Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионной системы РФ
1.1. История развития пенсионной системы России
1.2. Понятие пенсионной системы и ее функции
Глава 2. Элементы пенсионной системы
2.1. Государственное пенсионное обеспечение
2.2. Страховое пенсионное обеспечение
Также стоит обратить внимание и на важное условие назначения пенсии по инвалидности – это требование к страховому стажу. Требования к продолжительности страхового стажа отсутствуют, главное условие - наличие такого стажа, при этом продолжительность стажа может быть любой.
Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся[18]. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.
Принятый в рамках очередного этапа пенсионной реформы Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохраняет общую концепцию страхового стажа, сформировавшуюся с переходом к системе обязательного пенсионного страхования. Как и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основе права на пенсионное обеспечение лежит страховой стаж. Дополнительно для установления права на досрочное пенсионное обеспечение выделяется специальный страховой стаж, который служит показателем занятости работника в опасных и (или) вредных условиях труда в течение определенного периода времени. Для оценки пенсионных прав, которые застрахованные лица приобрели своим трудом и иной общественно полезной деятельностью до 1 января 2002 г. (когда был введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), сохраняется понятие общего трудового стажа как базовой величины для определения стажевого коэффициента и расчетного размера пенсии по нормам прежнего законодательства.
Не отрицая страховых принципов в определении стажа, Федеральный закон "О страховых пенсиях" тем не менее вносит ряд значимых корректив в правовое регулирование института страхового стажа. Причиной стала необходимость решения некоторых вопросов, возникших в ходе реализации Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также адаптации пенсионной системы к современным социально-экономическим условиям.
В первую очередь следует отметить восстановление значения страхового стажа для размера пенсионного обеспечения. Новая пенсионная формула учитывает не только сумму перечисленных за застрахованное лицо страховых взносов (как прежняя величина пенсионного капитала)[19], но и продолжительность страхового стажа - за счет суммирования индивидуальных пенсионных коэффициентов, рассчитанных за каждый календарный год стажа.
Кроме того, в Федеральном законе "О страховых пенсиях" представлено дополненное определение страхового стажа: "учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж". Таким образом, с 1 января 2015 г. при установлении страхового стажа учитывается не только факт уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за определенный период, но и факт начисления взносов работодателем, который отражается на индивидуальном лицевом счете работника.
Дело в том, что на практике далеко не всегда сумма начисленных за работника страховых взносов соответствует сумме взносов, уплаченных за него в Пенсионный фонд Российской Федерации. Нередко, умышленно или непреднамеренно, в силу финансовых затруднений, работодатели не перечисляют в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за своих работников, в результате чего образуются недоимки на величину разницы между суммой начисленных и уплаченных страховых взносов. Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации наделены достаточно широкими полномочиями для оперативного восполнения недоимок по страховым взносам. Но следует признать, что даже при нулевом показателе погрешности в ходе взыскания задолженности по страховым взносам 100-процентный положительный результат объективно недостижим - вследствие общих факторов, препятствующих исполнению судебных и административных постановлений (банкротство, ликвидация, смерть должника и т.п.). Поэтому введенный Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" порядок установления страхового стажа работника в зависимости от уплаты его работодателем страховых взносов изначально допускал возможное нарушение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение[20].
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П[21] указал на недопустимость каких-либо препятствий в реализации пенсионных прав работников, в т.ч. в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем страховых взносов за периоды их трудовой деятельности. С этого времени в страховой стаж работников стали включаться все выработанные ими на дату установления (перерасчета) пенсии периоды трудовой деятельности, в т.ч. и те, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались страхователем. Таким образом, корректировка, внесенная Федеральным законом "О страховых пенсиях" в определение страхового стажа, обусловлена необходимостью приведения пенсионного законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации. Тем не менее сохраняется проблема нарушения пенсионных прав наемных работников в тех случаях, когда работодатель не только не уплачивал, но и не производил начисления страховых взносов (не представлялись сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд России).
Итак, считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.
Таким образом, страховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии:
- являются периодическими (ежемесячными) выплатами;
- имеют регулярный характер;
- выплачиваются в денежной форме;
- имеют компенсационный характер (призваны компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - утраченную заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, когда утрата произошла в связи со смертью этих застрахованных лиц).
2.3. Дополнительное пенсионное обеспечение
Дополнительное (негосударственное) пенсионное обеспечение осуществляется негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ, фонд, негосударственный пенсионный фонд) на основании заключенного с ним пенсионного договора за счет средств фонда, формируемых путем внесения пенсионных взносов.
Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в негосударственных пенсионных фондах. Негосударственное пенсионное обеспечение основывается на принципах равенства правового режима для всех субъектов, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, восстановления и судебной защиты прав.
Негосударственное пенсионное обеспечение является одним из элементов пенсионной системы Российской Федерации. Помимо данного вида обеспечения эта система включает:
государственное пенсионное обеспечение: выплаты пенсий финансируются за счет государственного бюджета (в частности, государственная пенсия по инвалидности; государственная пенсия за выслугу лет, которая начисляется военнослужащим, федеральным государственным служащим и гражданам, приравненным к подобным профессиям);
обязательное пенсионное страхование: предполагает обязанность уплаты страховых пенсионных взносов работодателями в определенном проценте от фонда оплаты труда; сформированные таким образом средства частично персонифицируются на счетах работников, а частично направляются на выплаты текущих пенсий;
профессиональные пенсионные системы: применяются в отношении граждан, работавших (работающих) в особых условиях (например, на вредных производствах). Выплаты профессиональных пенсий осуществляются за счет взносов, которые дополнительно перечисляет работодатель или учредитель профессиональных пенсионных систем, вплоть до достижения гражданином пенсионного возраста.
Накопительная часть пенсии – это накопления, которые формируются также за счет отчислений страхователем страховых взносов, но эти накопления не тратятся на текущие выплаты пенсионерам, а аккумулируются на личном пенсионном счете застрахованного лица (СНИЛС), могут инвестироваться и приносить доход.
Накопительная часть пенсии с 1 января 2015 г. выделена в самостоятельный вид пенсии. Ее может устанавливать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионные фонды, если в них будут формироваться пенсионные накопления застрахованных лиц. Размер накопительной пенсии с указанной даты определяется посредством деления имеющейся суммы накоплений на предполагаемый период выплаты (см. об этом подробнее комментарий к ст. 7 Закона). Страховая часть пенсии также претерпела изменения (в частности, страховое обеспечение с 1 января 2015 г. увеличивается за счет фиксированной выплаты, являющейся аналогом базового размера прежней страховой части)[22].
Накопительное пенсионное страхование представляет особый вид страховой защиты со своими правилами и особенностями. Поэтому как условия и порядок назначения накопительной пенсии, так и ее выплаты имеют свою специфику. Право на накопительную пенсию получают лишь те граждане, которые не только застрахованы в накопительной системе пенсионного страхования, но и имеют пенсионные накопления, учтенные либо в специальной части их индивидуальных лицевых счетов, либо на пенсионном счете накопительной пенсии.
Накопительная пенсия устанавливается и выплачивается независимо от получения иного вида пенсионного обеспечения, в частности от получения пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" либо от получения пенсионного обеспечения в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Кроме того, получение некоторыми категориями граждан ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренного законодательством РФ, на установление накопительной пенсии также влияния не оказывает. Например, судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" в соответствии со ст. 30 указанного Закона в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку имеют право на получение не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания и накопительной пенсии в соответствии с комментируемым Законом.
Право на накопительную пенсию возникает при соблюдении следующих условий:
- достижение общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет);
- наличие определенного количества лет страхового стажа (в 2015г. - 6 лет <...> в 2024 г. - 15 лет);
- наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) (в 2015г. - не менее 6,6 <...> в 2025 г. - не менее 30) и др.
Для реализации своего права на назначение накопительной пенсии гражданин обращается к страховщику (ПФР или негосударственный пенсионный фонд) с соответствующим заявлением со всеми необходимыми документами. День приема данного заявления является днем обращения за накопительной пенсией[23].
При приеме заявления и необходимых документов страховщик:
- проверяет правильность оформления заявления;
- сличает подлинники представленных документов с их копиями;
- регистрирует заявление и выдает расписку-уведомление, в которой указываются дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;
- истребует от юридических и физических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления документы, необходимые для назначения пенсии.
Страховщик может запросить необходимые для назначения пенсии документы у застрахованного лица, только если соответствующие документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления (см. ст. 9 Закона).
Заявление о назначении накопительной пенсии может быть подано лицом, претендующим на пенсию непосредственно, либо через представителя.
При направлении заявления и необходимых документов по почте (или через Интернет) днем обращения считается дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления (или дата отправки заявления через Интернет).