Файл: Социальные коммуникации в управлении персоналом организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, необходимо учитывать наличие «интерсубъективного процесса конституирования», т.е. процесса, в ходе которого конституируется и поддерживается реальность, раздвигаются символические границы индивидуального «Я» и понимание «Другого». В ходе взаимодействия происходит переосмысление ситуации действия, что требует креативного (творческого) мышления, согласования, уточнения средств и целей, формулировок решений. Креативность может быть и негативной. Очевидно, что не каждое рациональное управленческое решение будет оптимальным в конкретной ситуации и тем более однозначно «прогрессивным». Руководитель (субъект управления) может произвольно выбирать - приказывать или не приказывать, подчиненный (в данном случае объект управления) - или не исполнять. Это важный признак деловых коммуникаций, обеспечивающий возможность их воспроизводства и как следствие достижение необходимого качества [12].

Субъект коммуникации должен подбирать сообщения таким образом, чтобы они были согласованы с компетенцией объекта, его знаниями, ценностями, привычками, характером. Для управления персоналом важно, чтобы в условиях конкретной организации вокруг ценностей складывались индивидуальная, групповая и корпоративная идентичности. Это так называемый путь позитивного возникновения ценностей. Но есть и негативный путь их возникновения: ценности могут формироваться как протест (например, в условиях принуждения), а также в необычных ситуациях трансцендентного опыта (коллективного экстаза, при угрозах банкротства, сокращения штатов и т.п.) [13].

Нельзя забывать и о динамике ценностей и их институционализации. Ценности не вечны. Они возникают и исчезают в конкретных условиях. Работодатели и менеджеры должны задаваться вопросом, существуют ли сегодня те социальные силы, которые однажды провозгласили и закрепили ценности, не появились ли новые силы и, что еще более важно, имеется ли новый опыт, который порождает новые традиции.

Исследование показало, что управляющие персоналом уверены, что циркулирующие в коммуникативном пространстве фирмы сообщения и смыслы мотивируют сотрудников на успешный труд. Однако на самом деле здесь как раз много проблем, трудностей и барьеров. Многие сообщения делового характера понимаются сотрудниками не однозначно, не совсем точно, а иногда и с «точностью до наоборот», т.е. в противоположном смысле. Это объясняется особенностями субъективного восприятия сообщений, уровнем коммуникативной компетентности и общей культуры сотрудников, их возрастом, жизненным опытом, памятью, темпераментом. Так что полезно почаще в ходе бесед уточнять смысл сообщений и их понимание собеседником [9].


Сотрудники должны быть обучены принимать творческие решения, знать о контингентности сообщений и суждений (возможностях и свободе выбора), относительности авторитетных мнений, паттернов (шаблонов), стереотипов.

Сотрудники должны быть готовы к тому, чтобы самостоятельно решить, следовать ли им чужой логике, тем более абстрактной «логике системы», или принимать собственные решения. Каждый из участников дискурса имеет возможность выбора вариантов решения или поведения.



 

Глава 2 Социальные коммуникации в управлении персоналом организации

Коммуникация означает: а) процесс передачи информации, включающий коммуникатора, каналы, кодирование, дешифровку, содержание (объект); эффективность, контроль, ситуацию, намерение, получателя (реципиента). б) акт общения между людьми посредством передачи символов, целью котоpoгo является взаимопонимание; в) обмен информацией любого вида между различными системами связи [2].

Теоретико-методологическую основу исследования проблем рационализации социальных коммуникаций в организациях составляют фундаментальные положения и подходы классической и современной социологии, социальной психологии, социологии управления. Большое значение в этой связи имеют положения теории Г. Тарда, М. Вебера, П. Сорокина, Д. Хоманса, Г. Гарфинкеля и др.

Коммуникация в их трудах представлена как обмен социальными действиями или как коммуникативное поведение, в котором рассматриваются четыре основных категории - коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка. Труды и исследования социологов, конечно же должны быть учтены в процессе работы менеджеров с коллективом [3].

Основой развития социальной организации выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Социум становится целым, когда индивиды имеют в своем сознании общие черты. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок, ценностей, которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Это способствует сохранению целостности организации. Но кто-то создает примеры, образцы для подражания. Поэтому другим важным понятием является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается как необходимый фактор адаптации людей к условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в организации (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей, индивидов-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания. Это он сравнивал с кругами на воде, возникающими после падения капли: подражание чему-то новому постепенно охватывает все большую и большую массу людей, теряя при этом первоначальную силу. Утверждение всего вышесказанного произошло, потому, что обыкновенные люди, не способные изобрести что-то новое, стали подражать творцам-новаторам и использовать их изобретения благодаря коммуникациям [6].


Социальное действие отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия. Оно обладает смыслом для того, кто его совершает, и ориентировано на других людей. Смысл - это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то (иногда весьма смутная) его осознанность и направленность.

Коммуникативная роль как социологическая доминанта предполагает обозначение социального статуса участников: «лидер -рядовой». Между статусом и ролью существует двусторонняя связь [7].

Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями - необходимостью сообщить или получить некую информацию. Они связаны с общественной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера. Коммуникативная сфера (или коммуникативное поле) актуализируется в сложной коммуникативной единице - дискурсе. Особенностью коммуникативной сферы является ее динамичность - способность многократного изменения тематического поля дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов. Социальная коммуникативная ситуация - совокупность условий, в которую включены субъект и объект социальной деятельности и которая влияет на эту деятельность. В коммуникативном контексте социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, что способствует взаимодействию коммуникантов или ограничивает его [10].

Для анализа коммуникаций в социальной организации определяющее значение имеют условия - место коммуникации, временная продолжительность и ориентация коммуникации а также участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, наблюдающие. Коммуникативная установка обусловлена прагматическими факторами социальной коммуникации - воздействием на партнера с той или иной целью. Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. Она может быть выражена эксплицитно, т. е. явно, непосредственно при помощи вербальных средств, или имплицитно - неявно, намеком при помощи стереотипного высказывания и невербальных средств. Коммуникативное поведение - поведение индивида, направленное на передачу или прием информации посредством различных средств коммуникации. При этом он использует свои когнитивные способности. В интегральной, неопозитивистской социологии П.Сорокина вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. «Психико-рефлекторное» взаимодействие индивидов проявляется внешне в их поведении и деятельности. Из элементарных взаимодействий складываются социальные процессы [13].


Необходимо учесть, что первая кибернетическая модель коммуникации была разработана основателем кибернетики и теории искусственного интеллекта Н. Винером, который доказал, что информация, полученная через открытую систему, уменьшает степень неопределенности, энтропии, которая в замкнутой системе необратимо возрастает, что приводит к возрастанию беспорядка и, в конечном счете, к потере контроля над функционированием системы. Кибернетика как учение о «контроле и отношениях», таким образом, заявила свои претензии на новую идеологию - идеологию «открытого общества», стабильность которого поддерживалась бы свободной циркуляцией информации, равно доступной всем его членам. Эта теория была с энтузиазмом воспринята интеллектуалами второй половины ХХ в. и сегодня трансформировалась в феномен «коммуникационного» мышления и действия, важнейшим требованием которого наряду с терпимостью и готовностью к компромиссам является «прозрачность» информационных потоков. Не меньшее значение для изучения социальных коммуникаций имело эмпирико-функционалистское направление исследований СМИ, сложившееся тогда же в США и дало известное определение коммуникативного акта, который характеризуется ответами на следующие вопросы: Кто? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким результатом? [11]

Третьим основополагающим направлением, без которого сегодня невозможно представить науки о коммуникации, является структурный метод и его лингвистические и, в более широком смысле, семиологические приложения. Методы структурного анализа применяются к художественным и профессиональным текстам, аудио-, видео- и кинодокументам. Парадигма взаимодействия индивидов, ориентированного на взаимопонимание, была названа коммуникативным действием [9].

Рассматривается функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. Предполагается, что рационально построенная система социальной коммуникации в организации является важным условием успеха ее деятельности, управления и стимулирования персонала издательских организациях. При этом такая система обеспечивает взаимодействие организации с внешней средой, гармонизацию факторов ее внешней и внутренней среды, оперативное реагирование на то, что мешает и на то, что помогает нормально работать. Это позволяет также эффективно решать все задачи кадрового менеджмента - проводить аттестации, тестирование, отбор и прием новых сотрудников, их обучение и продвижение, оценивать результаты их деятельности, переводы на другое рабочее место или увольнение при сокращении численности персонала, обеспечивать справедливость заработной платы и социального пакета в целом, соблюдение трудовых прав и обязанностей сотрудников, формирование трудовых команд [11].


Одним из проявлений коммуникационной функции управления персоналом в издательских организациях оказывается осуществление внутриорганизационных связей. Задачей этих связей становится выявление неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым можно создать положительный имидж работодателя.

Социокультурная дифференциация представляет собой процесс относительного обособления (в рамках сохранения единства) таких компонентов организации, как социальная структура (система формальных и неформальных отношений — интеракций и реляций членов организации), культура (система открыто декларируемых или латентных норм и ценностей различных групп и организации в целом), а также личности ее члена. Организация выступает ныне как система, состоящая из различных социальных групп и учитывающая их интересы и потребности связи с внешней средой. Несмотря на все усилия по формированию общей организационной культуры, она еще не становится культурой каждой личности, потому что ее составляют нормы и ценности, больше соответствующие представлениям о менеджере, а не обо всем персонале. Таким образом, в любой организации имеет место социокультурное различение (между «Я» и системой, между системой и культурой, между культурой и «Я») [5].

Данное различение и является предпосылкой для формирования коммуникации, так как при его отсутствии теряет смысл какое-либо обсуждение, стремление понять и применить. Не все менеджеры учитывают это требование. Коммуникация осуществляется лишь тогда, когда можно синтезировать все три аспекта: информацию, сообщение и понимание. Первое различение предполагает выделение информации из сообщения. Осознание различий между сообщением и информацией ведет к пониманию самого различения. «Различение информации, сообщения и понимания является тем различением, которое производит различения и которое, будучи однажды совершенным, поддерживает деятельность системы» [2].

В практике организаций можно выделить следующие типы коммуникативных способов интеграции, стремящихся к автономности компонентов социокультурной системы: директивный, манипулятив-ный, толерантный и диалоговый. Основным критерием для разделения на данные типы управления служит различие в целях и намерениях субъектов управленческого воздействия.

Директивный способ коммуникации в организации зачастую приобретает различные формы диктата (организационной культуры и социальной организации над личностью, социальной организации над субкультурой тех или иных групп, личности над социальной организацией и т. д.). Директивный способ может быть характерен как для асимметрической, так и для симметрической коммуникации. Работник, например, может диктовать свои личностные предпочтения независимо от того, имеются ли у организации возможности реализовывать его ожидания. Симметрическая коммуникация предполагает равноправие, равные возможности, но не исключает автоматически принуждающих односторонних или двухсторонних действий [4].