Файл: Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует также отметить, что Банк России перечислит в бюджет РФ из полученной за 2015 году прибыли 90 процентов. Существующая сегодня норма отчисления прибыли - 75 процентов и ее подъем до 90 процентов позволит положить в казну дополнительно порядка 50 миллиардов рублей. Планируется, что в 2015 году ЦБ может получить около 330 миллиардов рублей прибыли, основной источник которой - процентный доход от кредитования банков [7].

Эти что касается изменений в формировании доходной части бюджета. Теперь проанализируем изменения в расходной части главного финансового документа страны. Чтобы уложиться в дефицит 3% ВВП, Минфин предлагал разные варианты сокращения расходов. Например, повысить пенсионный возраст, лишить пенсий неработающих пенсионеров. Все лето шли споры об индексации пенсий.

Прежде всего, обозначим принятую Правительством структуру расходов (Рисунок 1). В 2016 г. из каждых 100 руб. федеральная казна 19,2 руб. потратит на оборону, 12,7 – на правоохранителей, 27,6 – на социальную защиту, 15,9 руб.

– на поддержку экономики, 3 руб. – на здравоохранение, 3,6 руб. – на образование. Оборонно-социальная направленность структуры расходов бюджета не изменилась: на силовой блок и социальную сферу приходится 60% расходов. Но поскольку Минфин ставил задачей не сократить, а не наращивать долю этих расходов, то такую задачу решить удалось за счет некоторого сокращения расходов на оборону при росте расходов на социальную сферу. При этом на 8–10% снижены расходы на образование и здравоохранение, что привело к сокращению их доли в общих расходах бюджета. Рост расходов на национальную экономику обусловлен в основном субсидиями.

Теперь рассмотрим вопросы социальной направленности бюджета.

Прежде всего, в центре бюджетных дискуссий сегодня находится пенсионная система. Увеличение выплат пока планируется всего на 4% (в среднем это 560 руб.) Это противоречит, правда, действующему законодательству, согласно которому индексироваться пенсии должны по фактической инфляции, которая в 2015 году может составить не менее 12%. Но это уже, похоже, никого не смущает.

Что такое индексация на 4% при фактической инфляции не менее 12%? Это снижение реальных пенсий не менее чем на 8%, что очень много и на фоне даже непростого, 2015 года будет очень ощутимым. При этом работающие пенсионеры никакой прибавки не получат в принципе. На заседании правительства Дмитрий Медведев повторил, что повторная индексация возможна во второй половине 2016 года. Если позволит экономическая ситуация, увеличение пенсий доведут до положенных по закону 12,2%. Многие аналитики сомневаются в повторной индексации, некоторые отмечают, что повторная индексация возможно состоится, однако к ней подтолкнут политические причины, а именно выборы депутатов Госдумы 2016.


Кроме того, вводится мораторий на накопительные пенсионные взносы, который добавит казне 342,2 млрд руб., эти средства будут зарезервированы в бюджете. Резерв будет тратиться по решению премьера и президента, сообщил министр финансов Антон Силуанов [6].

Антисоциальная направленность проекта бюджета 2016 подтверждается и тем, что индексировать размер материнского (семейного) капитала, который сегодня составляет 453 тысячи 026 рублей, не будут.

На финансирование майских указов президента бюджет потратит 675,1 млрд руб., сэкономив в сравнении с прежним планом 225,3 млрд руб., в том числе за счет изменения Росстатом методики расчета средней зарплаты, уровень которой служил ориентиром при повышении зарплат в бюджетном секторе. Включение в расчеты доходов от неформальной занятости сократило

среднюю зарплату в экономике на 12%. Это позволит пропустить индексацию зарплат бюджетникам в 2016 г [3].

Таблица 2- Финансирование крупнейших госпрограмм

Наименование

Финансирование в 2015 году, млрд руб.

Запланированное финансирование в 2016 году,

млрд руб.

Изменение к 2015

году, %

Космическая деятельность России на 2013-2020 годы

181,4

210,4

116

Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами

604,6

655,9

108,5

Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков

872,5

915

104,9

Развитие транспортной системы

853,5

881,3

103,3

Социальная поддержка граждан

1166,8

1201,3

103

Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности

831

815,8

98,2

Юстиция

280,6

265,6

94,7

Развитие образования на 2013-2020 годы

444,3

404

90,9

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

211,6

187,4

88,5

Развитие здравоохранения

394,7

332,1

84,1

Далее рассмотрим нововведения относительно бюджетных резервов. Бюджетные резервы на следующий год составят более 1,1 трлн руб. и превысят размеры всех создававшихся в прошлые годы подобного рода «заначек». Фактически речь идет о трех резервных фондах в составе бюджета.


Прежде всего, в отдельный резерв выделены 342,2 млрд руб., которые появятся в результате продления моратория на взносы в накопительную пенсию. Из материалов Минфина следует, что этими средствами будет управлять непосредственно президент Владимир Путин. Деньги из этого фонда можно будет получить только «в соответствии с поручениями президента».

Другой резерв — для правительства, он оценен в 500 млрд руб. Эту сумму можно будет дополнительно изъять из Резервного фонда, если доходы бюджета окажутся хуже запланированных. Эти полтриллиона резервируются сверх 1,96 трлн руб. Резервного фонда, которые изначально предназначены для покрытия дефицита бюджета.

Третий бюджетный резерв в 150 млрд руб. предназначен для поддержки отраслей и уже наполовину распределен: 75 млрд руб. получит АПК, сообщил Силуанов. 150 млрд предполагается получить из переходящих остатков

2015 года, остатков на счетах госкомпаний и госкорпораций, которым направлялись деньги для реализации определенных задач в текущем году, также предусмотрено направление в этот фонд до 30% дополнительных нефтегазовых доходов 2016 года.

Также говорится о создании еще одного фонда, управляемого правительством. Его предлагается установить в объеме до 120 млрд руб. Источник — перераспределение в течение года зарезервированных расходов. Средства этого фонда будут использованы на такие цели как социальная поддержка граждан и гуманитарная помощь населению иностранных государств. Какие это государства, в материалах Минфина не уточняется, но в этом году российская гуманитарная помощь отправлялась на Украину и в Сирию. Однако пока нет точной информации [4;8].

Таким образом, такие параметры бюджета 2016 предлагает Правительство:

Инфляция — 6,4%

Цена барреля нефти - $50 Рост ВВП — 0,7%

Дефицит бюджета — 3% от ВВП (2,36 трлн руб.) Доходы — 13,57 трлн руб.

Расходы — 15,94 трлн руб.

Фонд по поддержке отраслей экономики — 150 млрд руб.

«Запасной» фонд (за счет продления «заморозки» пенсионных накоплений) — 342,2 млрд руб.

Дополнительный фонд (источник – Резервный фонд) – 500 млрд руб.

Таким образом, бюджет является жестким и наглядно отражает текущую экономическую ситуацию в стране. В связи с новыми более жесткими правилами формирования бюджета правительство намерено требовать большей отдачи от вложенных бюджетных средств, а также ужесточить контроль за соблюдением финансовой дисциплины.

5 ноября Президент утвердил поправки в отдельные законодательные акты РФ, которые создают условия для принятия бюджета 2016. Изменения внесены в положения Бюджетного кодекса, закона об автономных и бюджетных учреждениях и другие нормативно-правовые акты. Первое чтение проекта в Госдуме назначено на 13 ноября.


Перейдем к анализу следующей составляющей финансовой политики - денежно-кредитная политика. ЦБ РФ подготовил проект «Основных направлений единой денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов». Основные цели и задачи ЦБ РФ в соответствии с этим документом не изменились. Это защита и обеспечение устойчивости рубля, ценовая стабильность. Однако эти положения уже подверглись критике уже ряда аналитиков, которые утверждают, что волантильность курса рубля вследствие введения режима свободного плавания осенью 2014 года и, как следствие, сегодняшний уровень инфляции не позволяет говорить о ценовой стабильности.

Достижения ЦБ 11 ноября оценило агентство Bloomberg, которое подвело итоги первого года политики свободного плавания рубля. Оно выделило пять основных результатов этого процесса. Четыре из них – негативные: беспрецедентный уровень инфляции, резкий рост числа бедных в стране, сокращение реальных зарплат и доходов населения, отказ россиян от зарубежных поездок и импортных продуктов. Выигрышный пункт, по мнению агентства, относится к российским экспортерам, в основном нефтяникам, которые благодаря слабому рублю и действующей налоговой политике смогли нарастить выручку, что компенсировало их потери от падения мировых цен на энергоресурсы [11].

Банк России констатирует, что «резкое, почти двукратное падение цен на нефть ниже 50 долларов США за баррель, необходимость погашения значительных объемов внешнего долга в условиях действия финансовых санкций привели к ослаблению рубля, повышению его волатильности и росту инфляционных и девальвационных ожиданий». Действительно, снижение цены на нефть неблагоприятно отразилось на большинстве стран-нефтеэкспортеров. Однако вновь обращает на себя внимание тот факт, что масштаб снижения валютного курса рубля был более существенным, чем у валют других нефтеэкспортеров (рис. 4). Причем даже у тех стран, у которых доля экспорта в ВВП играет гораздо бóльшую роль (Кувейт, Ирак, Нигерия и др.), чем в России, а потому их национальные валюты, по идее, должны быть более чувствительны к падению нефтяных цен, масштаб обесценения валют был значительно меньше, чем у рубля (рис. 2).

Далее, регулятор в целом позитивно оценивает шоковые антикризисные меры по купированию неуправляемой девальвации: «Повышение Банком России ключевой ставки до 17% годовых в декабре 2014 года наряду

с комплексом мер по поддержанию финансовой стабильности позволило стабилизировать ожидания, ограничить инфляционные риски и нормализовать ситуацию в банковском секторе и на финансовом рынке». Однако следствием реализации этого сценария стало сваливание в рецессию реального сектора экономики.


Повышение ключевой ставки не способствовало и нормализации ситуации в банковской сфере. В частности, активы банков за семь месяцев с начала года сократились на 3,6%; портфель кредитов населению уменьшился на 5,2%; портфель кредитов нефинансовым организациям за этот же период вырос всего на 2,6%. Начала также отмечаться убыточность банковского сектора в целом, и его общая устойчивость в результате снижается.

Прогнозируемые ЦБ тренды в денежной сфере также предполагают дальнейшее ужесточение монетарных подходов. В частности, в денежной программе на 2016 год предусматривается сокращение выдачи валового кредита банковскому сектору до 3,9 трлн рублей, что на 26% (или на 1,4 трлн рублей) меньше, чем в 2015 году, и почти на 55% меньше, чем в 2014-м (на 4,7 трлн рублей; см. таблицу).

При этом планируемый рост денежной массы и базы в ближайшие два года будет оставаться крайне низким. В результате проблемы с адекватностью уровня ликвидности банковского сектора сохранятся, а вопросы обеспеченности финансовыми ресурсами будут по-прежнему остры. Это добавит напряжения финансовой системе и затормозит создание условий, необходимых для экономического роста. Курсовая нестабильность усугубит ситуацию.

Курс на обесценение валюты в принципе небесспорен и, по сути, выгоден лишь экспортерам и бюджету. Его побочные эффекты — усиление сырьевого профиля экономики, рост недоверия к рублю, усиление инфляции и масштабов оттока капитала. Кроме того, для всех снижается стоимость национальных активов (в том числе обостряется проблема залогового обеспечения ˗ так называемых margin calls), ухудшается эффективность привлечения иностранных инвестиций, растут платежи по обслуживанию внешнего долга. И в целом сжимается внутренний спрос — важнейший драйвер экономического роста [2].

Ситуация меняется очень быстро, и не все готовы также быстро принять эти изменения. Структурные сдвиги в экономике и социальной сфере, на рынке труда всегда проходят болезненно. Но возникли и дополнительные трудности, связанные с внешними факторами. И поэтому у Правительства сегодня задача "двойной сложности" - даже в этих непростых условиях, проводя структурные преобразования, не допустить серьезного снижения уровня жизни людей.

В сентябре 2015 года Премьер-министр Дмитрий Медведев опубликовал статью, где анализирует нынешнюю социально-экономическую ситуацию, говорит о приоритетах социальных реформ и предлагает варианты дальнейшего развития экономики страны [1]. Он определяет ряд приоритетных задач, решение которых необходимо для устойчивого развития страны.