Файл: Управление запасами предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переход экономики России к рыночным отношениям, создание акционерного общества «Промприбор» позволило заводу самостоятельно вести управление как на микро-, так и макро уровне в результате этого завод столкнулся с рядом проблем:

- в результате отмены плановой политики завод лишился госзаказов, что привело к постепенному спаду производства;

- нарушились существовавшие ранее постоянные экономические связи с предприятиями-поставщиками и заказчиками в результате распада СССР особенно ощутима потеря связей с Белоруссией и Украиной;

- происходит утечка квалифицированных кадров по причине низкой зарплаты и несвоевременной выплаты, а также в результате потери имиджа предприятия.

От руководства ОАО «Промприбор» сейчас требуется пересмотреть устоявшиеся методы организации и управления производством, выработать новый стиль управления, основанный на рыночном мышлении, осуществить гибкость в принятии управленческих решений, разработать чёткую стратегию и тактику предприятия, нацеленную на резкое увеличение номенклатуры выпускаемых изделий.

Чтобы выйти из кризисной ситуации руководство предприятия идёт на его реорганизацию. Структуру управления ОАО «Промприбор» можно увидеть в приложении 1.

Общая площадь, занимаемая заводом, составляет 45 га земли. Производственная площадь основных и вспомогательных цехов 62 тыс.кв.м. Процент использования производственных площадей по мнению специалистов составляет 40-50% . Производственная мощность предприятия составляет 106613 тыс. руб. Коэффициент использования мощности на данный момент 31%.

Насыщенность товарной номенклатуры ОАО «Промприбор» исчисляется несколькими сотнями товаров. Также предприятие берёт заказы на нестандартные виды товаров, используя при этом новую оснастку и инструменты.

Ассортиментные группы товаров ОАО «Промприбор» не являются гармоничными, так как это товары, с одной стороны личного потребления, а с другой - производственного назначения, отличающихся различными каналами и методами распределения, имеющие различия в функциях, выполняемых для покупателей.

В настоящее время деятельность ОАО «Промприбор» осуществляется в области разработки, производства и реализации на внутреннем и внешнем рынке продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления.

Номенклатура выпускаемых изделий, отраженная в прайс–листах ОАО «Промприбор», выглядит следующим образом:

- топливораздаточные колонки и пульты к ним;


- оборудование для налива, слива и учета нефтепродуктов;

- счетчики для учета нефтепродуктов и других жидкостей;

- преобразователи и фильтры для счетчиков жидкости;

- ротаметры для измерения расхода жидкости и газа;

- электронасосы консольные моноблочные;

- насосы бытовые однофазные для перекачки воды;

- электродвигатели.

Кроме этого, предприятие, используя отходы основного производства, производит приборный крепеж, автомобильные запчасти и принадлежности, а также кухонные наборы, термосы, чайники из нержавеющей стали, предметы домашнего обихода из пластмасс и метала и др.

Выделение основных пяти производств и товарная ориентация службы маркетинга ОАО «Промприбор» позволяет успешнее решать и реализовывать цели предприятия по определенной товарной номенклатуре, облегчает руководство действиями маркетологов. Это оправдывает себя, поскольку номенклатура изделий неоднородна, а номенклатурная позиция представлена различными модификациями.

Маркетинговая среда предприятия – это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с партнерами отношения успешного сотрудничества.

Микросреда – составляющая маркетинговой среды предприятия – представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самому предприятию и ее возможностям по обслуживанию потребителей. К основным элементам микросреды относятся: само предприятие, его конкуренты, посредники, поставщики, потребители а также различного рода контактные аудитории.

Разнообразие ассортиментных позиций объясняется функциональными возможностями изготавливаемой продукции, техническими характеристиками приборов и, что самое важное требованиями конкретных покупателей. Специфика производства такова, что на ОАО «Промприбор» выделяют следующие группы потребителей:

- предприятия нефтегазоперерабатывающего комплекса;

- нефтебазы;

- строительные организации;

- организации электроэнергетического комплекса (ТЭС, ГРЭС, АЭС, ТЭЦ и др.);

- предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Потребитель является самым важным звеном в цепочке микросреды предприятия. Он не зависит от существования производителя, наоборот, предприятие зависит от него. Потребитель представляет собой предмет деятельности предприятия, с которым не спорят и не соперничают. Задача предприятия-производителя заключается в том, чтобы, удовлетворяя потребности потребителя наилучшим образом, достичь необходимого уровня эффективности рыночной деятельности предприятия.


Каждому предприятию нужны внешние поставки, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью. При недооценке отношений с поставщиками возможна потеря объема сбыта в краткосрочный период, а в долгосрочном – потеря доверия к предприятию со стороны поставщиков и клиентов. Целесообразно изучать возможности различных поставщиков с целью отбора наиболее надежных и экономичных.

ОАО «Промприбор» сотрудничает со следующими странами СНГ:

Республика Карелия, Республика Коми, Республика Адыгея, Татарстан, Марий Эл, Удмурдская, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Украина.
Основными потребителями электродвигателей на 2010 год являются:

1. ООО ТД «Энегроспецкомплект» г. Москва

2. ООО «Финансовый Консультант» г. Горноалтайск

3. Кей Индастри Технолоджи г. Москва

4. Сибирская Машинная Компания г. Томск

5. ЗАО ТД «НЭМЗ» г. Новосибирск

6. ООО «Панда-1» г. Киев

7. АОЗТ «Келет» г. Алмата

Основными покупателями оборудования для нефтебаз на 2010 год являются:

1. ОАО «Славнефть-Костроманефтепродукт» г. Кострома

2. ОАО «Воронежнефтепродукт» г. Воронеж

3. ООО «ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт» г. Липецк

4. ОАО «Липецкнефтепродукт» г. Липецк

5. ОАО «Амурнефтепродукт» г. Благовещенск

6. ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» г. Котово

7. ЗАО «Роснефтетранс» г. Нефтеюганск

По ряду изделий: счетчики жидкостей и установки налива автоцистерн ОАО «Промприбор» является монополистом, производство и продажа их высокорентабельные (до 62%), что объясняется низкими затратами на их изготовление за счет эффекта масштаба. По таким изделиям как электродвигатели, насосы, топливораздаточные колонки имеется высокая степень конкуренции и высокая эластичность спроса по ценам. При этом доля изделий ОАО «Промприбор» в общем объеме рынка выглядит следующим образом: ТРК – 9%; электродвигатели – менее 5%; насосы – 3%.

В настоящее время объем экспортных поставок в страны СНГ незначительный и составляет всего 6% от объема реализации. Однако следует учитывать, что электродвигатели и насосы являются относительно новой для ОАО продукцией.

Структурный анализ выпускаемой продукции представим в виде диаграмм (Приложение 2). Анализ рынка показывает, что покупателями установок налива АСН, перекачивающих установок УПН, установок слива нефтепродуктов УСН являются нефтебазы. Общее количество которых по России и странам СНГ составляет более тысячи. Каждая нефтебаза в среднем имеет 6 – 15 установок, срок службы которых 15 – 20 лет. Анализ продаж 2014 – 2016 г.г. показал, что установки АСН, УПН и УСН закупались в основном только для вновь строящихся объектов. Ожидаемая потребность будет возникать только на замену изношенным. Возможно возникновение потребности только в установках, осуществляющие качественно новые технологии перелива, учитывающие все требования по экологии, пожарной безопасности и достоверности учета (таблица 1).


Потребителями топливораздаточных колонок (ТРК) являются АЗС, принадлежащие нефтяным компаниям, различным ведомствам, частным лицам, а так же Министерству обороны.

Потребителями взрывоопасных электродвигателей являются в основном нефтеперерабатывающие заводы, газокомпрессорные станции, лакокрасочные производства. Рост заказов на электродвигатели обусловил увеличение их выпуска за три последних года более чем в 6,5 раз.

Таблица 1 - Сведения о выпуске товарной продукции по ОАО «Промприбор» за 12 месяцев 2016 г (в тыс.руб.)

Объём

2015 г.

Уд. вес

%

Объём 2016 г.

Уд. вес,

%

Приборы, всего

200223,8

70,7

254521,2

67,7

В т.ч.

- запасные части

29116,1

14,5

27888,6

11,0

- счётчики, расходомеры, уровнемеры

39347,0

19,7

58108,6

22,8

- установки и оборудование для слива-налива автоцистерн, ж.д.цистерн

109865,8

54,9

139136,5

54,7

- колонки топливораздаточные, оборудование для оснащения автоцистерн

21894,9

10,9

29387,3

11,5

Электродвигатели

42441,9

15,0

56877,2

15,1

Насосы

24742,0

8,7

46077,6

12,3

ТНП (без электродвигателей)

6729,0

2,4

9131,0

2,4

Метизы

2989,7

1,1

2662,6

0,7

Прочая продукция

6060,4

2,1

6567,8

1,7

Итого товарной продукции

283186,8

375837,4

Конкурентная среда ОАО «Промприбор» в основном затрагивает производство насосов и электродвигателей, качество которых на данный момент уступает основным производителям, но цена на порядок ниже. Основными конкурентами являются:

  • НПО АЗТ г. Серпухов (ТНК);
  • ОАО «Щелковский насосный завод»;
  • ОАО «Ливгидромаш»;
  • Крюковский вентиляторный завод (электродвигатели).

Организация материально-технического снабжения в ОАО «Промприбор» находится в ведении директора по снабжению, который координирует работу по поиску поставщиков материалов и комплектующих, заключает договоры на поставку, участвует в разработке планов материально-технического снабжения и планов перевозки грузов, осуществляет связь и организует погрузочно-разгрузочные работы.

Находящийся в непосредственном подчинении ОМТС и К занимается составлением календарных планов поставки за месяц по следующим группам:

  • группа металлов (листы, калибровка, прутки, трубы, ленты);
  • вспомогательная группа (лакокрасочные изделия, бензин, смола, химикаты);
  • группа комплектующих изделий (электробытовые приборы, конденсаторы, транзисторы, трансформаторы).

На основании имеющегося дефицита материалов ведется поиск поставщиков и заключаются с ними договоры на поставку, что достигается путем широкого применения прямой почтовой рассылки, для налаживания деловых связей со своими реальными и потенциальными заказчиками.

Из «Промышленного Оптовика» и других источников выбираются поставщики и распределяются по группам:

  1. чугун - АО «Тула - Талнах», АО «Металист» г. Качганар;
  2. сталь - ООО «Комтех» г. Ростов , АО «Петросталь», «Трубосталь» г.Орел; «Меткомбинат», г. Липецк;
  3. силумин - завод «СОЖ» г. Пермь; «Вереск» г. Москва;
  4. подшипники - ООО «Дивос», г. Ижевск; Чайковский НИИ «ТЭМ»;
  5. химия - Новомосковский «Азот»;
  6. краски - «ЛКЗ» г. Котовск;
  7. нефтепродукты - «Лукоил», г. Минск.

Контактные аудитории – это юридические и физические лица, потенциально заинтересованные в том, каким образом предприятие формирует свою политику и каким образом реализует ее в своей рыночной деятельности. Контактные аудитории могут, как способствовать, так и противодействовать функционированию предприятию, принимаемым руководством решениям. Чтобы сохранить взаимопонимание между предприятием и контактными аудиториями, нельзя сбрасывать со счетов формируемое контактными аудиториями общественное мнение, как среди деловых кругов, так и среди клиентуры.

ОАО «Промприбор» контактирует в той или иной степени со следующими типами контактных аудиторий:

- широкая публика:

    1. финансовые контактные аудитории (Ливенский филиал Орловского социального банка, банк «Менатеп»);
    2. правительство;

- местные контактные аудитории:

  1. внутренняя контактная аудитория (служащие предприятия);
  2. местная контактная аудитория (профсоюз).