Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Анализ деятельности предприятия и организационной структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия

1.1. Роль организационных структур в деятельности предприятия

1.2. Особенности организационной структуры управления предприятием

1.3. Оценка эффективности совершенствования организационных структур управления

Глава 2. Анализ деятельности предприятия и организационной структуры

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Анализ структуры управления

2.3 Анализ кадрового состава предприятия

2.4. Анализ финансово-экономической деятельности организации

Глава 3. Совершенствование структуры управления

3.1. Реорганизация коммерческого отдела

3.2. Приобретение программного продукта «1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)».

3.3. Расчет экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры

Заключение

Список литературы

Введение

Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

Стратегия поведения ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.

С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.

Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению.

Актуальность темы работы обусловлена:

- возрастанием значения организационной структуры;

- необходимостью изучения теоретических разработок по данной проблеме с целью создания эффективной системы управления на предприятии.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения и обобщения, существующих теоретических и практических подходов к проблеме построения орга­низационных структур, разработать конкретные рекомендации по совершенствова­нию структуры управления предприятием.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Определить сущность и принципы построения организационных структур управления;

- Рассмотреть факторы, определяющие организационную структуру;


- Исследовать типы организационных структур и их развитие с учетом опти­мизации масштаба управляемости;

Предмет исследования – хозяйственная деятельность предприятия.

Объект исследования - организационная структура управления .

Методом исследования стали изучение и анализ нормативно-правовых актов, специальной и научной литературы, аналитических статей о совершенствовании коммерческой деятельности предприятий розничной торговли, учебной литературы по менеджменту, маркетингу и экономике, а так же беседы со специалистами и сотрудниками предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты организационной структуры предприятия

1.1. Роль организационных структур в деятельности предприятия

Структура (лат. structura — строение) — форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляю­щими систему элементами. Структура подчиняется общим законам функциональных отношений, изучение которых является одной из важнейших задач кибернетики[1].

Любая сложная система строится по иерархическому, много­уровневому принципу. Уровень управления определяется элемен­тами системы, одинаково удаленными от верхнего структурного звена и имеющими схожие права. Для реализации функций управ­ления системы создается специальный аппарат, структура которо­го определяется составляющими его звеньями и количеством иерар­хических ступеней управления.

Структура управления должна обес­печивать единство устойчивых связей между ее составляющими и надежное функционирование системы в целом. Это положение распространяется на деятельность любого производственного кол­лектива, любого социума, включая и семейные отношения. Более того, иерархия характерна и для всего живого[2]. Животные, суще­ствующие коллективно (стадо, прайд, стая, сообщества насеко­мых), выживают благодаря иерархической организации, и нару­шение этих внутренних связей может привести к гибели всей по­пуляции[3]. Такая организационная структура регулирует взаимоот­ношения между особями, определяет порядок доступа к жилищу, пище, процесс охоты и спаривания.


Разумно созданная структура системы управления в значи­тельной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы. Она связывает отдельные элементы системы в единое целое, суще­ственно влияет на формы и организацию планирования, оператив­ного управления, способы организации работ и их координацию, дает возможность измерить и сравнить результаты деятельности каждого звена системы. Структура влияет и на технологию управ­ления, ставит задачи оптимального распределения информации, использования управленческой техники при подборе и расстанов­ке кадров. Характеристики «внутренней среды» системы можно описать, не вдаваясь в подробности ее устройства, если известны ее основные функции[4].

Постоянно меняющаяся рыночная ситуация, необходимость внедрения новых технологий и освоения новой продукции, весьма слабая доля вероятности результатов прогнозирования заставляют многих специалистов скептически относиться к организационным схемам и настойчиво требовать их постоянной корректировки. Управление без четко продуманной структуры практически невозможно, да и потребность в периодической корректировке структурных схем очевидна.

Можно обеспечить управление двумя спо­собами: руководить подчиненными непосредственно или ввести промежуточную ступень управления и руководить коллективом через своих заместителей (рис. 1)[5]:

Рисунок 1. Два способа управления[6]

Первый способ управления (линейная структура), когда ис­полнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя, прост, понятен каждому и вполне логичен. В этом случае структурное подразделение возглавляет наделенный необхо­димыми полномочиями начальник и осуществляет единолично все функции управления. Его решения обязательны для выполнения сотрудниками, оптимальной рабочей группой следует считать коллектив, с руководством которым справляется один человек.

Следует помнить, что реализуемый при этом принцип единоначалия не только концентрирует всю полноту власти в одних руках, но и налагает персональную ответственность на руководителя (как часто сейчас забывают, что власть подразумевает и ответ­ственность за свои действия!). Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их не­посредственного начальника[7].


Однако в этом случае руководитель, единолично отвечая за все стороны деятельности коллектива, обязан один выполнять весь комплекс управленческих работ и часто испытывает большую ин­формационную перегрузку. Если исполнителей много и они выпол­няют работу различного типа, то управлять ими становится слож­но. Линейная структура оправданно применяется в небольших двух­уровневых организациях или в качестве элемента более сложных, занятых простыми видами деятельности[8].

Достоинством линейных структур управления является их простота, четкость построения, явно и недвусмысленно выражен­ная подчиненность и ответственность структурных элементов, но диапазон их применения ограничен из-за возникающих организа­ционных трудностей при решении многоуровневых неоднозначных задач. Сложно решаются вопросы, возникающие между подразде­лениями, часто наблюдаются случаи неравномерной загрузки ру­ководителей, успех работы во многом зависит от их мастерства и опыта[9].

Следует отметить, что не все большие системы являются иерархическими, наука достаточно часто сталкивается с парадок­сом существования одноуровневых и притом устойчивых систем. Большинство полимеров, таких, как, например, нейлон, пред­ставляют собой простейшие линейные структуры из одинаковых мономеров[10].

Второй способ управления (функциональная структура) зна­чительно облегчает работу руководителя, так как у него имеются заместители и практически ему нужно работать только с ними, а не со всем коллективом исполнителей индивидуально. Каждый из заместителей по функциональным направлениям обязан компетен­тно решать возникающие производственные задачи и имеет пра­во принимать самостоятельные решения в пределах своих полно­мочий. Функциональную структуру управления часто называют традиционной или классической, так как она применяется уже многие годы и ее особенности более глубоко исследованы[11].

1.2. Особенности организационной структуры управления предприятием

Решение о выборе организационной структуры принимается высшим руководством организации. Среднее и низшее звенья управления предоставляют исходную информацию, а иногда и предлагают свои варианты структуры подчиненных им подразделений. Наилучшей структурой организации считается такая структура, которая позволяет оптимально взаимодействовать с внешней и внутренней средой, удовлетворять потребности организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Стратегия организации всегда должна определять организационную структуру, а не наооборот.


Процесс выбора организационной структуры состоит из трех этапов:

- деление организации на укрупненные блоки по горизонтали, в соответствии с осуществляемыми направлениями деятельности;

- установление соотношения полномочий должностей;

- определение должностных обязанностей и поручение их выполнения конкретным лицам[12].

Типы организационных структур:

Функциональная (классическая). Такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности. Такая структура типична для средних фирм или организаций, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру товаров, действуют в стабильных внешних условиях, и где чаще всего достаточно стандартных управленческих решений[13].

Дивизиональная. Это деление организации на элементы и блоки по видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуются товары[14].

Продуктовая. При этой структуре полномочия по производству и сбыту какого-либо товара передается одному руководителю. Эта структура наиболее эффективна при разработке, освоении производства и организации реализации новой продукции[15].

Региональная. Эта структура обеспечивает наилучшее решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, а так же традиций, обычаев и нужд потребителей. Структура рассчитана, в основном, на продвижение товаров в отдаленные регионы страны.[16]

Структура, ориентированная на потребителя. При такой структуре все подразделения объединяются вокруг определенных групп потребителей, которые имеют сходные или специфические потребности. Целью такой структуры является наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

Проектная. Это временно создаваемая структура для решения какой-то конкретной проблемы, или для осуществления сложного проекта.

Матричная. Это структура, которая получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип двойного подчинения (как функциональному руководителю, так и руководителю проекта)[17].

Конгломератная. Она предполагает соединение различных подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата. Чаще всего такая структура находит применение в крупных национальных и международных корпорациях.[18]