бизнеса.

Таким образом, основу жизненного потенциала сложного механизма, называемого корпорацией, стала корпоративная культура. Это связано с тем, что корпоративной культурой определены основополагающие ценности, объединяющих в оном коллективе абсолютно разных по своему характеру и личным устремлениям людей. Корпоративная культура, лежащая в основе образования корпораций, обеспечивала сплочение коллектива, так как она определяла общие нормы и принципы, общие взгляды на то, что является оптимальным и значимым успешной для деятельности предприятия, а что может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие и позицию предприятия на рынке.


Культура корпорации характеризуется с помощью кадровой политики предприятия, основных норм и ценностей в организационной структуре, системе корпоративного управления предприятия. Условия объективности подобной характеристики заключаются в установлении границ действия корпоративной культуры в рамках одного предприятия и его структурных подразделений.

Таким образом, понятие корпоративной культуры является многоликим, каждое из встречаемых толкований в научной литературе, сделанное в отношении корпоративной культуры, является по - своему правильным. Нет единого толкования в отношении данного понятия, так как она настолько индивидуальна для каждого предприятия, а также находится в постоянном развитии в зависимости от направления деятельности предприятия. В литературе чаще всего встречается определение корпоративной культуры, как совокупной системы духовных и материальных ценностей, которые в рамках одного предприятия напрямую взаимодействуют между собой, отражающих уникальность и индивидуальность предприятия. Отражение корпоративной культуры на предприятии осуществляется через взаимодействие, поведение, общение, восприятие людей – членов рабочего коллектива.

Корпоративная культура для определенной группы людей, трудового коллектива, определяется как общие идеи, интересы, ценности, представления, ожидания и т.д. В единую группу объединяющих людей в единый коллектив факторов входят опыт, мифы, традиции, страхи, надежды, навыки, устремления и ожидания, коммуникативные процессы принятия решений, реально испытанные в действительной ситуации хотя бы одним сотрудником. Корпоративная культура является зеркальным отражением отношения членов трудового коллектива к выполненной работе и ее результатам, а также корпоративная культура невидимой нитью соединяет работника и технологическое оборудование для оптимальной гармоничной работы. Корпоративная культура на предприятии воздействует на всех работников, занятых на различных работах, отличных друг от друга по своим характеристикам, объединяя их общей целью.

Психологический микроклимат в трудовом коллективе внутри одного предприятия также основывается на корпоративной культуре. Корпоративная культура становится со временем привычкой действовать и размышлять определенным образом для сотрудников организации, отражается в их темах для разговора и мышлении, при этом данные привычки разделяются в рамках одной организации всеми ее членами на подсознательном уровне. Негласные правила методами стереотипов навязываются для реализации и для работников, которые вновь приняты на работу. Целью данного сосредоточения на подсознательном уровне и у вновь принятых работников правил корпоративного мышления является оптимальная и долговременная перспектива стать частью трудового коллектива.