Файл: Сущность системы менеджмента качества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что улучшение качества выпускаемой продукции, предоставляемых услуг является одним из важнейших факторов роста эффективности производства.

Качество продукции и услуг по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Современная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству продукции и услуг. Это связано с тем, что в современном мире развитие предприятия, его устойчивое положение на рынке определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции и услуг.

Цель работы – исследовать вопросы разработки системы менеджмента качества на предприятии.

Задачи работы:

  • исследовать сущность и содержание системы менеджмента качества;
  • дать оценку управлению качеством в ООО «КС-Сервис»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на предприятии.

Предмет исследования: система менеджмента качества предприятия.

Объект исследования – ООО «КС-Мастер», занимающееся оказанием услуг по ремонту и обслуживанию компьютерной и организационной техники.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды ученых, посвященные проблемам менеджмента качества, управления качеством, научные периодические издания по тематике исследования.

Информационную базу исследования составили данные статистической и финансовой отчетности ООО «КС-Мастер».

В процессе проведения исследования использовались методы системного, экономико-математического и статистического анализа, а также метод экспертных оценок, анкетирования.

Глава 1. Сущность и содержание системы менеджмента качества

1.1. Сущность системы менеджмента качества


Система менеджмента качества (далее СМК) – это система, созданная на предприятии для постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей с целью постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг[1].

СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг) [2].

Причиной брака всегда являются неправильные действия. А для того, чтобы их избежать, необходимо формализовать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству[3].

СМК является частью системы менеджмента организации, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующие общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. С 01.01.2013 г. в Российской Федерации введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 48 от 22.12.2011).

Системы менеджмента качества содействуют организациям в повышении удовлетворенности потребителей и становятся социальной необходимостью[4].

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребностям и ожиданиям. Эти потребности и ожидания отражаются в технических условиях на продукцию и считаются требованиями потребителей. Требования устанавливаются потребителем в контракте или определяются самой организацией. В любом случае приемлемая ценность продукции, в конечном счете, устанавливается потребителем[5].


Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, из-за чего они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и технологические процессы[6].

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей. СМК может быть основой постоянного увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую потребительским требованиям[7].

Обоснование необходимости систем менеджмента качества преимущественно сосредоточено в выявлении общественной потребности, потребности и ожиданий заинтересованных сторон[8].

1.2. Элементы системы менеджмента качества

СМК как система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы и ресурсы.

По определению ИСО, организация – это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а так же персонал, отвечающий за качество.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующие «входы» и «выходы». При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правили, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»)[9].

Рисунок 1 – Процессный подход в управлении качеством[10]

Процессы создания продукции входят в цепь «поставщик — организация — потребитель» и на рисунке показаны как «выпуск продукции» [11]. Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное — вспомогательные, поддерживающие процессы[12].


Важное значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны – это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса[13].

Таблица 1

Процессы, связанные с системой качества[14]

1. Процессы управленческой деятельности руководства

2. Процессы обеспечения ресурсами

Взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителей);
Формирование политики в области качества;
Планирование;
Распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;
Анализ со стороны руководства;
Управление документацией;
Управление записями

Менеджмент персонала;
Менеджмент инфраструктуры;
Управление производственной средой

3. Процессы жизненного цикла продукции

4. Процессы измерения, анализа и улучшения

Планирование процессов жизненного цикла продукции;
Процессы связанные с анализом требований потребителя;
Проектирование и разработка;
Закупки;
Производство и обслуживание;
Управление устройствами для мониторинга и измерений.

Мониторинг и измерение;
Управление несоответствующей продукцией;
Анализ данных;
Улучшение системы менеджмента качества;
- Постоянное улучшение
- Корректирующие действия
- Предупреждающие действия

Документ – информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например «Положения о подразделениях» и «Должностные инструкции» [15].

К основным документам СМК относятся:

– приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК («О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества») [16];

– политика в области качества – основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством;

– процедуры системы качества;

– руководство по качеству – документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества;


– рабочие инструкции, связанные с качеством;

– контрольные инструкции, связанные с качеством[17].

СМК повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения), и бизнес-процессы и функции. Необходимо отметить, что это не относится к финансовой прозрачности, так как СМК не затрагивает финансовую деятельность предприятия[18].

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов), о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания СМК пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это так же повышает управляемость предприятия[19].

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а так же улучшение отношений с потребителями и поставщиками. Наиболее явно сертификация и эффективное функционирование СМК влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия, его торговой марки. Это позволяет изменить ценовую политику предприятия (заведомо качественная продукция должна стоить дороже). Наличие сертификата увеличивает вероятность успеха при участии в конкурсах и тендерах. В некоторых случаях оно даже является обязательным условием конкурса и тендера[20].

Один из шагов на пути улучшения менеджмента — внедрение СМК, соответствующей требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000. Сформулированные в них принципы менеджмента и критерии качества вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса. Нам осталось всего лишь внедрить эти стандарты таким образом, чтобы они эффективно работали на наших предприятиях[21].