Файл: Пенсионная система в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае положительного решения вопроса о назначении накопительной пенсии оформляются документы на ее выплату. При этом не требуется письменного либо какого-либо иного извещения о принятом решении.

В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении накопительной пенсии закрепляется обязанность страховщика не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения известить об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвратить документы. Представляется, что извещение заявителя об отказе в назначении накопительной пенсии должно быть письменным по аналогии с отказом в назначении трудовой пенсии.

Так, А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Хабаровского края о возложении обязанности назначить льготную пенсию и о взыскании сумм невыплаченной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование исковых требований А. указал, что он работал в ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" "УМНГ", весь период работы проходил в Николаевском районе Хабаровского края - в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 8-ми часовым рабочим днем, по профессии, что дает право на пенсию по старости на льготных условиях, раздел 13, код 2140000а-13658, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10. По достижению 50-летнего возраста истцу по его просьбе была выдана архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ за N, дающая право на пенсию на льготных условиях. Собранные документы им были направлены по почте ДД.ММ.ГГГГ в Пенсионный фонд г. Николаевска-на-Амуре, однако ДД.ММ.ГГГГ документы ему были возвращены обратно по почте с припиской в углу архивной справки о том, что справка выдана ошибочно, в связи с чем, ему было отказано в назначении пенсии на льготных условиях, что является нарушением Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 и Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по достижении 50 лет обратился с заявлением в УПФ РФ в Николаевском районе Хабаровского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости и на момент обращения имел: страховой стаж более 25 лет, специальный стаж работы, предусмотренной Списком N 2, только в качестве, более 12 лет 6 месяцев, а также в качестве более 1 года, при этом более 20 календарных лет проработал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в Охотском районе Хабаровского края с ДД.ММ.ГГГГ., в Николаевском районе Хабаровского края в периоды с ДД.ММ.ГГГГ


Из трудовой книжки А., справки ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" филиал "Управление Магистральных нефтепроводов" от ДД.ММ.ГГГГ и исторической справки следует, что А. работал в Лазаревском линейном производственном управлении (с ДД.ММ.ГГГГ переименованном в цех по транспортировке нефти и газа N Управления магистральных нефтепроводов ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", с ДД.ММ.ГГГГ являющегося филиалом ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", с ДД.ММ.ГГГГ являющегося филиалом ООО "РН-Сахалинморнефтегаз") со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности на газотурбинной электростанции, уровень шума на которой составлял более 80 Децибел, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности в ООО "РН-Сахалинморнефтегаз", а с ДД.ММ.ГГГГ в той же должности в ООО "Сахалинэнергонефть". Весь период работы проходил в Николаевском районе Хабаровского края, местности приравненной к районам Крайнего Севера, с 8-ми часовым рабочим днем.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил по почте заявление с необходимыми документами о назначении пенсии в Пенсионный фонд по Николаевскому району, что подтверждается штампом в описи вложения в ценное письмо, квитанцией в приеме бандероли с объявленной ценностью и не оспаривается представителями ответчика, однако письменного, мотивированного уведомления об отказе в назначении пенсии, с разъяснением порядка обжалования принятого решения истец не получил, при этом документы ему были возвращены.

Из служебной записки управления Пенсионного фонда РФ в Николаевском районе Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ в клиентскую службу поступили документы А. на назначение досрочной пенсии по старости по Списку N 2, по телефонному звонку А. было дано разъяснение, что право за обращением на назначение пенсии возникает по достижению 55 лет согласно п. п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из протокола судебного заседания от 19.01.2012 г. следует, что представитель ответчика К. подтвердил обращение А. за назначением пенсии в ДД.ММ.ГГГГ. и просил в случае удовлетворения исковых требований назначить пенсию не с ДД.ММ.ГГГГ., а с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.[24]

Накопительная пенсия устанавливается пожизненно, то есть бессрочно. Обратим внимание, что ст. 17 Закона устанавливает ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Так, до 1 января 2016 г. он установлен продолжительностью 19 лет (228 месяцев). Однако данный показатель (ожидаемый период выплаты) применяется исключительно для расчета накопительной пенсии, а не для выплаты накопительной пенсии. Поэтому на срок выплаты накопительной пенсии данный показатель не влияет.


Таким образом, обязательным условием назначения (установления) накопительной пенсии выступает наличие у застрахованного лица пенсионных накоплений. При их отсутствии накопительная пенсия не назначается. И это правомерно: нет накоплений, следовательно, нет источника финансирования выплаты накопительной пенсии.

Заключение

Завершая общую характеристику пенсионной системы Российской Федерации, необходимо сделать следующие выводы:

I. С учетом особенностей развития того или иного общества и современных взглядов на роль и значение пенсионной защиты граждан в каждой стране складывается своя уникальная пенсионная система с набором только ей необходимых элементов. В связи с этим неразумным видится безоговорочно перенимать и внедрять зарубежный опыт в пенсионной системе другого государства.

Особую роль при построении национальной пенсионной системы уделяется особенностям формирования финансового механизма, чему посвящена следующая тема. При оценке функционирования государственной пенсионной системы проводят анализ используемой модели финансирования и пенсионных схем для расчета размера пенсии.

II. Основой правового регулирования государственного пенсионного обеспечения является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данный закон устанавливает различные виды государственных пенсий, право на которые имеют следующие категории граждан.

1. Пенсия за выслугу лет:

- федеральные государственные гражданские служащие;

- военнослужащие;

- граждане из числа космонавтов;

- граждане из числа работников летно-испытательного состава.

2. Пенсия по старости:

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

3. Пенсия по инвалидности:

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной войны;

- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- граждане из числа космонавтов;

- граждане из числа работников летно-испытательного состава.

4. Пенсия по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные члены семей погибших (умерших)):

- военнослужащие;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- граждане из числа космонавтов.

5. Социальная пенсия:

- нетрудоспособные граждане.


В целом пенсионное обеспечение – это реализация одного из направлений осуществления государством его внутренней функции – защита имущественных и иных интересов, проживающих в нем граждан. По этой причине деление законодателем всех видов пенсий на трудовые и государственные не отвечает сути правовой политики государства, весьма условно и должно быть устранено. Все пенсии являются следствием реализации обязанностей государства перед своими согражданами, а потому и должны иметь государственно-правовой характер, т.е. именоваться государственными ежемесячными выплатами.

III. Cтраховые пенсии имеют ту же правовую природу, что и иные пенсии:

- являются периодическими (ежемесячными) выплатами;

- имеют регулярный характер;

- выплачиваются в денежной форме;

- имеют компенсационный характер (призваны компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - утраченную заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, когда утрата произошла в связи со смертью этих застрахованных лиц).

IV. Обязательным условием назначения (установления) накопительной пенсии выступает наличие у застрахованного лица пенсионных накоплений. При их отсутствии накопительная пенсия не назначается. И это правомерно: нет накоплений, следовательно, нет источника финансирования выплаты накопительной пенсии.

V. Для улучшения системы пенсионного страхования в Российской Федерации необходимо:

- продолжить всестороннее и качественное реформирование системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан;

- обратить внимание на создание дополнительных условий, которые способствовали бы целостному развитию системы пенсионных накоплений под присмотром негосударственных пенсионных фондов;

- продолжать развивать программу государственного софинансирования пенсионных пособий.

Вместе с тем необходимо повышать правовую грамотность населения, а также обеспечивать доступность информации об особенностях деятельности негосударственных пенсионных фондов, чтобы в равной мере и понятной форме иметь возможность донести ее до участников фонда, как действующих, так и потенциальных, при активной помощи средств массовой информации. Следует уделить внимание созданию специальных условий, направленных на усиление роли негосударственных пенсионных фондов в качестве инвесторов.


Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831
  3. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. ст. 4904
  4. Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 14. ст. 1257
  5. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.02.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328.

Акты судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" // СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.
  2. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 9 сентября 2014 г. по делу N 33-7579/14 // СПС «Консультант Плюс»
  3. Апелляционное определение Московского областного суда от 28 мая 2014 г. по делу N 33-11854/2014 // СПС «Консультант Плюс»
  4. Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-7155/2014 // СПС «Консультант Плюс»

Специальная литература

  1. Авдеева Р.А., Карданова И.В., Новоспасская А.Ю. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению // Экономическая политика России в условиях нестабильности мировой экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией М.Б. Щепакина. 2016.
  2. Агеева Е.В. Современные пенсионные системы: учеб. пособие / Е. В. Агеева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015.
  3. Аракчеев В.С., Агашев Д.В., Евстигнеева Л.А. Право социального обеспечения России: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2015. - Ч. 2.
  4. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2015.
  6. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  7. Лукиянова А. Неравенство доходов и неформальной занятости в России// Экономика. 2013. № 37.
  8. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2014.
  9. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014.
  10. Право социального обеспечения России: учеб. / под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. – Томск: Изд-во Том. ун-та 2015.
  11. Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. А.С. Кротик. - Рязань: Издательство «Концепция», 2015.
  12. Рязанцева Т.Е. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации // Вестник института мировых цивилизаций. 2017. №14.
  13. Сергеева Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование // Сам себе адвокат. № 13. М., 2013.
  14. Сивакова И.В. Трансформация категориальной определенности стажа в условиях развития пенсионного страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. N 4. С. 37 - 42; 2017. N 1.
  15. Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2014.
  16. Сулейманов Н.М. Пенсия по старости: новые правила исчисления// Апробация. 2016. № 6 (45).
  17. Титкова Я. Ю. Понятия и виды пенсионных систем. URL: http://www.pension.ru.
  18. Чупрова Е.В. О некоторых проблемах реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение в законодательстве Российской Федерации // Адвокат. 2014. N 2.