Файл: Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовая система имеет сложную многоуровневую структуру и подразделяется на отдельные подсистемы. В составе финансовой системы присутствуют централизованные финансы - государственные финансы, муниципальные финансы и децентрализованные финансы.

  • Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, муниципальными бюджетами и внебюджетными фондами.
  • Основу финансовой системы составляют централизованные финансы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.
  • Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Децентрализованные финансы - это денежные средства хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств.

Финансовая политика имеет определенные ориентиры во времени и в пространстве. Существенные изменения в сферах хозяйственной, социальной и политической жизни общества всегда сопровождаются наиболее результативным при использовании методов контроллинга соответствующей трансформацией финансовой политики. В условиях значительной территориальной дифференциации социально-экономической ситуации также требуется адаптация финансовой политики к конкретным местным условиям.

В частности, стоит задача привлечения частного капитала для софинансирования этой программы. Должна быть разработана специальная система мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующая привлечение инвестиций в эти регионы.

1.4 Содержание и цели финансовой политики

Сущность политики выражают отношения между социальными группами, классами, нациями по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти.

Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство, партии, профсоюзы и другие социальные общности. По выбранному критерию различают политику: внешнюю и внутреннюю; экономическую, социальную, национальную, военную, культурную; местную, региональную, общегосударственную, международную, мировую (глобальную); стратегическую (долгосрочную) и тактическую (текущую).

Составной частью экономической политики является финансовая политика, которая присущими ей специфическими способами и методами содействует достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.


Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Главная цель финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов на базе экономического роста, наращивания государственных финансов для более полного удовлетворения общественных потребностей.

Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трёх составных частей:

  • выработка научно обоснованных концепций развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. [12, с. 119]

Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Требования к формированию финансовой политики.

  • Учёт конкретных исторических условий и особенностей момента. Это означает, что финансовая политика должна исходить из потребностей развития общества на данном этапе, учитывать особенности внешней и внутренней обстановки, учитывать возможности государства.
  • Научный подход к выработке финансовой политики. Знание и учёт всех факторов, влияющих на общественное развитие, соответствие объективным законам экономики, знание и учёт выводов теории финансов и т.п.
  • Комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики. С одной стороны это согласование мероприятий финансовой политики во всех звеньях финансовой системы, с другой стороны – обеспечение тесной взаимосвязи между функциональными частями финансовой политики.
  • Результативность финансовой политики. Реализация мероприятий финансовой политики должна предусматривать финансовую отдачу и её постоянный рост.

На современном этапе финансовая политика является составной частью общей экономической политики, и её цели исходят из целей общеэкономических. Общеэкономические цели:

  • преодоление спада материального производства;
  • обеспечение прогрессивного научно-технического развития во всех областях;
  • повышение социальной защищенности граждан, подъём уровня благосостояния.

Исходя из общегосударственных целей, цели финансовой политики следующие:

  • Финансовая поддержка предпринимательства, ограничение монополизма.
  • Усиление влияния финансов на структурную перестройку экономики.
  • Стабилизация кредитно-денежной системы. Преодоление кризиса неплатежей.
  • Сокращение нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот.
  • Увеличение поступлений в бюджеты за счёт собираемости налогов, за счёт ликвидации неоправданных налоговых льгот, за счёт перекрытия внетаможенного ввоза товаров.
  • Активное развитие финансового и страхового рынка.
  • Проведение жёсткого контроля за целевым расходованием средств бюджета.
  • Привлечение иностранных инвестиций. [10, с. 94]

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

Глава 2 Анализ современной финансовой политики в Российской Федерации

2.1 Анализ финансовой политики РФ в условиях современного структурного кризиса Российского экономики

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании входящих в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. Отрицательные темпы экономического развития стали результатом структурного кризиса. Остановка притока капитала в середине прошлого года и падение цен на нефть в конце дали старт полномасштабному экономическому кризису в России.

Разберем действия государственных органов власти, определяющих финансовую и кредитно-денежную политику в разрезе ее компонентов.

Прежде всего, проанализируем состояние бюджетной системы, так как в данный момент в центре обсуждений аналитиков и журналистов находится

бюджет на 2016 год (далее – бюджет 2016), который уже был назван «жестким» и «антисоциальным». Бюджет 2016 – отражение действующей экономической политики, ее опорных точек, которые сегодня сложно назвать позитивными: безусловный приоритет экспорта сырья, высокие риски бизнеса (особенно малого), высокая запретительная для бизнеса ключевая ставка и т.д.

Бюджет 2016 практически сформирован. Рассмотрим новые подходы, которые были предложены Правительством при его формировании. Прежде всего, на этот раз он будет не трехлетним, как обычно, а однолетним — только на 2016 год. Такое решение принято для снижения возможных ошибок при планировании главного финансового документа страны из-за колебаний цен на нефть и валютных курсов. В Российской Федерации уже прибегали к верстке однолетнего бюджета - это случилось во время экономических трудностей в 2008 году, при этом переход на трехлетнее планирование произошел в 2007 году. Тот однолетний бюджет стал разовым, после него государство снова вернулось к трехлеткам.


Кроме того, изменены правила формирования доходной и расходной частей бюджета. До последнего времени бюджетное правило действовало таким образом: правительство высчитывало среднюю цену нефти за предыдущие годы, и все доходы, приходившие в бюджет от цены выше средней, должны были идти в Резервный фонд. Другими словами, бюджетное правило запрещает наращивать общий объем расходов за счет излишка нефтедолларов. В этом году правило де-факто не работало, потому что цена нефти установилась гораздо ниже уровня, который за прошлые годы высчитало правительство ($96 за баррель). Нефтедоллары в этом году перестали поступать в Резервный фонд. Второй ключевой элемент бюджетного правила состоял в ограничении госрасходов. Их предельный объем высчитывался исходя из суммы доходов (на базе расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета не более 1% ВВП.

Если бы правительство не пошло на заморозку правила, то в следующем году пришлось бы тратить Резервный фонд на текущие расходы. Правило настолько сильно влияет на весь порядок формирования доходной и расходной частей федерального бюджета, что заморозке, по утверждению Минфина, теперь подлежит более 100 статей Бюджетного кодекса. Прежде всего, отменяя правило, правительство получило возможность сокращать текущие расходы больше чем на 2,5% [5].

8 октября Правительство одобрило проект закона о бюджете на 2016 год, который после доработки был внесен в Госдуму. Для более тщательной сверки всех цифр и сведения балансов в этом году сдвигаются сроки внесения правительством главного финансового документа на рассмотрение депутатов Госдумы. Если раньше это нужно было делать не позднее 1 октября, то теперь появилась новая точка отсечения  25 октября. Не позже этой даты депутаты должны получить от Центробанка и проект основных направлений отечественной денежно-кредитной политики на ближайшие три года (данный документ разберем ниже).

Нынешняя версия документа  не окончательная, бюджет еще должны утвердить Госдума и Совет Федерации и подписать Президент. Проект бюджета за последние месяцы менялся несколько раз. «Несколько позиций еще, по всей вероятности, потребуют досогласования, выверки, но в целом исхожу из того, что проект бюджета находится в высокой степени готовности»,— заявил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев. Вместе с главным финансовым документом страны одобрен и обновленный макропрогноз Минэкономики на 2016-2018 годы. По нему ведомство в следующем году ожидает начала восстановительного роста экономики — на 0,7% ВВП (после падения на 3,9% в этого году).


7 октября 2015 года Минфин опубликовал бюджет на 2016 год для антикоррупционной экспертизы, хотя и в заметно урезанном виде. Итак, бюджет на этот раз сверстан, исходя из того, что санкции сохранятся и развиваться наша экономика будет в основном за счет собственных финансовых ресурсов. Бюджет сформирован исходя из $50 за баррель нефти и курса в 63,3 руб. за доллар. В итоге дефицит бюджета достиг 3% ВВП – предела, который Президент просил не превышать. А общие расходы бюджета повысились до 15,94 трлн руб., превысив уровень, предусмотренный в «Основных направлениях бюджетной политики».

Т а б л и ц а 1

Основные параметры бюджета (источник – Министерство финансов)

2014

2015

2016

трлн руб.

% ВВП

трлн руб.

% ВВП

трлн руб.

% ВВП

Доходы

14,5

20,3

13,25

18

13,58

17,3

в т.ч. нефтегазовые

7,43

10,4

5,9

8

5,9

7,5

ненефтегазовые

7,06

9,9

7,4

10

7,7

9,8

Расходы

14,83

20,8

15,38

20,9

15,94

20,3

Дефицит

0,335

0,5

2,13

2,9

2,36

3

Использование резервного фонда для финансирования дефицита

2,62

2,14

Резервный фонд на конец года

5,35

7,5

3,38

4,6

1,25

1,6

При прогнозируемой инфляции в 6,4% на конец 2016 г. расходы в реальном выражении в сравнении с 2015 г. будут ниже на 3,5%, доходы (13,57 трлн руб.) – на 3,4%. Дефицит бюджета будет почти полностью профинансирован из резервного фонда: из 3,4 трлн руб. средств фонда (на начало 2016 г., оценка Минфина) планируется потратить 2,1 трлн руб (таблица 1).

Правительство окончательно определилось с увеличением фискальной нагрузки на нефтегазовую отрасль, которая обсуждалась на протяжении последних месяцев. Формула расчета НДПИ для «Газпрома» будет изменена таким образом, чтобы бюджет дополнительно получил не менее 100 млрд руб.

Для нефтяников принято решение не снижать экспортную пошлину, как это предполагалось ранее. За счет этого государство получит порядка 200 млрд руб. Предполагается сохранение ставки экспортной пошлины на нефть на уровне 2015 года в 42% вместо запланированного снижения до 36%. В 2017 году, как ожидается, пошлина снизится до уровня, который и был заложен в первоначальном варианте налогового маневра, - до 30%.