Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ и оценка конкурентоспособности организации на примере ООО «Акос»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, предложенная нами классификация не является окончательной, а представляет основные методы, наиболее эффективные в практике отечественных предприятий. Применение данных методов должно быть скоординировано в соответствии с содержанием, установленными параметрами и целями стратегии развития предприятия.

Сегодня методы конкуренции, как и развитие самого рынка, постоянно видоизменяются, совершенствуются, разрабатываются новые, более изысканные, тонкие, действующие как на конкурентов, так и на потребителей. И в этом нет ни чего странного, в противном случае, просто не развивался бы рынок и экономика в целом.

Рассмотрим эволюцию теоретических взглядов на понятие «конкуренция» и «конкурентоспособность» в таблице 1.

Таблица 1

Эволюция теоретических взглядов на понятие конкуренции[7]

Автор, источник

Год

Трактовка

Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов»

1776

Определил понятие конкуренции как «соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения)» Главный элемент – ценовая политика

Давид Рикардо «Начало политической экономики и налогового обложения»

1817

Понятие сравнительных преимуществ и совершенной конкуренции.

К. Маркс «Капитал»

1867

Дополнил модель совершенной конкуренции с точки зрения закона стоимости: «… очевидно, закон стоимости регулирует цены производства. Только конкуренция капиталов в различных отраслях производства создает цену производства, которая выравнивает нормы прибыли различных отраслей»

Критики модели совершенной конкуренции И. Шумпетер, («Теория экономического развития» 1912г.) Ф. Хайек («Дорога к рабству» 1944г)

1912,1944

Обращают внимание на элементы монополии. Шуипетер представил теорию «эффективной конкуренции» и определил ее как «плодотворное взаимодействие сил монополии и конкуренции, базирующееся на инновациях и обеспечивающее экономическое развитие»

А. Круно «Исследование математических принципов теории богатства»

1938

Теории чистой монополии и дуополии (олигополии). Теория, основываясь на конкурентной борьбе, состоит в том, что сами покупатели устанавливают цену, а продавцы в свою очередь устанавливают необходимый объем выпуска продукции и приспосабливают его е данным ценам. Согласно Круно, дуополия находится на промежуточном уровне между чистой монополией и современной конкуренцией.

М. Портер «Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран»

70-е годы ХХ в.

Ввел понятие стратегии конкурентной борьбы. «стратегия конкурентной борьбы – это оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочих позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и тем самым на получение более высоких доходов от инвестиций»

Понятие экономического кластера.

М. Портер «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов»

1981 год

«Конкурентоспособность компании заключена в «решающем звене» цепочки создания потребительских ценностей»


Одним из первых ученых, точно сформулировавших понятие конкуренции, был Адам Смит. Он, прежде всего говорил о ценовой конкуренции. Затем в начале 20 века Д. Рикардо ввел понятие совершенной конкуренции, а также обнаружил закономерную тенденцию к снижению прибыли каждой из компаний в таких условиях. Совершенная (или чистая) конкуренция – это такая модель рынка, характерными чертами рынка которого являются большое количество продавцов и довольно стабильный спрос. В то же время отдельно взятые компании по производству и продаже одного и того же товара не в состоянии повышать цену, так как любое количество абсолютно такого же товара потребитель может купить в неограниченном доступе по устоявшейся рыночной цене. Понижать ее тоже не выгодно: стабильный спрос с устоявшейся ценой.

Кластерный анализ является основной для современного исследования процессов и закономерностей в области конкуренции. Кластерный подход предполагает максимальное использование производственного потенциала и ресурсов той отрасли и региона, в котором находится предприятие. Кластер имеет несколько отличительных особенностей. В его рамках всегда возникает три положительных эффекта: эффект масштаба производства, эффект охвата и эффект синергии, который выражается в том, что суммарные действия всех предприятий, находящихся в одном кластере, имеют большую силу положительного эффекта, нежели от каждого отдельно взятого предприятия, т.е. выгода и прибыль распространяется по всем каналам связей. Таким образом, системная оценка конкурентоспособности кластера является необходимым аспектом анализа рынка.

Понятие конкуренции и конкурентоспособности очень обширно и многогранно. Существует несколько уровней оценки конкурентоспособности и конкуренции, которые очень тесно взаимосвязаны и все вместе составляют единую систему функционирования предприятий на рынке.

Таблица 2

Оценка уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов[8]

Уровень конкуренции

Характеристика

Локальный уровень (по продукту, региону, сегменту потребителей)

Способность товара, услуги или фирмы конкурировать на локальном рынке

Отраслевой / межотраслевой уровень

Конкуренция в отрасли, межотраслевая и суботраслевая конкуренция.

Уровень масштаба деятельности (крупномасштабный уровень)

Способность конкурировать на уровне автономного субъекта рыночной цепи или сети.

Глобальный уровень

Конкуренция на глобальном рынке


Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что каждый конкурентный уровень имеет свои свойства и положительные характеристики. Все фирмы стремятся достичь наивысшей способности конкурировать не только на мировых рынках сбыта, но и на каждом отдельном уровне[6].

1.2 Основные факторы конкурентоспособности организации на рынке

Существуют различные подходы к классификации факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия.

Далее рассмотрим представленные факторы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия.Майкл Портер напрямую связывает факторыконкурентоспособности с факторами производства.

В 70-е годы 20 века профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер вносит огромный вклад в развитие теории конкуренции. Он описал в своих работах 5 основных конкретных сил, которые составляют основу методики анализа конкурентоспособности фирмы. Данный метод заключается в анализе следующих составляющих рынка[11]:

  • Интенсивность конкурентной борьбы между соперниками (наличие доминантов на рынке, насколько сильна конкуренция между субъектами);
  • Угроза появления новых предприятий-конкурентов (насколько сложно новым объектам вступать в конкурентную борьбу, какие существуют барьеры);
  • Угроза появления товаров-заменителей (услуг-заменителей) в том числе по сниженной цене;
  • Анализ рынка поставщиков (много ли их, какие);
  • Анализ покупателей (покупательская способность, предпочтения).

Это метод анализа помогает определить ландшафт рынка, то есть понять, насколько рынок привлекателен для потенциальных потребителей. После такого анализа стоит приступать к определению конкурентной стратегии.

Понятия конкуренции и конкурентоспособности — одни из основных понятий в современной теории и практике стратегического управления.

Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.[4, с. 12] Особенности того или иного производства могут предполагать барьеры входа на рынок. Чем выше эти барьеры, тем выше конкурентоспособность уже существующих на этом рынке организаций по отношению к новым игрокам рынка. Подходы к оценке конкурентоспособности не могут быть одними и теми же для стадий тактического и стратегического маркетинга. На стадии стратегического маркетинга, как первой стадии жизненного цикла товаров и первой функции управления, разрабатываются факторы конкурентоспособности на длительный период времени. Тогда как, на стадии тактического маркетинга выполняются работы реализации на рынке стратегических нормативов конкурентоспособности, а также по корректировке этих нормативов.


Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.[9, c. 92]

Сейчас все больше компаний производителей понимают и осознают необходимость использования маркетингового подхода в борьбе за конкурентное преимущество.[11, с. 121]

Деление факторов на основные и развитые считается условным. Основные факторы существуют объективно либо для их создания понадобятся незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими превосходство нестойко, а прибыль от использования низкая. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством, и отраслей, применяющих, в большинстве случаев, стандартизированную и малоквалифицированную рабочую силу.

Существенно большее значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеют развитые факторы как факторы наиболее высокого порядка. Для их становления необходимы существенные, нередко длительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, важное условие создания развитых факторов — использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Спецификой развитых факторов будет то, что, в большинстве случаев, их нелегко приобрести на мировом рынке. В то же время, они считаются непременным условием инновационной работы компании. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных профессионалов [10].

Развитые факторы зачастую строятся на базе основных факторов, которые, не являясь надежным источником конкурентного преимущества предприятия, вмести с этим, обязаны быть довольно высококачественными, чтобы на их базе можно было создать родственные развитые факторы. Другим признаком деления факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы, по мнению М. Портера делятся на два вида, а именно: общие и специализированные.

Микроэкономические факторы в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой они проявляются, можно разделить на производственные, рыночные, сбытовые и сервисные факторы.

Рассмотрим подробнее данные факторы.

– Производственные факторы

Производственные факторы включают в себя факторы формирующие качество продукции; цену продукции; управляющие. В связи с приоритетностью качества как слагаемого конкурентоспособности основными следует признать факторы, оказывающие большое влияние на качество продукции на стадии производства. К ним относятся сырье, технология, конструкция. К ценообразующим факторам следует отнести стоимость сырья, трудоемкость технологического цикла, сложность конструкции, объем производства, прибыль, отчисления и др. Управленческие факторы позволяют эффективно использовать качество и цены.


– Рыночные факторы Оценка по характеристикам, лежащим в основе рыночных факторов, позволяет получить ответ на вопрос: как рынок воспримет конкретный товар? Частичный ответ на данный вопрос производитель обязан дать еще на стадии проектирования нового товара. Потребность в оценке рыночных возможностей возникает уже при освоении производства новой продукции, созданной для конкретного рынка и при поиске новых рынков сбыта. К рыночным факторам можно отнести такие факторы, как: острота конкуренции, ускоренный рост емкости рынка, рыночная новизна, устойчивость и перспективность рынка, подготовленность рынка, патентно- правовые показатели [4].

– Сбытовые факторы. Сбытовые факторы непосредственно оказывают большое влияние на конкурентоспособность услуги и опосредствованно, через сервисные факторы, - на конкурентоспособность товаров. В реализации сбытовых факторов важное значение имеет «подкрепление товара» - материальные и нематериальные средства, предназначенные для стимулирования сбыта товара путем предоставления и (или) разъяснения определенных выгод. В зависимости от применяемых средств и характера выгоды распознают экономическое, организационное и информационное подкрепление [9].

Американской компанией было предложено три сбытовых фактора: увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции; создание разветвленной дилерской сети; рекламное обеспечение.

Представленный перечень дополняется еще тремя факторам, а именно: формой расчета с поставщиком; транспортабельностью товара; надежностью поставки. Стоит отметить, что серьезным сбытовым фактором, оказывающим значительное влияние на цену, является звенность движения, то есть число посреднических организаций на пути от изготовителя (или таможни) до магазина.

– Сервисные факторы. Сервисные факторы срабатывают на стадии обращения и предусматриваются в деятельности как организаций-изготовителей, оказывающих сервисные услуги, так и предприятий сферы бытовых услуг. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги организаций розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся: условия приобретения товара и форма его оплаты; демонстрация сложно-технического товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать продукт; подбор товара отталкиваясь от индивидуальных особенностей покупателя [6]. На стадии послепродажного обслуживания в качестве факторов конкурентоспособности выступают наличие и качество следующих услуг: упаковка, доставка и установка купленных товаров; организация технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды.[ 9] Следует отметить, что наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.