Файл: Пенсионная система в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одновременно вполне напрашивается вывод об отсутствии у судей права на получение страховой пенсии, поскольку данная пенсионно-правовая ситуация не предусмотрена действующим законодательством. Справедливость отсутствия у судей права на получение страховой пенсии или ее доли, естественно, сомнительна, поскольку законодательство допускает возможность иной деятельности судей кроме отправления правосудия (научная, преподавательская, творческая деятельность). При осуществлении этих видов деятельности страхователями будут вноситься страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и формироваться пенсионные накопления, поэтому судья, как и любое застрахованное лицо, бесспорно, должен иметь право на получение страховой пенсии или ее доли, как и иные получатели.

Универсализация правового режима пенсионного обеспечения граждан обусловлена привлечением иных источников финансирования страховой и накопительной пенсии в сравнении с советским законодательством. Если по советскому праву источником финансирования различных видов пенсий признавался государственный бюджет, то по современному праву для финансирования страховой и накопительной пенсии привлекаются частные средства граждан и юридических лиц. Для финансирования страховой и накопительной пенсии с помощью частных средств граждан и юридических лиц используется гражданско-правовой механизм страхования. Таким образом, страховая и накопительная пенсии, формируемые за счет страховых взносов, в сущности, приобретают характер универсального пенсионного обеспечения.

Неравенство в области пенсионного обеспечения различных категорий физических лиц взаимосвязано не только с условиями, но и источниками соответствующих материальных предоставлений. Если страховая пенсия финансируется и образуется как за счет средств государственного бюджета, так и средств страхователей (физических и юридических лиц), то пожизненное денежное содержание судей и государственные пенсии полностью финансируются за счет государственного бюджета. Таким образом, никакие страховые механизмы не применяются в целях пенсионного обеспечения лиц, имеющих право на пожизненное денежное содержание и государственные пенсии, а применяется особый финансовый механизм обеспечения соответствующих выплат. Практика доказывает надежность и эффективность этого механизма в сравнении со страховыми взносами физических и юридических лиц, поскольку застрахованные лица постоянно сталкиваются с фактами сокрытия их доходов с целью уменьшения или уклонения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, с неперечислением или несвоевременным перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таких проблем не существует при предоставлении финансирования со стороны государства и его бюджета: в результате материальное положение получателей пожизненного денежного содержания и государственных пенсий явно предпочтительнее, чем получателей страховой пенсии.


Некоторые из высказываемых в литературе взглядов не способствуют формированию единого правового режима пенсионного обеспечения физических лиц.

Так, по мнению В.Н. Соловьева, "...то, что страховая и накопительная части пенсии фактически финансируются самими работниками, поскольку в конечном счете работодатель уплачивает страховые взносы из средств, которые образуются в результате труда застрахованных, свидетельствует об их правовой природе. ...обосновывается необходимость распространения на указанные отношения вещно-правового режима права собственности, что позволит более эффективно обеспечить защиту прав застрахованных лиц на получение в будущем пенсионных страховых выплат. Для этого предлагается разделить правовой режим страховой и накопительной части пенсии"[4].

Без особых аргументов ясно, что признание права собственности на пенсионные накопления требует не столько внесения изменений в действующее законодательство, сколько пересмотра сложившихся теоретических представлений в области российской цивилистики. Практическая польза от такого признания не представляется существенной, поскольку объектом наследования являются не только субъективные вещные права, но и обязательственные. Поэтому в законодательстве вполне достаточно установление наследственно-правового режима в отношении пенсионных накоплений того или иного физического лица. Неясна идея разделения правового режима страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Представляется, что в целях формирования и поддержания единого правового режима пенсионного обеспечения физических лиц целесообразнее противоположное решение: не разделение, а обеспечение единого правового режима страховой и накопительной пенсий. Единый правовой режим страховой и накопительной пенсий будет базироваться в том числе и на указываемом В.Н. Соловьевым обстоятельстве: обе пенсии создаются и финансируются, в общем-то, за счет доходов, обеспечиваемых работником или индивидуальным предпринимателем.

Исходя из совокупности предложенных аргументов, представляется назревшей и актуальной постановка вопроса о формировании и поддержании единого правового режима пенсионного обеспечения физических лиц путем придания страховой пенсии значения генеральной (основной) пенсии.

Глава 2. Элементы пенсионной системы


2.1. Государственное пенсионное обеспечение

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ № 166-ФЗ от 15.12.2011 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[5], отдельные положения о пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц представлены в Федеральном законе № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[6].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом № 166-ФЗ, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета[7].

Государственные пенсии имеют особые цели:

компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;


компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

предоставление средств к существованию нетрудоспособным гражданам.

Право на пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

В зависимости от цели предоставления ежемесячной государственной денежной выплаты назначаются следующие виды пенсий:

  • государственная пенсия за выслугу лет - федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • государственная пенсия по старости - гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

государственная пенсия по инвалидности - военнослужащим; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; космонавтам;

  • государственная пенсия по случаю потери кормильца - нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов;
  • социальная пенсия – нетрудоспособным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации.

2.2. Страховое пенсионное обеспечение

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет страховых взносов, которые работодатель (так же их называют страхователями или плательщиками страховых взносов) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников и за себя в Пенсионный фонд России. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств для существования лиц пожилого возраста, что определяет особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Пенсионный фонд Российской Федерации как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению: во-первых, функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий, во-вторых, обеспечивает регулярную ежемесячную выплату и своевременную доставку пенсий в полном объеме[8].


В Законе №400 определены виды страховых пенсий, устанавливаемых в соответствии с ним. В частности, это: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Различия между перечисленными видами страховых пенсий следуют непосредственно из их названий, а также из следующего общего определения понятия страховой пенсии, данного в п. 1 ст. 3 Закона: ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом; при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховая пенсия по старости – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Страховая пенсия по старости – основный вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется существенная часть средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования пожилых граждан. До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение «по возрасту», а не «по старости».

Лица, которые претендуют на назначение им пенсии, должны достигнуть к моменту обращения за назначением пенсии определенного возраста.

При этом пенсионный возраст различается по гендерному признаку: мужчины и женщины получают право на назначение им пенсии по старости при достижении разного возраста, а именно:

- женщины - возраста 55 лет;

- мужчины - возраста 60 лет.

Достижение лицом указанного возраста, по сути, является событием (юридическим фактом), наступление которого влечет за собой возникновение права на пенсию при условии соблюдения дополнительных требований, установленных Законом.

Право на пенсию по случаю потери кормильца закреплено во множестве нормативных правовых актов и отличается как по кругу лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение, так и по основаниям, условиям и размерам назначаемой пенсии.