Файл: Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие финансовой системы РФ
1.1 Финансовая система как форма организации денежных отношений
1.3 Структура финансовой политики
1.4 Содержание и цели финансовой политики
Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации
2.1 Анализ финансовой политики РФ в условиях современного структурного кризиса Российского экономики
Основные параметры бюджета (источник – Министерство финансов)
2.2 Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики
Во-первых, обеспечение макроэкономической стабильности, включая сбалансированность бюджета и последовательное доведение инфляции до целевого значения. Это повысит уровень предсказуемости и доверия в национальной экономике. Кроме того, снижение инфляции должно сопровождаться снижением рыночных процентных ставок, то есть повышением доступности кредитов для бизнеса и для граждан.
Во-вторых, повышение эффективности бюджетных расходов. Инвестиции в инфраструктуру и людей должны рассматриваться в числе самых приоритетных. При этом сбалансированность бюджета необходимо будет обеспечивать исходя из того, что фискальная нагрузка в ближайшие несколько лет повышаться не должна.
В-третьих, развитие малого и среднего предпринимательства как условие устойчивого экономического роста и одновременно как фактора обеспечения социальной стабильности. Динамика малого и среднего бизнеса является одним из наиболее значимых индикаторов экономического и социального здоровья страны.
В-четвертых, стимулирование конкуренции. Одна из главных причин слабой конкуренции - опасения за социальную стабильность на предприятиях и в регионах. Поэтому развитие современного рынка труда становится и социальной, и экономической проблемой. Формальный подход к ее решению будет препятствовать ускоренному созданию высокопроизводительных рабочих мест.
В-пятых, стимулирование роста несырьевого экспорта (в абсолютных цифрах и в долях от общего объема экспорта). Кроме прочего, это стало бы показателем, что импортозамещение на самом деле заработало и начало приносить позитивные результаты.
В-шестых, качественные сдвиги в эффективности государственного управления. Предстоит сформировать систему ответственности различных уровней и органов власти за принимаемые решения. Оценка чиновников и финансирование программ должны быть привязаны к конкретным результатам. Система принятия решений должна приобрести целостный и последовательный характер, с тем, чтобы тактические решения не вступали бы в противоречие с заявленными долгосрочными ориентирами.
Однако ни данная статья, ни комментарии политиков не дают четкого плана действий. Многие аналитики уже попытались сформулировать их перечень, который позволит приблизить запланированные прогнозные параметры к действительности. К примеру, меры для достижения экономического роста перечислены в докладе «Экономика роста», они разработаны экономистами и предпринимателями «Столыпинского клуба» (экспертная площадка, сформированная по инициативе в том числе «Деловой России» и характеризующая своих участников как «рыночников-реалистов»). Решение, предложенное в докладе, – создать опережающее предложение денег, чтобы дать возможность предприятиям развиваться: модернизировать мощности, построить новые заводы, начать производить нужные товары
в России, создать новые рабочие места. Т.е., как назвали это и сами члены клуба – включить станок. Возможный инфляционный скачок эксперты клуба отвергают, объясняя это тем, что инфляция у нас не монетарная, то есть не зависит от количества денег в экономике. Наоборот, денег у нас критически мало. В России один из самых низких уровней монетизации экономики в мире. У нас 45%, а в Китае 195%. Зато товары становятся дороже, потому поставляются из-за рубежа. Импорт потребительских товаров огромный. Наравне с этим растут тарифы изначально прибыльных компаний-монополий, которые перекладывают свои издержки на потребителей на реальный сектор экономики [10]. Конечно, эти деньги должны быть направлены только на инвестиционные проекты, в производственный сектор, в развитие строительства, возможно в ЖКХ. Если будет 1,5 трлн именно целевых вложений в виде кредитов, проектных облигаций, секьюритизированных кредитных портфелей никакого влияния на инфляцию это не окажет. Все эти механизмы сейчас прорабатываются в рамках рабочей группы клуба с Центробанком.
Задача данной меры обеспечить возможность роста. Здесь поддержка малого и среднего бизнеса и вывод его из тени играют ключевую роль. Не менее значимы импортозамещение и экспорт продукции переработки сырья, здесь аналитики также говорят о большом потенциале, который способен реализовать бизнес. Но оба эти направления требуют существенных технологических инвестиций.
Также эксперты клуба говорят о необходимых преобразованиях в налоговой сфере. Они предлагают на первых этапах отказаться от крупных налоговых изменений и принять пакет льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор и обновление производственных мощностей, приток новых технологий. Например, налоговый зачет на 25% от стоимости купленного оборудования, ускоренная амортизация оборудования, отнесение расходов на НИОКР на издержки и т.д. [9]
Помимо данного документа в центре обсуждений находятся и другие возможные шаги, предложенные рядом аналитиков. Так, основными составляющими новой финансовой политики видят: снижение ключевой ставки, переход ЦБ с таргетирования инфляции к таргетированию ВВП и курса рубля, снижение налоговой нагрузки для малого бизнеса (расширение налоговых льгот), стимулирование частных пенсионных накоплений, разворот высшего образования на реальные нужды российской и мировой экономики.
Таким образом, системное преобразование возможно только под воздействием очень мощного и длительного политического импульса, а также наличия необходимого минимума экономических, социальных и внешних условий.
Помимо реформ наша экономика сегодня нуждается в предсказуемости. К сожалению, определенности и ясного понимания ситуации в действиях законодательных
2.2 Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики
Ключевыми проблемами современной российской экономики являются низкая эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, экспортно-сырьевая модель развития, санкции со стороны развитых государств в связи с эскалацией конфликта в Украине, падение цен на углеводородные ресурсы, девальвация рубля, низкий инновационный уровень промышленной сферы. Ситуация усугубляется зависимостью основных макроэкономических параметров от турбулентности и нарастающей сложности процессов в мировой экономике, обострения геополитической нестабильности [2]. В данных условиях наиболее приоритетным направлением развития российской экономики является реализация стратегии импорто- замещения и диверсификация промышленности. Также можно отметить снижение инвестиционных вложений в экономику России (рис. 1).
Рис. 1. Инвестиции в экономике России [4]
В экономической теории не существует однозначного определения финансовой политики, с одной стороны, под финансовой политикой понимается совокупность государственных методов и инструментов, ориентированных на аккумулирование финансовых ресурсов, их использование и распределение с целью исполнения своих функций государством [6].
Согласно другой точки зрения, финансовая политика представляет собой самостоятельную сферу деятельности в области финансовых отношений. По мнению автора, экономической сущностью финансовой политики государства на современном этапе развития является комплекс инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных, социальных мероприятий в сфере финансовых отношений, которые посредством реализации целенаправленных воздействий должны способствовать преодолению провалов рынка, активизации деятельности реального сектора экономики, позитивному влиянию на хозяйственные процессы, повышению конкурентоспособности и рентабельности.
Исходя из изложенных выше негативных тенденций, в российской экономике можно выделить следующие проблемы государственной финансовой политики, требующие оперативного решения на всех уровнях власти [2, 3, 5]:
Выявление уровня влияния финансовой политики на возможности макрорегулирования. Это необходимо для разработки целесообразных и эффективных мер, позволяющих обеспечивать диверсификацию и отраслевую трансформацию экономики. По мнению автора, предварительная всесторонняя оценка возможностей и противоречий финансовой политики в процессе воздействия на хозяйственные процессы позволит избежать множества ошибок, приводящих к большому ущербу как государственного бюджета, так и на микроуровне.
Сбалансированное распределение ролей государства и бизнеса при формировании и реализации государственной финансовой политики с целью приоритетного развития важных и значимых секторов экономики. То есть, представляется целесообразным в данном случае принимать решения с учетом мнения хозяйствующих субъектов, здесь необходимо определить каким способом можно выявить приоритеты хозяйственного развития для принятия стратегических решений, относящихся к развитию национальной экономики.
Формирование перечнясоциально- экономических сфер, пользующихся поддержкой государства. Данная проблема взаимосвязана с другой методологической проблемой определения источников финансирования проектов и программ, которые будут осуществляться при реализации государственной финансовой политики, направленной на макрорегулирование. Например, финансирование инфраструктурных проектов, программ профессиональной подготовки кадров, осуществления научно-исследовательской деятельности должно проводится государственными органами из бюджета, в то время как источники производственных инвестиций должны формироваться за счет ресурсов корпоративного сектора. Таким образом, становится понятной целесообразность развития механизма государственно-частного партнерства.
К проблемам можно отнести также трудности формирования и реализации государственной финансовой политики, которые обусловлены масштабностью и системностью трудностей, связанных с развитием реального сектора экономики, наличием существенного технологического отставания ведущих производственных отраслей, продолжающимся кризисом, моделью догоняющего развития, необходимостью структурной перестройки экономики.
Таким образом, основными целями государственной финансовой политики можно назвать:
- совершенствование отраслевой структуры;
- повышение инновационной активности экономики;
- обеспечение международной конкурентоспособности российских товаров и услуг;
- выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Совершенствование отраслевой структуры представляет собой обоснованное выявление направлений потенциальных структурных сдвигов, финансирования прикладных и фундаментальных исследований, стимулирование инвестиционных вложений в перспективные сферы экономической деятельности частного венчурного капитала [1]. Вектор развития инновационнотехнологической сферы предопределяет необходимость стимулирования частных инвестиций в высоконаучные экономические секторы при помощи элементов налоговой политики, финансирования посредством бюджетных средств инфраструктурных объектов, увеличения государственных расходов на профессиональное образование и науку.
Указанные цели государственной финансовой политики предопределяют ее значимость в макроэкономическом регулировании, при этом результативность и успешность данных мероприятий связана с характером взаимодействия конкретных элементов финансового механизма, который должен включать в себя [7]:
- мероприятия денежно-кредитной политики;
- мероприятия бюджетной политики;
- мероприятия региональной политики;
- мероприятия политики занятости;
- мероприятия научно-технической политики;
- мероприятия промышленной политики;
- мероприятия инвестиционной политики;
- мероприятия инновационной политики;
- мероприятия политики обеспечения конкурентоспособности;
- мероприятия отраслевой политики;
- мероприятия политики размещения производительных сил.
Таким образом, финансовый механизм представляет собой совокупность различных форм, видов и методов организации финансовых отношений в процессе реализации государственной финансовой политики с целью достижения значимых макроэкономических целей и устранения имеющихся структурно-системных проблем национальной экономики посредством специфических способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. При этом, важно обеспечить сбалансированность указанных элементов и регламентированность взаимодействия друг с другом. Кроме того, успешное решение выявленных проблем может быть достигнуто за счет саморегулирования рыночной экономики, обеспеченного рациональным управляющим воздействием государства.
Заключение
Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.