Файл: Исследование и диагностика конфликта (Исследование и диагностика конфликтов в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы.

Конфликты неизбежно возникают в любой организации, их необходимо различать по характеру и содержанию.Обычно под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, который возникает в ходе социального взаимодействия, и заключается в противодействии участников конфликта. Обычно конфликт сопровождается негативными эмоциями.Под конфликтом в организации понимается конфликт, который возникает в рамках учреждения между, членами трудового коллектива или структурными подразделениями. [12.C.10]

Как правило, конфликт в организации возникает не внезапно, а ему предшествует ряд стадий: конфликтная ситуация, конфликт, расширяющийся конфликт, всеобщий конфликт.

В результате анализа современных взглядов на проблему конфликта установлено, что конфликт является распространенной чертой социальных систем, он неизбежен и неотвратим, следовательно, должен рассматриваться как естественный фрагмент жизни. Конфликт не во всех случаях несет в себе разрушения, напротив, при определенных условиях, даже открытые конфликты способствуют сохранению жизнеспособности и устойчивости коллектива. Зачастую конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ и диагностика конфликтов В ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Краткая характеристика организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 была открыта в 1988 г.

Обучение ведется на руссом языке.

Школа имеет Лицензию на право ведения образовательной деятельности, а также Свидетельство о государственной аккредитации.

Учредителем МБОУ СОШ №12 является Комитет по образованию Администрации г.о. Железнодорожный.

Тип: бюджетное общеобразовательное учреждение.

Вид: средняя общеобразовательная школа.

Адрес: 143988, Московская область,  г. о. Железнодорожный, микрорайон Павлино, д.12 стр. 1. 

МБОУ СОШ №12 осуществляет деятельность по I - ой, II-ой и III-ей ступеням обучения (с 1 по 12 классы).Образовательная программа реализуется в соответствии с учебным планом. Учебный план ориентирован на следующие нормативные сроки освоения общеобразовательных программ: начального общего образования – 4 года, основного общего образования – 5 лет, среднего (полного) общего образования – 2 года.


В МБОУ СОШ №12 учебно-воспитательный процесс направлен на решение задач школы с использованием современных подходов. Функционирует единая система планирования, отчетности и мониторинга. Образовательная программа и учебный план предусматривают выполнение государственных задач обеспечения базового общего и среднего образования. Образовательный процесс направлен на работу со всеми группами учащихся - слабоуспевающими и одаренными.

Миссия школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном, высокотехнологичном мире.

Педагогический коллектив отличается стабильностью и высоким профессионализмом. В школе работают педагоги, способные к постановке и реализации инновационных задач, творческие, имеющие мотивацию к самообразованию. Среди них: победители окружного конкурса «Учитель года», лауреаты гранта Правительства Москвы, победители конкурса в рамках национальной приоритетной программы образования – «Лучшие учителя России». Начальная школа отличается разнообразием образовательных программ и вариативностью организации обучения.

Структура МБОУ СОШ №12 является линейно-функциональной и представлена на рис. 1.

Управляющий совет

Общее собрание

Педсовет

Профсоюзный комитет

Директор

Заместители

Педагогический совет

Секретарь

директора

Школьный родительский комитет

по УВР

по УВР

(нач. школа)

по АХЧ

по бе-зопасности

Классный школьный комитет

Методический совет

МО – русский язык и литература, иностранный язык

МО – математики, информатики и физики

МО – естественный цикл

МО – технолого-эстетический цикл

МО – начальные классы

Социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги, органы ученического самоуправления

Зав. библиотекой

Кадетские классы, учащиеся, педагоги

по ВР

Рис. 1. Структура МБОУ СОШ №12

Анализ материально технических ресурсов учреждений свидетельствует об их постоянном пополнении и совершенствовании. В МБОУ СОШ №12 сформирована материально-техническая база, обеспечивающая функционирование учреждения.

Общая численность персонала МБОУ СОШ №12 на 31.12.2014 г. составляла 47 чел., в том числе – административные работники – 5 чел.; учителя – 30 чел, из них: внешние совместители – 5 чел., внутренние совместители – 10 чел. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 представлена на рис. 2.


Рис. 2. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 на 31.12.2014 г., %

Директор и 43% администраторов школы имеют специальное образование (менеджмент).Психолого-социальная служба в школе представлена социальным педагогом и психологом, имеющих специальное образование и большой стаж работы в занимаемой должности.В 2014-2015 учебном году в школу пришли 4 молодых специалиста: учитель начальных классов, 2 учителя физической культуры, учитель биологии.Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по педагогическому стажу представлена на рис. 4.

Рис. 3. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по педагогическому стажу на 31.12.2014 г., %

Из рис. 3 видно, что наибольшая доля персонала работает в школе более 20 лет. Доля педагогов со стажем работы до 2 лет составляла в 2014 г. лишь 9%.

Структуру кадрового состава МБОУ СОШ №12 по возрасту в 2014 г. можно представить на рис. 4.

Рис. 4. Структура кадрового состава МБОУ СОШ №12 по возрасту в 2014 г.

Из рис. 4 видно, что более трети персонала МБОУ СОШ №12 находится в возрасте от 35 до 45 лет, что можно оценить положительно. В то же время, достаточно большая доля персонала находится в возрасте старше 55 лет. Этот факт можно расценивать тревожно – наблюдается старение педагогического коллектива.

Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №12 за период с 2012 г. по 2014 г. приведен в табл. 1.

Таблица 1

Анализ текучести персонала МБОУ СОШ №12

Наименование

2012

2014

Абсолютное отклонение, чел.

1. Численность на начало года, чел.

50

49

-1

2. Принято, чел.

6

7

+1

3. Уволено, чел. в том числе:

9

9

0

4. Собственное желание

9

7

-2

5. За прогулы

0

2

+2

6. За появление в нетрезвом виде

0

0

0

7. Численность на конец года, чел.

47

47

0

8. Среднесписочная численность персонала, чел.

49

48

-1

9. % текучести персонала общий [стр. 4/8]

18,36

18,75

0,39

Как видно из приведенного анализа: общая годовая текучесть персонала составляет 18,36%-18,75% от числа работающих; увольнение по статье 81 п.6 ТК РФ (прогул, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения). Допустимое значение коэффициента текучести составляет 5-7 %.


Можно сделать вывод, что текучесть персонала в МБОУ СОШ №12 неудовлетворительна, увольнение по собственному желанию 9 человек за последние годы. Причины этого могут заключаться как в неудовлетворительном отборе, так и в неудовлетворенности работников системой организации и мотивации труда в МБОУ СОШ №12.

2.2 Оценка уровня конфликтогенности персонала

В рамках выполнения работы была проведена оценка уровня конфликтогенности персонала МБОУ СОШ №12 с помощью теста «Оценка уровня конфликтности личности», представленного в Приложении 1. Выбор данной методики обусловлен теоретическими выводами о влиянии конфликтности личности на общую конфликтную ситуацию в коллективе. В представленной методике респондентам предлагают ответить на ряд вопросов.

Предмет исследования: уровень конфликтности в коллективе.

В исследовании принимали участие педагогические работники МБОУ СОШ №12. В исследовании приняли участие 41 чел.

При проведении диагностики учитывались индивидуальные особенности, возрастные различия. Участие в эксперименте было добровольным.Тест на оценку уровня конфликтности личности позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровня конфликтности коллектива.

Результаты оценки уровня конфликтности педагогов представлены в Приложении 2.

В табл. 2 представлено распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 по возрасту.

Таблица 2

Распределение персонала МБОУ СОШ №12 по уровню конфликтности

Степень конфликтности

Количество человек

Низкий (Н)

8

Чуть ниже среднего (ЧНС)

7

Средний (С)

8

Чуть выше среднего (ЧВС)

2

Выше среднего (ВС)

16

Более наглядно данные табл. 2 можно представить на рис. 5.

Рис. 4. Распределение персонала МБОУ СОШ №12 по уровню конфликтности, %

Из рис. 5 видно, что более трети персонала (38%) МБОУ СОШ №12 имеют уровень конфликтности выше среднего. 20 % персонала МБОУ СОШ №12 имеют низкий уровень конфликтности, 20% - средний.

Средний балл по группе – 28,0 , что соответствует среднему уровню конфликтности в группе. Значение данного показателя вычислим по формуле простой средней арифметической:


(1)

Х = 28,0

Демографической особенностью педагогического коллектива МБОУ СОШ №12 является то, что 80,5% персонала – женщины. Как считают специалисты, в однородных по полу коллективах учащаются межличностные конфликты, которые в итоге затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствующие нормальному развитию личности и эффективности образовательного процесса.

Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола представлено в табл. 3

Таблица 3

Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола

Пол респондентов

Уровень конфликтности

Низкий

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Женский

6

6

6

2

13

Мужской

2

1

2

0

3

Итого

8

7

8

2

16

Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 по полу более наглядно представлено на рис. 6.

Рис. 6 Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от пола, чел.

Из рис. 6 видно, что уровень конфликтности чуть выше среднего преобладает среди женского персонала МБОУ СОШ №12.

Также представляет интерес оценки уровня конфликтности персонала в зависимости от возраста.

В табл. 4 представлено распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от возраста.

Таблица 4

Распределение уровня конфликтности персонала МБОУ СОШ №12 в зависимости от возраста

Возраст респондентов

Уровень конфликтности

Низкий

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

21-30

4

4

4

2

7

31-40

3

2

4

41-50

1

2

51-60

1

3

1

Старше 60

1

1

Итого

8

7

8

2

16