Файл: Организация маркетинга на предприятии (теоретические аспекты). Место и роль маркетинга в управлении организацией.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Место и роль маркетинга в управлении организацией
1.1 Маркетинг как концепция рыночного управления организацией
1.2 Сущность современной концепции маркетинга
Глава 2 Роль маркетинга в управлении организацией системы образования
2.1 Маркетинговое управление в образовательном учреждении
2.2 Практические рекомендации по созданию отдела маркетинга в образовательным учреждением
4) организация потоков обмена информацией с элементами внешней информационной среды факультета;
5) формирование положительной мотивации сотрудников факультета в отношении процесса обучения;
6) формирование у сотрудников факультета необходимого для практической деятельности знания о планируемой и текущей маркетинговой деятельности вуза и факультетов;
7) стимулирование мероприятий по улучшению потребительских свойств – традиционных и новых образовательных услуг факультетов. Поощрение деятельности: ‒ общественный статус ‒ возможность карьерного роста (при условии признания администрацией факультета деловых качеств);
‒ возможность самообразования и получения опыта руководящей работы;
‒ возможность трудоустройства;
‒ получение рекомендательных писем для последующего трудоустройства.
Преимуществом созданного отдела может стать сосредоточение высококвалифицированных маркетологов, каждый из которых отвечает за свой круг обязанностей, но в то же время они связаны между собой одной целью – эффективностью всех маркетинговых процессов.
Маркетологи должны выполнять нижеследующие функции:
1) проведение исследований в области организации и управления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности вуза;
2) анализ настоящих и возможных покупателей рынка образовательных услуг;
3) оценка деятельности конкурентов;
4) проведение мероприятий, способствующих росту числа клиентов;
5) умение прогнозировать внешние и внутренние воздействия на рынок образовательных услуг, на условия увеличения клиентов;
6) анализ структуры вуза: структуры управления, работников и ППС с целью улучшения организационной структуры для реализации стратегических задач.
7) способствование научно-техническому сотрудничеству с зарубежными вузами.
8) организовывать рекламную информационную систему, которая является компонентом процедуры отслеживания и сохранения данных для исследования всего вуза.
9) прогнозирование роста покупателей образовательных услуг, т.к. это главная задача маркетолога вуза – исследовать организацию при- влечения возможных покупателей.
Результатом мероприятий должен стать хорошо спроектированный отдел маркетинга, ключевыми ресурсами которого для образовательного учреждения являются:
1) кадровые ресурсы – персонал предприятия;
2) материальные ресурсы – материальные ценности и имущество;
3) технологические ресурсы – формализованные процессы;
4) финансовые ресурсы – денежные средства и финансовые активы, которыми располагает вуз;
5) организационные ресурсы – методы и способы управления в вузе;
6) информационные ресурсы – собранные данные о состоянии рынка, о конкурентах и поставщиках;
7) имиджевые ресурсы – репутация, фирменный знак, логотип;
8) интеллектуальные ресурсы – объекты интеллектуальной собственности.
Рассмотрим пример, для организации работы отдела необходимы следующие материальные ресурсы.
Следовательно, годовые затраты на организацию и функционирование отдела маркетинга, как указано в таблице 1, составят 5726 тыс. руб.
Планируется, что за счет работы отдела маркетинга прирост прибыли университета составит около 10000 тыс. руб. Эффективность = 10000 – 5726 = 4274 тыс. руб. Маркетинг, рекламное дело и PR 43 Срок окупаемости проекта составит: РР = 5726 / 10000 = 0,57 года = 6,8 мес. Таким образом, можно судить об эффективности предлагаемых мероприятий.
Направление работы вузовских специалистов по маркетингу:
1) создание плана деятельности вуза на базе маркетинговых исследований;
2) рассмотрение финансового бюджета образовательного учреждения;
3) создание новой и необычной рекламы вуза по продвижению образовательных услуг;
4) изыскать способы привлечения абитуриентов;
5) поиск дополнительных ресурсов вуза для выпуска реклам;
6) проведение выставок, студенческих конференций, должно входить в задачи маркетологов;
7) всесторонне оповещать эти мероприятия через СМИ и Интернет, что способствует повышению имиджа вуза;
8) проводить лекционные обсуждения по истории образовательного учреждения.
9) повышать интеллектуальный уровень сотрудников отдела и корпоративную культуру.
10) не опасаться критики рекламной деятельности, а вузовские работники должны придерживаться взглядов маркетологов по рекламе.
Принципы маркетинга и управления маркетинговой деятельностью:
1) необходимо ориентироваться на долгосрочную перспективу рынка;
2) непрерывно собирать и обрабатывать информацию о потребностях рынка;
3) проводить суммирование возникающих проблем и поиск необходимых методик и инструментов их решения;
4) центр управленческих решений должен располагаться как можно ближе к покупателю.
Основные рекламные кампании вуза следует проводить по следующим направлениям:
1. Рекламная кампания в специализированной литературе.
2. Рекламная Интернет-кампания.
3. Рекламная кампания в справочно-информационных службах.
4. Рекламные кампании к специальным событиям.
Рекламные обоснования, которые может использовать
ВУЗ:
1. Экономические:
‒ бесплатное и льготное обучение;
‒ содействие в трудоустройстве в престижные компании и на предприятия;
‒ выплачиваемая стипендия в процессе обучения;
‒ достаточная заработная плата после окончания вуза.
2. Социальные:
‒ известность марки вуза;
‒ высокое профессиональное и социальное положение в будущем;
‒ хорошие взаимоотношения с принимающими организациями, что поднимает уровень продаж;
‒ широкая известность научно-педагогических кадров вуза.
3. Мировые связи вуза:
‒ общение с иностранными студентами, которые обучаются в вузе;
‒ прохождение производственной практики в зарубежных компаниях с целью приобретения опыта и освоения иностранного языка;
‒ вероятность трудоустройства на зарубежных предприятиях.
4. Формирование образовательного процесса обучения:
‒ современные методы обучения;
‒ практикуется индивидуальный подход к студентам;
‒ предоставление возможности выбора программ и курсов;
‒ высокий уровень учебно-методического, технического, лабораторного, библиотечного, программного и коммуникационного обеспечения.
5. Стиль жизни в вузе:
‒ интересное общение с преподавателями и студентами;
‒ возможность сформировать дружеские отношения на всю жизнь;
‒ вероятность интеллектуального и культурного роста;
‒ доступность досуга и отдыха, являющиеся традицией в вузе с давних времѐн.
6. Преимущества по территориальному расположению вуза:
‒ Московский городской;
‒ расположен недалеко от центра города и близко от метро.
Интернет, несомненно, является наилучшим средством успешного продвижения продукта вуза.
Главные функции современного сайта ВУЗа:
1. Представлять вуз в Интернет-среде и его многочисленные преимущества.
2. Служить элементом отстройки от остальных вызов через внедрение уникальной текстуры и дизайна сайта.
3. Представлять и обновлять всю необходимую информацию о вузе и его деятельности.
4. Предоставлять возможность абитуриенту создавать первичную оценку способности поступления в университет – пробное поступление.
Таким образом, сайт вуза – считается торговой площадкой, а никак не элементарным буклетом.
Специалистам отдела маркетинга в дальнейшем необходимо проводить сбор информации путем проведения опросов и анкетирования среди абитуриентов о каналах, по которым они получили известие о данном образовательном учреждении.
По итогам проведенных исследований можно судить о том, какие источники информации о предложениях для абитуриентов считаются наиболее действенными для них. Необходимо проследить работу каналов коммуникаций: выставки, дни открытых дверей, среднее учебное заведение, друзья, выпускники. Проведение подобных изучений дает положительный прогноз предполагаемого размера продаж, а также дает возможность сконцентрировать свои усилия и развивать наиболее востребованные источники информации. Сбор и анализ информации происходит при помощи выборочного опроса посетителей выставок «Образование и карьера» и «Московский день профориентации».
Итог данных изучений позволил бы оперативно найти пространство брэнда вуза в соответственном рейтинге. Образовательные выставки – это мини-рынок, где разрешено следить и разбирать итоги и методы позиционирования образовательными учреждениями собственных услуг. Весьма эффективными методами в рамках данного мероприятия является составление информации о текущем уровне расценок возможных соперников в рамках собственных продуктовых линий. Можно проследить и регистрацию телефонных обращений в адрес подразделений вуза. Полученные данные будут показывать значимость рекламных каналов от Интернета до индивидуальных контактов: лидирует ли Интернет или справочные издания. На это и будут направлены действия маркетологов. Стоимость – самый существенный канал коммуникаций. Средством расценки покупатели оценивают свойство образования в вузе, репутацию его торговой марки. Регулирование расценок университета необходимо проводить с учетом спроса, конкурентов, издержек. Сотрудничество с подразделениями маркетинга других профильных вузов в области проведения исследований и общих рекламных кампаний представляет особый интерес. Цель исследования – изучать глубину и содержание маркетинга в высших учебных заведениях России.
Заключение
Изучив научную литературу по представленной теме, были сделаны следующие выводы. Маркетинг в управлении является важнейшим звеном в любой компании. Те компании, которые не руководствуются принципами маркетинга при управлении подвергают себя огромному риску прогореть в условиях рынка и конкуренции.
Маркетинговые концепции проникли в управление различными сферами, в топ-менеджмент, в менеджмент персонала, в менеджмент по работе с клиентами и т.п. То же самое можно сказать и о различных отраслях производства, бизнеса, товаров и услуг.
В менеджменте образовательных учреждений маркетинг должен играть первостепенную роль, так как система образования очень громоздкая и ей сложно быстро изменяться и подстраиваться под нужды различных потребителей. А потребителями образовательных услуг являются одновременно несколько сегментов - рынок b2b (предприятий и организации нуждающиеся в специалистах) и рынок b2с (абитуриенты, студенты, родители).
Такие сложности в определении самой образовательной услуги как продукта и в определении конечного потребителя продукта должны вызывать у руководства стремление к системности, к сегментированию, к мониторингу, к планированию и прогнозированию – всем тем функциям, которые есть у маркетинга.
Таким образом, можно сделать вывод, что маркетинг в управлении это важнейшая и слабозаменяемая структура, являющаяся комплексной, эффективной и необходимой.
Список использованной литературы
1. Баталова О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза /О.С. Баталова//Актуальные вопросы экономики и управления. – 2011. - 392 с.
2. Бейбалаев Н.М. Роль маркетинга в инновационном управлении высшим учебным заведением в новых экономических условиях/Бейбалаев Н.М.// Региональные проблемы преобразования экономики. – 2008. - №1. - с. 220-226
3. Дойль П. , Штерн Ф. . Маркетинг менеджмент и стратегии. - Питер, 2007. - 544 с.
4. Дорофеев В.Д., Зубков А.Б Маркетинг в управлении организацией. - Пенза, 2001. – 108 с.
5. Друкер Питер Классические работы по менеджменту = Classic Drucker. — М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. — С. 220
6. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.
7. Кретов, И. И. Маркетинг на предприятии : Практ.пособие / И. И. Кретов. – М. : Финстатинформ, 1994. – 180 с.