Файл: Управление запасами предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На микросреду может в определенной степени влиять маркетинговая деятельность, однако в случае с макросредой это невозможно. Любое предприятие функционирует в определенных социально-политических условиях и испытывает воздействие имеющейся экономико-правовой базы, научно-технических факторов и специфической культурно-этической среды. Это необходимо учитывать в маркетинговой стратегии предприятия. Изменения в макросреде либо предоставляют предприятию благоприятные возможности, либо таят для него опасности.

Макросреда – составляющая маркетинговой среды предприятия, представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреды, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

Предприятие не в состоянии контролировать изменения во внешней среде, но может менять свою политику маркетинга. Поэтому необходимо следить за изменениями, происходящими в макросреде. Источниками информации являются газеты, журналы, телевидение, различные публикации и так далее.

Факторы внешней среды ОАО «Промприбор»:

- природные (уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов; источники топливно-энергетических ресурсов и сырья; развитость системы государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности использования запасов топлива, энергии и сырья);

- демографические (рождаемость, смертность, численность населения);

- экономические (финансовое положение рабочих, служащих, пенсионеров; показатели финансово-кредитной системы; инфляция; развитость системы налогообложения);

- политико-правовые (развитость правовой защиты населения и законодательства;

- научно-технические (состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики; степень внедрения новых технологий; показатели экономической и технической безопасности существующих и перспективных технологий).

Некоторые изменения произошли в организации работы с дилерами. Дилеры осуществляют работу по монтажу, пуско-наладке, гарантийному сервисному обслуживанию. В наиболее отдалённых районах страны для сокращения сроков доставки продукции дилерам было рекомендовано заключать договоры с транспортными кампаниями, находящимися в г. Москве. Некоторые дилеры получают продукцию со складов готовой продукции в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Создание службы региональных дилеров позволяет более оперативно реагировать на требования рынка, отслеживать спрос на продукцию предприятия в различных регионах Российской Федерации и за рубежом. Наиболее активно они работают в городах: Воронеже, Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Казани, а также в странах ближнего зарубежья: Белоруссии, Украине, Казахстане. Статус дилера имеют и такие крупные фирмы как «Славнефть – Ярославльнефтепродукт», «Сибнефть – Тюменьнефтепродукт». Отношения с дилерами оговариваются в договорах о взаимных обязательствах. Предприятие представляет рекламные материалы, техническую информацию, скидки с цены. Дилеры обязаны представлять анализ рынка в регионе, прогноз продаж, отчёты о работе нашего оборудования, оказывают консультационные, экспертные, представительские, информационные и другие виды услуг покупателям продукции, а также ежеквартально отчитываются о проделанной работе. Практикуется совместное проведение и финансирование региональных и специализированных выставок. В прошедшем году предприятие участвовало и во всероссийских, и международных выставках:


- международная выставка «Нефть и газ – 2016 г. »;

- международная выставка «Автокомплекс – 2016 г.»;

- международная выставка «Электро – 2016 г.»;

- 7-я ежегодная ярмарка инвестиций «Орёл – 2016 г.»

Информация о предприятии и выпускаемой продукции размещалась в различных печатных изданиях: журналах: «Снабженец», «Промышленный оптовик», «Нефть и газ Евразия», «Эверест»; газетах: «Вечерний Новосибирск», «Деловой Кузбасс», «Алтайская неделя плюс». Потенциальным покупателям направлялись буклеты, информационные листы – коммерческие предложения.

ОАО «Промприбор» пронизано множеством информационных потоков. Эти потоки можно выделить укрупнено как внешнюю и внутреннюю информационную среду предприятия. Внешние информационные потоки отражают отношения между экономическими, политическими субъектами, действующими за пределами данного предприятия.

2.2 Анализ состояния запасов ОАО «Промприбор» по традиционной методике

В настоящее время многие российские промышленные предприятия оказались в ситуации, когда в запасах «заморожена» значительная доля капитала, а свободными денежными средствами для бесперебойного обеспечения производства необходимыми комплектующими предприятие не располагает. Данное положение создало проблему, на которую в стабильной экономической ситуации не обращали внимание - неэффективное управление запасами вследствие принятия неправильных управленческих решений. Используемые системы управления запасами, которые были стихийно сформированы в процессе развития и роста компаний, либо получены в наследство от плановой экономики, показали свою несостоятельность[1]. Поэтому разработка и апробация систем управления запасами являются одними из самых актуальных направлений для современной экономической науки.

Традиционно, материальный поток поступающий на предприятие, проходит три стадии: склад - производство - склад готовой продукции. В ходе исследования было выявлено, что часть запасов на машиностроительном предприятии «оседает» в неликвидных запасах. На рис. 2.1 показан граф системы движения запасов. Система может находиться в состоянии 2 (его вероятность обозначена R2 и заранее неизвестна, как и вероятности остальных событий). Запас перешел в производство – состояние 3, из производства поступила готовая продукция – состояние 4, образование неликвида – состояние 1. Возможные переходы между этими состояниями показаны стрелками и связаны с процессами закупки ТМЦ и производства готовой продукции. Плотность потоков этих событий показана буквами около соответствующих стрелок.


Однако проведенный анализ деятельности машиностроительных предприятий показал, что на практике переход запаса из одного состояния в другое возможен по следующей схеме (рис. 2.2).

Рисунок 2.1 Схема движения запасов на предприятии

Рисунок 2.2 Схема движения запасов машиностроительного предприятия

Вероятность нахождения неликвидных запасов в производстве очень мала, т.к. при отпуске комплектующих изделий в производство или при попадании комплектующих на склад они проходят проверку качества. «Пролеживание» запаса на стадии производства невозможно, так как из практики работы машиностроительных предприятий неиспользованный объем комплектующих возвращается на склад (поток i).

Представим рассмотренный выше процесс движения запаса на предприятии в виде ячеечной модели (рис.2.3).

Рисунок 2.3 Ячеечная модель движения запасов на машиностроительном предприятии

где, P11, P22, P33, P44 -вероятность запаса остаться в текущем состоянии;

P23, P34-вероятность перехода запаса из текущего состояния на шаг вперед;

P32, P21 – вероятность перехода запаса из текущего состояния на шаг назад.

Рассмотрим варианты системы управления запасами для машиностроительного предприятия с разными периодами пополнения запасов

1) Непрерывное пополнение запасов материалов и комплектующих.

При данном варианте системы управление запасами происходит ежемесячная закупка материалов комплектующих, что приводит, к образованию неликвидных запасов, а также излишнего количества запаса на складе и в производстве (рис 4). На рис. 4 показано распределение запаса по звеньям цепи на последнем шаге расчета. Численный эксперимент проводился для 12 месяцев.

Рисунок 2.4 Распределение запасов по звеньям цепи в последнем периоде

(с непрерывным пополнением)

2) Следующим вариантом проведения закупочной политики является периодичная подача запасов комплектующих с учетом остатка на складе.

Рисунок 2.5 Распределение запасов по звеньям цепи в последнем периоде

(без учета остатка на скалде)

Рассмотрим вариант с таким же графиком закупки, как и в системе без учета остатка запаса на складе (рис. 6).


Рисунок 2.6 Распределение запасов по звеньям цепи в последнем периоде

(с учетом остатка на складе)

Из рисунка 6 видно, что объем закупаемых ТМЦ практически в 2 раза ниже по сравнению с системой с непрерывной подачей запасов, а также объем неликвидных запасов значительно снизился.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что даже при установлении постоянной доли образования неликвидных запасов, объем неликвидных запасов можно снизить за счет грамотно выбранной закупочной политики.

3) Ранее мы рассматривали системы управления запасами, где параметры (период пополнения запаса) устанавливаются специалистом предприятия. Однако разработанное программно – алгоритмическое обеспечение модели позволяет задать алгоритм закупки, установив пороговое значение для уровня запасов.

В ходе расчетов было установлено, что для анализируемого предприятия оптимальной точкой заказа будет уровень запаса, рассчитанный как 145% от уровня страхового запаса.

Поправочный коэффициент страхового запаса, для анализируемого предприятия ОАО «Промприбор» должен составлять 1,45 для недопущения снижения запаса ниже страхового уровня на складе. С помощью перебора значений данного коэффициента, менеджеры закупочного отдела могут устанавливать поправочный страховой коэффициент на минимально возможном уровне. Это позволит любому предприятию получить эффект от экономии затрат на создание излишнего страхового запаса.

Для оценки эффективности материальных ресурсов на ОАО «Промприбор» используется система обобщающих и частных показателей. В процессе анализа фактический уровень показателей эффективности использования материалов сравнивают с плановым, изучают их динамику и причины изменения [28, c.315].

Согласно данным баланса выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов и прочих обязательных платежей равна 236 201 тыс. руб. и 246933 тыс. руб. за 2015 и 2016 годы соответственно.

МЕ2015 = 127 681/ 246933 = 0,517

МЕ2016 =149 232/ 236201 = 0,632

Таким образом, можно сделать вывод, что в отчетном году предприятие снизило удельный вес продукции с высоким уровнем материалоемкости. Наблюдается неэкономное использование сырья и материалов, вследствие чего материалоемкость возросла на 1,15 %.

Данный вывод иллюстрирует изменение (а точнее снижение) материалоотдачи:

МО2015 = 246933 / 127 681= 1,93

МО2016 = 236201/ 149 232= 1,58

Согласно данным баланса себестоимость продукции в отчетном периоде равна 196 722, в прошлом периоде - 197 043 тыс. руб. Тогда удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции:


Ум2015 = 127 681/ 197 043= 0,648 или 64,8 %

Ум 2016 =149 232/ 196 722= 0,759 или 75,9 %

Как видно из расчетов, удельных вес материальных затрат в себестоимости продукции существенно увеличился - на 11,1 %. Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости поиска путей улучшения обеспеченности материальными ресурсами, их нормирования и расходования в процессе производства на ОАО «Промприбор».

В структуре оборотных средств к концу года преобладают запасы - 56,7%, на дебиторскую задолженность приходится 40,7%, НДС – 2,0%, денежные средства – 0,5 %, краткосрочные финансовые обязательства – 0,44%. В текущем периоде наблюдается уменьшение оборотных средств, однако крайне незначительное. Существенно изменилась их структура. Прежде всего, резко уменьшилась доля денежных средств в структуре оборотных средств предприятия: изменение составило 6 731 тыс. руб., в результате чего их доля в общем объеме оборотных средств сократилась с 8,1 % до 0,5 %. Данные баланса показывают, что такое уменьшение величины денежных средств связано с расходованием за отчетный период средств на валютных счетах предприятия: они сократились на 6 849 тыс. руб. и их доля в общем объеме оборотных средств упала с 7,7 % до 0,1 %. Таким образом, денежные средства в иностранной валюте были израсходованы почти полностью.

Также в отчетном периоде наблюдается рост дебиторской задолженности: на конец 2015 года она составила 35 971 тыс. руб., увеличившись на 6 878 тыс. руб. и ее с ее доля в общем объеме оборотных средств увеличилась с 32,1% до 40,3% в отчетном периоде. Рост дебиторской задолженности вызван ростом задолженности покупателей готовой продукции, которая увеличилась на 3 024 тыс. руб., а также существенным ростом прочей дебиторской задолженности.

Объем производственных запасов возрос на 6 146 тыс. руб. (или на 7,6%), причем существенно изменилась их структура. Резко возросла доля сырья и материалов – с 17,9 % до 39,5 % в общем объеме оборотных средств (или на 17 900 тыс. руб.). При этом существенно сократились запасы готовой продукция на складе, которая за отчетный год уменьшилась с 21215 тыс. руб. до 37680 тыс. руб. Доля сырья и материалов, напротив, уменьшилась на 2 039 тыс. руб. и на конец года составила 2 318 тыс. руб. Доля НДС с 8,9 % до 2,0% (на 6 173 тыс. руб.) Создавшееся положение свидетельствует о том, что, учитывая рост материальных запасов и сокращение готовой продукции на складе организация на конец года имеет проблемы с производством продукции.

1. Коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вычисляется путем деления оборотных активов организации на среднемесячную выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в среднемесячных доходах организации, а также их оборачиваемость. Данный показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов организации [32].