Файл: Пенсионная система в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. Каждый человек независимо от возраста, профессии, образования и социально-экономического положения рано или поздно сталкивается с многочисленными рисками, которые связаны с общественным прогрессом. Особую роль занимают социальные риски, связанные с возможностью утраты трудового дохода или снижением материального благополучия по независящим от человека обстоятельствам, но напрямую связанным с его трудоспособностью. Наступление старости считается реализацией такого социального риска. Именно для этого и создана пенсионная система государства, которая ориентирована на защиту от последствий реализации подобных рисков.

Одной из важнейших задач пенсионной системы является гарантия достойного уровня пенсии, а также обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы. Для осуществления названных задач, государству необходимо создать эффективно функционирующую пенсионную систему, что является очень сложным и долгим процессом. Процесс усложняется тем, что нельзя однажды создав эффективно функционирующую пенсионную систему, останавливаться на достигнутом, так как необходимо постоянно вносить корректировки и модернизировать пенсионную систему в соответствии с изменениями, которые происходят как внутри отдельно взятой страны, так и в соответствии с мировыми тенденциями.

Какой бы совершенной и справедливой ни была пенсионная система, она должна быть органично интегрирована в социально-экономическую и политическую систему. В этом смысле первоочередное значение имеет не сама политика в области пенсионного обеспечения, не модель пенсионной системы, а способность государства эффективно управлять экономикой, обеспечивать адекватный рост производства, умение сформировать устойчивую основу для сохранения уровня и роста благосостояния. В этих рамках существует большое вариационное пространство для формирования архитектуры пенсионной системы, которая также должна отражать в полной мере систему ценностей данного общества, включая особенности социального и культурно-исторического развития. В связи с этим особо актуальным встает вопрос о теории и методике построения пенсионной системы государства, что позволит избежать определенных ошибок и проблем при развитии российской пенсионной системы в будущем.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионной системы Российской Федерации.


Предмет исследования – нормы российского законодательства, регламентирующие особенности пенсионной системы Российской Федерации.

Целью работы является общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать историю развития пенсионной системы России;

- рассмотреть понятие пенсионной системы РФ и ее функции;

- проанализировать государственное пенсионное обеспечение;

- проанализировать страховое пенсионное обеспечение.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания и его разновидности: исторический, метод логического анализа, сравнительно-правовой. 

Глава 1. Теоретико-правовые основы пенсионной системы РФ

1.1. История развития пенсионной системы России

Самые первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении в России возникли еще в древние времена. Вплоть до XIX века пенсионное обеспечение было избирательно и представляло собой милость правящей персоны к своим подчиненным. Пенсионной выплатой довольствовались исключительно знатные для власти особы - воины, стоящие на страже владений у князей, а затем царей.

С периодом правления Петра I связано важное событие в истории развития пенсионной системы. Был принят закон о пенсионном обеспечении, который утвердил основания и порядок выплаты пенсии - «Устав Морского Русского Флота» от 13 января 1720 года. Это первый принятый закон об установлении пенсии.

Вторая половина XIX века знаменательна для истории развития пенсионного обеспечения тем, что в это время выплатами пенсий, помимо военных и гражданских государственных служащих, стали пользоваться и работники частных предприятий.

Во время изменения политического режима в 1917 году и прихода к власти социалистической партии в сфере пенсионного обеспечения пенсионные выплаты должны были стать массовыми и лишиться всякой привилегированности. И только спустя много лет идеи были реализованы. Хотя советская власть не ущемляла права граждан на выплату пособий по случаю потери кормильца и по инвалидности с самого начала.


Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию было принято в 1930 году. Система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая действовала по установленной схеме: налогами обременялись все существующие организации, благодаря которым формировался бюджет всего государства.

Бюджет страны являлся источником покрытия государственных расходов, включая выплату пенсии.

Общеустановленным возрастом в 1932 году для назначения трудовой пенсии стал: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. И до сих пор пенсионный возраст в России остается неизменным и на сегодняшний день является одним из самых низких во всем мире. Данное условие достижения пенсионного возраста предоставляет право российским гражданам раньше жителей других стран выйти на пенсию.

Примечательным событием в 1956 году для истории пенсионного обеспечения было принятие закона «О государственных пенсиях». Выделял данный закон несколько видов пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Акт являлся гарантией получения государственных пенсий, включающий в себе единые для всех правила и требования для установления пенсий, в том числе к возрасту и стажу, а также содержал общий порядок исчисления размера пенсий независимо от категории граждан.

Мужчины выходили на пенсию по старости в 60 лет при условии 25 лет стажа, женщины - в 55 лет при условии 20 лет стажа. Расчет пенсии происходил иначе (только в нынешнее время он исходит из общей суммы зарплаты, полученной за всю трудовую деятельность), а в то время расчет производился, исходя из средней зарплаты за последний год или последние десять лет работы.

Также учитывались особые условия труда при назначении пенсии: тяжелые условия труда на вредном производстве, педагогическая и врачебная деятельность, а также работа в неблагоприятных климатических условиях. Данные условия предоставляли право на досрочный выход на пенсию и требовали меньшего трудового стажа.

Назначение пенсионных выплат по нормам, закрепленным в законе 1956 года, осуществлялось вплоть до конца 1980-х годов. За более чем 30 лет с момента принятия закона в демографии СССР произошли значительные изменения в сторону троекратного увеличения пенсионеров: с 16,5 до 45,2 миллионов человек.

Пенсионная система обрела много проблем в связи с распадом СССР. 1990-е года показали возрастающую динамику показателей старения населения. Предприятия переставали отчитываться и платить взносы в Пенсионный фонд в условиях переходной экономики. Различные по поступлениям доходы людей никак не дифференцировались, что указывало на существование устаревшей системы распределения пенсий. Назначение досрочных льготных пенсий не сбавляло свои обороты в практике, тем самым увеличивая разрыв между пенсионными обязательствами и средствами в пенсионной системе.


Проблемы пенсионной системы, зародившиеся в советское время, требовали от правительства разработки концепции ее преобразования.

Первое и очень важное нововведение – это создание в 1997 году системы персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Каждому застрахованному лицу присваивался индивидуальный лицевой счет, на котором стал отражаться трудовой стаж и отчисления в электронном виде, что оказало огромную помощь в системе пенсионного обеспечения. Сейчас система персонифицированного учета усовершенствовалась и является незаменимой в пенсионной системе России.

Итогом проведенных в конце 1990-х - начале 2000-х реформ стала обновленная трехуровневая пенсионная система, которая начала действовать с 2002 года. Она охватывает страховое, государственное и негосударственное пенсионное обеспечение.

Основа будущей пенсии - страховые взносы, которые работодатель ежемесячно уплачивает за своего работника в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Накопительная часть трудовой пенсии является новым компонентом в пенсионной системе, что обуславливает переход на рыночную модель экономики. Страховые взносы, за счет которых формируется накопительная пенсия, были выведены за пределы солидарной системы и не идут на выплаты текущих пенсий, а направлялись в инвестиционные активы, что влекло за собой увеличение прибыли.

Не произошло стагнации развития пенсионного обеспечения и в 2012 году, а напротив, Правительство взялось за ее усовершенствование, утвердив ряд мероприятий. Данные мероприятия были закреплены в исторически значимом документе - Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Главной составляющей Стратегии стал новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии, предоставляющий право гражданам увеличить размер пенсии за счет более позднего выхода на нее[1].

1.2. Понятие пенсионной системы и ее функции

Пенсионная система государства – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии[2]. Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законодательные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста, инвалидности или потере кормильца. Данный вид материального обеспечения получил название пенсия.


Пенсия – это специальная форма регулярной денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной общественно-полезной деятельности, которые были утрачены по причинам наступления старости, инвалидности, потери кормильца или иных установленных законом случаев[3].

В сфере пенсионного обеспечения физических лиц на федеральном уровне действует совокупность законов:

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации";

- Закон РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Как вытекает из наименования Законов, их существа и содержания, вопросы пенсионного обеспечения различных категорий граждан решаются в зависимости от многочисленных критериев: например, материальное обеспечение судей не квалифицируется законом пенсией, а именуется пожизненным денежным содержанием, назначаемым и выплачиваемым не в связи с достижением определенного возраста или нетрудоспособностью, а по иным установленным законом основаниям. С формально-юридической точки зрения пожизненное денежное содержание судей не является государственной пенсией, а потому, видимо, возможно одновременное установление и получение пожизненного денежного содержания судьи и какого-то вида государственной пенсии, хотя законодательство и содержит иные решения. Поскольку пожизненное денежное содержание судьи и государственная пенсия за выслугу лет тесно связаны с особым статусом получателей этих видов материального обеспечения, то практически возможно их сочетание с другими видами пенсий.

Развитие и эволюционирование российского пенсионного законодательства подтверждает этот вывод.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ государственные пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии; в соответствии с п. п. 5 и 8 той же статьи того же Закона государственные гражданские служащие и граждане из числа работников летно-испытательного состава при определенных условиях имеют право на получение пенсии за выслугу и доли страховой пенсии; в соответствии с п. п. 6 и 7 той же статьи того же Закона военнослужащие и граждане из числа космонавтов имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности и страховой пенсии. Таким образом, накопительная пенсия, страховая пенсия или доля страховой пенсии приобретают характер универсального пенсионного обеспечения, поскольку устанавливаются и выплачиваются независимо от иных видов пенсий.