Файл: Транспортный налог (Понятие и значение транспортного налога в России и зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из таблицы 3, в странах с наиболее схожими территориальными характеристиками для расчета налога с транспортных средств применяется объем приобретенного топлива. Наибольшую плотность дорог — 683,5 км / 1000 кв. км — как и уровень автомобилизации — 808 автомобилей на 1000 человек — демонстрируют США. Однако это не оказывает прямого влияния на стоимость самого топлива. Представляется, что именно такой подход к определению налоговой базы способствовал развитию автомобильных дорог в США.

1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Транспортным налогомявляется одно из обязательств, которымобременяются владельцы транспортных средств. Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса России налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству России зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства.

Транспортными средствами выступаютмотоциклы, автомобили, автобусы, мотороллеры идругие самоходные машины и механизмына гусеничном и пневматическом ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, парусные суда, мотосани, снегоходы, гидроциклы, моторные лодки, буксируемые (несамоходные) суда и другие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству России (ст. 358 НК РФ).

Объектом налогообложения не являются транспортные средства, которые не зарегистрированы по каким-либо причинам. В данном случае речь можно вести о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 Налогового кодекса было установлено, что объектом налогообложения выступают транспортные средства, которые подлежат регистрации, тогда ситуация была бы иной.

Налоговая база в отношении транспортногоналога определяется в зависимости от валовой вместимости, мощности двигателя водного транспортного средства или от единицы транспортного средства.

Налоговый кодекс России обязываетвсе организации самостоятельно, вне зависимостиот того, на каком они находятся режиме налогообложения,вотличие, к примеру, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.


Статьей 360 Налогового кодекса России по транспортному налогу установлены налоговый и отчетные периоды: налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, выступающими организациями, - I, II, III кварталы. Соответственно, обязанность исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена по истечении каждого отчетного периода и по истечении налогового периода – собственно налога.

В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса России исчисляется транспортный налог в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимисяорганизациями, определяется как разницамежду исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых по нему платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

В соответствии с п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса России налогоплательщики-организации суммы авансовых платежей исчисляют по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Бухгалтер при расчете суммыавансовых платежей по транспортномуналогу может использовать формулу:

А = Нб х Сн х 1/4,(1)

где:А –суммаавансовогоплатежа;

Нб – налоговая база;

Сн – ставканалога.

Если фирма в течение квартала снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), тоавансовыйплатежрассчитывать нужно с учетом специального коэффициента (Кф), рассчитывающийся поформуле:

Кф = Км / 3,(2)

где:Км – количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.

В то же время при установлении транспортного налога представительные (законодательные) органы субъектов РФ могут и не определять отчетные периоды в соответствии с п. 2 ст. 360 Налогового кодекса России. В данном случае авансовые платежи по налогу не уплачиваются.

Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, его исчисление и уплата притом должны осуществляться согласно действующему на территории соответствующего субъекта РФ законодательному акту субъекта РФ транспортном налоге.


Согласно международнойпрактике взимания налогов Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое соглашение между иностранными государствами и Россией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное Соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. Притом предыдущая редакция Соглашения, утв. Постановлением Правительства России от 28.05.1992 № 352, была признана утратившей силу.

Таким образом, законодательно расчет и порядок взимания сбора регламентируется Налоговым кодексом. Налогом облагается весь наземный, воздушный и водный транспорт. Максимальный уровень ставки устанавливается НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На местах ставку могут дифференцировать по мощности автомобиля, его возрасту, вместимости и др. Тут определяются и сроки уплаты, льготы и объекты налогообложения по категориям.

Глава 2 Проблемы и перспективы развития транспортного налогообложения в РФ

2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет

Предпочтительнее проводить исследование современной системы налогообложения транспортных средств не только через критический подход к ее составным элементам налогообложения, но и затрагивая ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета. Ведь именно обеспечение сборами и налогами доходов определенного уровня управления государства позволяет соответствующим ветвям власти исполнять возложенные на них задачи. Необходимость налогов непосредственно предопределяется их функциями.

Поступления от этих налогов в современных условиях формируют только бюджеты субъектов РФ. Определяется порядок их закрепления за соответствующим бюджетом не Налоговым кодексом России, а законом субъекта РФ, устанавливаемым в отношении регионального налога. Действует такой механизм в отношении не только вышеназванных налогов, но и всех региональных налогов.


В течение 2013-2016 гг. наблюдается позитивный рост налоговых поступлений по налогам, объектом налогообложения которых выступают транспортные средства (таблица4). Так, если за 2013 г. поступления по этим налогам в абсолютных выражении составили 228823,3 млн. руб., то за 2016 г.- 447780,4 млн. руб., т.е. увеличились на 218957,1 млн. руб., или на 95,7%.

На фоне положительной динамики налогов с транспортных средств наблюдается и повышение их удельного веса в общей сумме налоговых доходах государства. В течение анализируемого периода он увеличился на 2,9 пункта и составил 7,1% по состоянию на 1 ноября 2016 г, а это подтверждает стабильность налоговой базы по этим налогам, на которую влияние не оказывают результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В экономике в условиях кризисных явлений на фоне общего понижения доходов бюджета доля и объемы поступлений таких налогов повышаются. Данная тенденция повышает роль региональных налогов в обеспечении жизнедеятельности субъектов РФ и одновременно от всех органов исполнительной и законодательной власти требует принятия оперативных мер, направленных на повышение эффективности их администрирования.

Таблица4. Динамика налогов с транспортных средств в налоговых доходах консолидированного бюджета России

Наименования

2013

2014

2015

2016

в млн.руб

в %

в млн.руб

в %

в млн.руб

в %

в млн.руб

в %

Налоговые доходы РФ, в том числе

5426892.4

100

6950981.0

100

7944204.0

100

6288295.4

100

- налоги с ТС

228823.3

4.2

303052.2

4.4

376647.0

4.7

447780.4

7.1

Из них:

1. Налог на имущество организаций

201876.2

3.7

262722.4

3.8

323545.8

4.1

385751.8

6.1

2. Транспортный налог, в т.ч.

26947.1

0.5

40329.8

0.6

53101.2

0.7

62028.6

1.0

- с организаций

12447.0

0.2

15669.9

0.2

17544.4

0.2

19338.4

0.3

- с физических лиц

14500.1

0.3

24669.9

0.3

35556.8

0.5

42690.2

0.7

По данным налогам положительная динамика с наибольшей прогрессией наблюдается по транспортному налогу, которая составила 130%. Притом, как видно из таблицы4, по данному налогу наибольший удельный вес в платежах приходится на налогоплательщиков – физических лиц. Если в 2013 г. удельный вес налога, поступившего от граждан, составил 53,8% в общей сумме транспортного налога, то по состоянию на 1 ноября 2016 г.- 68,8%. Такое соотношение характеризует наглядно возрастающую роль физических лиц в наполнении консолидированного бюджета России налоговыми поступлениями, формирующимися за счет владения ими транспортных средств.


В это же время место имеет незначительноеповышение транспортного налога, уплачиваемого юридическими лицами, который в течение 2013-2016 гг. составил только 55,4%.

Помимоэтого, справедливо и то, что, с одной стороны, наблюдается положительная динамика повышения налоговых платежей с транспортных средств, а с другойв сторону физических лиц происходят структурные изменения (таблица5).

Таблица 5. Структура плательщиков и данные по объектам налогообложения по транспортному налогу

Наименование

2014

2015

2016

Единиц

в %

Единиц

в %

Единиц

в %

Количество налогоплательщиков

23400418

100

25176146

100

26346538

100

В том числе:- физических лиц

23041984

98.5

24791912

98.5

25952051

98.5

- юридических лиц

358434

1.5

384234

1.5

394487

1.5

Количество транспортных средств, зарегистрированных:

37796068

100

40478068

100

41381534

100

- на физических лиц

33376658

88.3

35948914

88.8

36908972

89.2

- на юридических лиц

4419410

11.7

4529154

11.2

4472562

10.8

Количество транспортных средств, по которым начислен налог, зарегистрированных

35308637

100

38138194

100

38990001

100

- на физических лиц

31357244

88.8

34062661

89.3

34988978

89.7

- на юридических лиц

3951393

11.2

4075533

10.7

4001023

10.3

Количество транспортных средств, по которым налог не начислен:

2486430

100

2339085

100

2391533

100

- по физическим лицам

2019414

81.2

1886257

80.6

1919994

80.3

- по юридическим лицам

467016

18.8

452828

19.4

471539

19.7

Как видно из таблицы5, в течение 2014-2016 гг. наблюдается как повышение количества всех категорий налогоплательщиков по России в целом, так и повышениепризнаваемых объектами обложения единиц транспортных средств. Так, позитивная динамика в рамках анализируемого периода по всем плательщикам транспортного налога в абсолютных показателях составила 2946120 единиц, или 12,6% относительно данных 2014 г. Притом нужно отметить, что несколько понижается количество транспортных средств, по которым данный налог не был начислен. Основанием для неначисления транспортного налога послужили льготы, которые предоставили плательщики в рамках законодательства о налогах и сборах. Притом наибольший удельный вес приходился на льготы, определенные законодательством субъектов РФ. В суммарном выражении по транспортному налогу сумма выпадающих доходов составила: