Файл: Транспортный налог (Понятие и значение транспортного налога в России и зарубежных странах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- по состоянию на 01.01.2015 г. - 4426673 тыс. руб.;

- по состоянию на 01.01.2016 г. - 5143197 тыс. руб.;

- по состоянию на 01.11.2016 г - 6017252 тыс. руб.

Таким образом, за анализируемый период наблюдается повышение суммы транспортного налога, которая не поступила в бюджет по причине предоставленияналоговых льгот различным категориям плательщикам. Притом значительное повышение сумм выпадающих налоговых доходов связано с использованием налоговых преференций физическими лицами (таблица 6).

Таблица6Динамика доходов, выпадающих в связи с предоставлением плательщикам льгот по транспортному налогу за 2014-2016 гг.

Наименование

2014

2015

2016

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Всего

4426673

100

5143197

100

6017252

100

В том числе:

- по юридическим лицам

1346495

30.4

1517415

29.5

1455351

24.2

- по физическим лицам

3080178

69.6

3625782

70.5

4561901

75.8

Для определения расчетной суммы налога на имущество, которая приходится на транспортные средства, воспользуемся суммой налога, уплаченной различными категориями плательщиков. Используя вышеуказанную информацию, рассчитаем сумму налога на имущество организаций, поступившей в консолидированный бюджет России в течение 2014-2016 гг. (таблица 7).

Таблица7Расчетная сумма налога на имущество организаций, приходящаяся на транспортные средства

Наименования

2014

2015

2016

Налог на имущество организаций, млн.руб.

262722.4

323545.8

385751.8

Корректирующий показатель,%

5.5

Сумма налога, приходящаяся на транспортные средства, млн.руб.

14449.7

17795.0

21216.3

Как видно из таблицы 7, сумма налога на имущество организаций в течение анализируемого периода, рассчитанная относительно транспортных средств, из года в год увеличивалась. Такой позитивный рост поступлений по налогу на имущество организаций обусловлен в основном:

- обновлением старых транспортных средств;

- увеличением количества транспортных средств объектов, признаваемых объектом обложения налогом на имущество организаций.

Ведь, как отмечалось, в течение 2014-2016 гг. рост транспортных средств составил 49630 единиц. При анализе фактических поступлений налогов с транспортных средств, требуется сопоставлять с начисленными суммами. Ведь непроведение данного исследования может исказить представление о факторах, которые оказывают влияние на динамику налоговых поступлений.


Таблица 8Начисление и поступление налогов с транспортных средств в доходах консолидированного бюджета России

Виды налогов

2014

2015

2016

начислено

поступило

начислено

поступило

начислено

поступило

Налоги с транспортных средств

305172.2

303052.2

382699.2

376647.0

463679.7

447780.4

В том числе:

1. Налог на имущество организаций

259252.8

262722.4

324551.2

323545.8

392804.5

385751.8

2. Траспортный налог:

45919.4

40329.8

58148.0

53101.2

70875.2

62028.6

- с организаций

16018.1

15659.9

17678.8

17544.4

19207.9

19338.4

- с физических лиц

29901.3

24669.9

40469.2

35556.8

51667.3

42690.2

Как видно из таблицы 8, в течение всего анализируемого периода в бюджет поступила не вся причитающаяся к уплате сумма налогов, объектами налогообложения которых выступают транспортные средства. Так, в 2014 г. плательщиками не было перечислено в бюджет налогов на сумму 2120 млн. руб., в 2015 г. - 6052,2 млн. руб., в 2016 г. по состоянию на 1 ноября - 15899,3 млн.руб. Из-за этого собираемость по таким налогам за 2014 г. составила 99,3%; за2015 г. - 98,4%; за 2016 г. - 96,6%. Притом наиболее низкий показатель по собираемости приходится на транспортный налог, по которому этот показатель составил: за 2014 г. - 87,8%; за 2015 г. - 91,3%; за 2016 г. - 87,5%. А это, в свой черед, сказывается на росте задолженности по этим налогам.

Таким образом, проводя анализ налоговых доходов России, формирующихся за счет транспортных средств, целесообразно затронуть и вопрос, который касается наличия по этим налогам задолженности, а также мер по ее понижению. В противном случае проведенное исследование не позволит представить достоверную, целостную картину. Ведь в течение последних лет именно проблема платежей, а следовательно, повышение задолженности по налогам и сборам, была и остается одной из наиболее острых. Несмотря на отдельные временные победы, задолженность по налогам продолжает повышаться. И это делает анализ задолженности основной компонентой всего анализа поступления налогов и сборов. Притом как в целом, так и отдельно по налогам (в данном случае – по транспортному налогу и налогу на имущество организаций) задолженность следует рассматривать как совокупную, состоящую из урегулированной и неурегулированной. Такой подход позволяет распределить усилия государства (налоговых органов) на работу по ее минимизации, поиску наиболее оптимальных механизмов и инструментов.


Таблица9Данные о поступлении налога на имущество организаций и транспортного налога в бюджетную систему России в 2014-2016 гг.

Виды налогов

2014

2015

2016

поступило

задолженность

Поступило

задолженность

поступило

задолженность

всего

в том числе урегулирования

всего

в том числе урегулирования

всего

в том числе урегулирования

Налоговые доходы РФ

6950981.0

574908.9

-

7944204

559069.5

-

6288295.4

698955.0

366592.7

В том числе:

- налог на имущество организаций

262722.4

14670.3

7537.5

323545.8

13775.4

6964.4

385751.8

18483.9

8409.0

- транспортный налог

40329.8

21570.1

2433.4

53101.2

25082.4

2889.1

62028.6

31568.5

3805.7

Данные, представленные в таблице6, наглядно показывают увеличение в течение 2014-2016гг. размеров задолженности как по транспортному налогу, так и по налогу на имущество организаций. При этом наибольший ее рост наблюдался в отношении транспортного налога, который в анализируемом периоде составил 9998,4 млн.руб. Аналогичный показатель по налогу на имуществу организаций составил только 3813,6 млн.руб.

Наличие существенной доли задолженности в сумме уплаченного транспортного налога отражает определенные недоработки и сложности налоговых органов в отношении плательщиков данного налога. Однако даже такой результат не позволяет однозначно разработать план мероприятий, которые направлены на понижение по данному налогу размера задолженности. Ведь он не раскрывает факторы, причины ее образования и дальнейшего роста. В это же время именно этот результат, полученный в процессе анализа поступлений по транспортному налогу, требует от ФНС России разработки и принятия эффективных мер.

Для выявления причин ее образования представляется справедливым исследовать ее размеры, исходя из категорий налогоплательщиков транспортного налога. Ознакомление со статистической налоговой информацией, размещенной на интернет-сайте налоговых органов России, раскрывает данные только за отдельные периоды времени и, как правило, за последние месяцы налогового периода. Это еще один из недостатков налоговой информации, предоставленной для всеобщего ознакомления. Но даже имеющаяся в распоряжении информация о задолженности по транспортному налогу (по плательщикам) позволяет сделать некоторые выводы.


Во-первых, основная сумма налоговой задолженности приходится на граждан, признаваемых плательщиками данного налога. Если по состоянию на 01.10.2016г. она составила 94% в общей сумме задолженности по транспортному налогу, то по состоянию на 01.11.2016 г - 93,1%.

Во-вторых, в суммарном выражении задолженность по транспортному налогу снизилась на 2741,7 млн.руб., и произошло это за счет уплаты налога гражданами-плательщиками. В это же время по юридическим лицам наблюдается ее повышение, которое составило в абсолютном выражении 211,8 млн.руб.

Как справедливо отмечают респонденты, на собираемость негативно транспортного налога влияют несколько факторов:

- состояние баз данных налоговой и дорожной инспекций;

- совместимость программного обеспечения разных государственных органов. Ведь именно несовпадение данных двух ведомств приводит к тому, что сведения о физических лицах, которые для начисления налога передаются из ГИБДД налоговым органам, оказываются недостоверными. Зачастую после предъявления гражданам извещений об уплате налога многие в налоговые органы обращаются с тем, что автомашины, на которые начислен транспортный налог, давно проданы иным лицам или их владельцы умерли;

- налогоплательщики – физические лица на почте не получают по данному налогу извещения. В результате извещения, которые направляются по почте заказными письмами, налогоплательщику под роспись не вручаются;

- граждане не обращаются своевременно с заявлением в ГИБДД при наличии соответствующих оснований о снятии автомобиля с учета. Так, если транспортное средство находится в угоне, то владельцу для подтверждения данного факта требуетсяполучить у следователя справку и представить ее в налоговую инспекцию.

Таким образом, даже некоторое снижение задолженности по транспортному налогу в целом по России не улучшает общее представление об исполнении налоговой дисциплине плательщиками. В особенности это относится к физическим лицам, число которых из года в год увеличивается. Ведь именно задолженность связана напрямую с собираемостью всех налогов, включая налоги, которые уплачиваются плательщиками с транспортных средств.

Без сомнения, обозначенные факторы, которые оказываютна собираемость транспортного налога негативное влияние, могут дополняться в процессе их выявления в процессе начисления и уплаты его налогоплательщиками. Важно, чтобыданные проблемы в деятельности налоговых органов разрешались при реформировании системы налогообложения.


2.2 Пути совершенствования транспортного налога

Изменение метода расчета налоговой базы путем отмены транспортного налога и включения дополнительной составляющей в акциз видится нам наиболее целесообразным, так как введение дополнительного налога на продажу топлива приведет к двойному налогообложению. При этом стоит заметить, что расходы по сбору транспортного налога с физических лиц, включающие в себя расчет, уведомление, контроль уплаты и так далее, являются значительными, а контроль уплаты акциза юридическими лицами уже существует.

Владелец транспортного средства в настоящее время помимо транспортного налога оплачивает другие обязательные платежи, связанные с эксплуатацией. На территории России, по данным ГИБДД, зарегистрировано 56,616 млн единиц транспортных средств (таблица 4), владелец каждого из которых должен оплачивать транспортный налог, с одной стороны, и, с другой, по каждому из них возникают расходы, связанные со сбором налога, независимо от того, будет он оплачен или нет [3].

Количество организаций, имеющих АЗС на территории России, составляет около 500, кроме того, у организации может быть тысяча заправочных станций в разных субъектах страны, при этом осуществление процесса взимания налога, при уже существующем акцизе не представляется технически сложным.

Таблица 10 Структура собственников зарегистрированных транспортных средств в России в 2017 году

Количество зарегистрированных транспортных средств, единиц, всего, в том числе:

56616354

Собственность физических лиц, единиц

51242697

Собственность юридических лиц, единиц

5373657

Собственность субъектов Российской Федерации, единиц

1553383

Собственность иностранная, единиц

91595

Отмена транспортного налога в том виде, в котором он существует в настоящее время, приведет к следующим положительным аспектам:

  • увеличатся налоговые поступления в региональный бюджет за счет отчислений определенной суммы с 1 литра реализованного топлива, при налогообложении учитываются транзитные перевозки. Исключается ситуация, когда транспортный налог поступает в бюджет одного субъекта Российской Федерации, а износ автомобильных дорог происходит в других субъектах. Заправляя автомобиль, владелец автоматически будет уплачивать акциз, заложенный в цене на топливо;
  • обеспечивается развитие дорожной сети за счет целевых поступлений от продажи топлива;
  • снижается налоговая нагрузка с владельцев, которые сезонно или редко используют свои транспортные средства, тем самым устанавливается более справедливый принцип взимания налога, так как размер транспортного налога станет определяться интенсивностью использования объекта налогообложения;
  • создается для владельцев автотранспортных средств стимул использовать более экономичные и экологичные транспортные средства;
  • снижаются затраты на налоговое администрирование, так как процесс сбора акциза с топлива уже налажен, а проконтролировать деятельность организаций, осуществляющих операции с топливом, значительно легче, чем миллионы владельцев автотранспортных средств.