Файл: Пенсионная система в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большинство граждан в настоящее время получают страховые (трудовые до 2015 г.) пенсии по случаю потери кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца имеет ряд особенностей, связанных с установлением определенных требований для ее получения как к самому кормильцу, так и к получателям пенсии.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены следующие условия для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца.

1. Наличие факта смерти кормильца. Факт смерти и время смерти гражданина подтверждаются свидетельством о смерти, выданным органом ЗАГС по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего или по месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти.

Факт смерти гражданина может быть установлен судом путем объявления его умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели[9].

Основанием назначения пенсии является также безвестное отсутствие кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

2. Наличие иждивенства.

До сих пор в российском праве не сформулировано универсальное определение понятия «семья», которое могло быть использовано в иных отраслях права. В состав «членов семьи» в семейном, жилищном законодательстве, а также законодательстве о социальном обеспечении входят граждане, как связанные супружескими, родственными, свойственными отношениями, так и не связанные таковыми. Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители. В вышеупомянутом Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»[10] и Федеральном законе от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи»[11] (ст. 13) таковыми являются условия совместного проживания и ведения совместного хозяйства.


Вместе с тем, формулировки указанных законов неудачно определяют состав семьи, включая в него только лиц, связанных родством и (или) свойством, не указывая на то, что супруги являются членами семьи. Раскрывая состав членов семьи, законодатель все же указывает, что в состав семьи входят не только родственники и свойственники, но и супруги. При этом развитие общественных отношений в РФ позволяет говорить о перспективах придания статуса семьи незарегистрированным семьям (бракам). Основная задача правоприменителя при столкновении с межотраслевыми терминами заключается в определении приоритетной принадлежности термина к той или иной отрасли права. Системность терминологии должна исключать придание одному термину нескольких самостоятельных, несовпадающих значений. Таких законодательных «ляпов» можно было бы избежать, если бы базовое определение понятия «семья» содержалось в семейном законодательстве и на его основе конструировались производные понятия «члены семьи», «семья с детьми», «многодетная семья», «малообеспеченная семья», «семья военнослужащего», «студенческая семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «семья, состоящая из граждан, являющихся пенсионерами» и т.д.

Само по себе проживание лица с умершим не означает еще то, что такое лицо находилось на иждивении, тем более если такое лицо получало иной доход помимо содержания от умершего. Доказательства иждивения должны явно свидетельствовать, что основной доход и содержание иждивенец получал от умершего[12].

Необходимо, чтобы получаемое от умершего содержание было постоянным, а не разовым. При получении периодической помощи (содержания) от лица необходимо установить, насколько такое содержание было основным источником средств к существованию иждивенца, соотношение такого содержания и иных доходов иждивенца при их наличии. Не может считаться основным источником средств к существованию оказание пусть и регулярной помощи, в т.ч. путем обеспечения продуктами питания, лекарственными средствами и пр., если такая помощь хоть и была существенной, но не являлась основным источником дохода иждивенца.

Так, истица С.Т. обратилась в суд с иском к ответчице К.Н., уточнив его в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просила установить факт нахождения ее на иждивении у Е., умершего 17.12.2012 года, и признать за ней в порядке наследования право собственности на 1/2 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, на 1/2 долю денежного вклада, хранящегося в структурном подразделении N 9040/2215 Среднерусского банка ОАО "Сбербанк России" в размере 70 854 руб. 15 коп., на 1/2 долю именных обыкновенных акций ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель" в количестве 90 штук в размере 483 930 руб. и дивидендов, полученных по ним, в размере 32 858,70 руб., на 1/2 долю именных обыкновенных акций ОАО "Полюс Золото" в количестве 175 штук в размере 160 282 руб. 50 коп. и дивидендов, полученных по ним, в размере 4 177,25 коп.


В обоснование предъявленных требований истица ссылалась на то, что 17 декабря 2012 г. умер Е. Его дочерью является ответчица К.Н., которая вступила в наследство после смерти ее отца. Она считает, что также имеет право на наследство после смерти Е. по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 1148 ГК РФ, поскольку ко дню открытия наследства она являлась нетрудоспособной и не менее года до смерти наследодателя находилась на его иждивении и проживала совместно с ним. В июне 1998 г. она познакомилась с Е., и они стали проживать вместе, брак не регистрировали. С ними проживала его теща - С.Г., они вели общее хозяйство. К.Н. проживала в спорной квартире до 1999 г., нигде не работала. В 1999 г. К.Н. с мужем получила ведомственное жилье в г. Москве. До 2006 г. она и Е. проживали то в ее квартире, то на ее даче, то в спорной квартире. С 2006 г. она вышла на пенсию по старости, и они с Е. стали проживать вместе в спорной квартире. В 2007 г. Е. заболел (произошел инсульт), дочь не приехала, сказала, что после похорон будем оформлять наследство. После выздоровления дочь не приезжала и не звонила, не интересовалась здоровьем отца, не сообщала ему о месте своего жительства. На похороны отца ответчица не приехала, сообщила, что украли машину, а на автобусе ехать сложно и долго, а также не с кем оставить маленькую собаку. Внука умерший видел только два раза, когда он был младенцем. На сегодняшний день внуку 7 лет. На похороны приехал зять - К.А., передал ей две тысячи рублей, сказав, что денег больше нет. После похорон забрал все документы на квартиру (свидетельство о праве собственности на квартиру, квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, свидетельство о смерти, документы на погребение и захоронение). В период болезни с 2006 г. за Е. ухаживала только она, какой-либо помощи от дочери не поступало. Она находилась на иждивении Е. За счет его средств покупала продукты питания, оплачивала жилищно-коммунальные услуги, покупала лекарства по назначению врача, приобретала одежду. Размер ее пенсии составлял 4 966 рублей 55 копеек, в то время как пенсия Е. составляла 17 000 рублей. Она оплачивала расходы на погребение Е. Оказываемая Е. помощь, являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию. В данном случае, установление факта нахождения ее на иждивении имеет значение для вступления в наследство, оставшегося после смерти Е.[13]

У иждивенца необязательно должен отсутствовать источник какого-либо дохода, наоборот, он может получать пенсию (например, инвалид или родитель-пенсионер) или иметь определенный заработок и получать иные выплаты (например, арендную плату). Главным здесь является факт того, что помощь умершего является для иждивенца постоянным и основным источником средств к существованию, т.е. играет значительную роль в обеспечении его жизни. Необходимо обратить внимание на соотношение дохода лица, претендующего на получение пенсии, с содержанием, которое получало такое лицо от умершего. Получаемое содержание должно быть выше доходов претендующего на пенсию лица[14].


3. Признание лица нетрудоспособным. Данное условие определяет круг членов семьи кормильца, которые могут иметь право на пенсию по случаю потери кормильца.

2. Наличие страхового стажа у кормильца, независимо от его продолжительности.

В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца[15].

Пенсия устанавливается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Таким образом, для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходима совокупность требований к членам семьи и личности кормильца.

Пенсии по инвалидности назначаются, если инвалидность наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства)[16].

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определяет условия для назначения страховой пенсии по инвалидности.

Часть 1 статьи 9 ФЗ № 400, прежде всего, обозначает круг лиц, которые имеют право на получение страховой пенсии по инвалидности путем установления критериев для отнесения лица к заданной категории. Лицо, претендующее на получение страховой пенсии по инвалидности, должно быть:

1) застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ.

Закон не устанавливает понятия "застрахованное лицо", так же как и не регулирует вопросы, непосредственно связанные с механизмом реализации пенсионного страхования. Данные вопросы регулируются ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". В соответствии с п. 1 ст. 7 названного Закона застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года. В пользу застрахованного лица осуществляются страховые взносы, обеспечивающие финансирование системы страховых пенсий.


Таким образом, лицо, претендующее на получение страховой пенсии по инвалидности, должно быть застраховано в системе обязательного пенсионного страхования;

2) инвалидом. Правом на получение страховой пенсии по инвалидности обладает только особая категория лиц – инвалиды.

Отсутствие возможности заниматься трудовой деятельностью частично или в полном объеме лишает лицо заработка, что и приводит к наступлению страхового случая и необходимости в выплате страхового возмещения по системе обязательного пенсионного страхования. Страховая пенсия по инвалидности призвана компенсировать инвалиду потерянный заработок (разумеется, в определенных пределах).

В ч. 2 ст. 9 ФЗ №400 законодатель определяет дополнительные условия, которые учитываются или не учитываются при назначении страховой пенсии по инвалидности.

Сразу обратим внимание на важное изменение в пенсионном законодательстве РФ по сравнению с ранее действовавшими нормами. Так, согласно п. 4 ст. 8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по инвалидности не назначалась в случае наступления инвалидности вследствие совершения лицом - получателем пенсии умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждался Правительством РФ (п. 2 ст. 8 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В таких случаях назначалась социальная пенсия по инвалидности[17].

Закон не предусматривает такого условия, и законодатель прямо прописывает в ч. 2 статьи 9 ФЗ №400 условие о назначении страховой пенсии по инвалидности независимо от причины инвалидности, т.е. даже если инвалидизация произошла в результате совершения уголовно наказуемого деяния или стала следствием умышленного нанесения ущерба своему здоровью, то все равно назначается страховая пенсия по инвалидности. Главное условие - это признание лица инвалидом.

В документах, подтверждающих инвалидность (справка об инвалидности, выписка из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы), указывается причина инвалидности (например, инвалид с детства, инвалид по зрению, общее заболевание, трудовое увечье и иные, установленные в п. 14 Правил признания лица инвалидом), однако это не должно влиять на решение о назначении пенсии. Указание причины инвалидности оказывает влияние при назначении социальных пенсий в плане размера выплаты. Так, например, согласно ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидам с детства II группы назначается пенсия в повышенном (по сравнению с "обычными" инвалидами II группы) размере.