Файл: Анализ проблем и путей решения российской финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы определяет то, что ключевую роль среди компонентов общественного сектора играет финансовая система государства и, прежде всего, централизованные финансы. Без эффективной организации финансовой системы, развития финансовых отношений с участием государства, его учреждений и организаций невозможно нормальное функционирование общественного сектора, удовлетворение потребностей граждан в общественных благах, развитие государственного предпринимательства, системы государственных инвестиций. невозможно укрепление экономической, социальной, политической безопасности страны.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты в области теории и практики функционирования финансовой системы нашли свое отражение в работах таких ученых-экономистов как Носова С. С., Абакумова О. Г., Войтов А. Г., Трошин А., Зайцев А. В., Киселева Е. А., Булатова А. С., Ивашковский С. Н.

Объект исследования – финансовая система как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса.

Предметом исследования являются финансовые отношения, определяющие структуру и направления развития региональной финансовой системы.

Цель курсовой работы состоит в характеристике финансовой системы России.

Задачи курсовой работы:

  • Определить содержание и цели финансовой политики;
  • Изучить структуру финансовой системы;
  • Рассмотреть налогово-бюджетную политику;
  • Изучить фондовый рынок как элемент финансовой системы;
  • Определить место страхования в финансовой системе государства;
  • Рассмотреть сущность и функции кредитной системы.

Теоретическую основу работы составили фундаментальные положения экономической науки опубликованные в научных изданиях.

Методы исследования:

  • изучение и обобщение научной литературы;
  • анализ и обработка изученного материала.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы данного исследования, дают возможность найти ответ на многие вопросы о действии финансовой системы, а также ее структуре. Изучение материала данного исследования может способствовать лучшему пониманию сути финансовой системы.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, и приложения.


Глава 1 Понятие финансовой системы РФ

1.1 Финансовая система как форма организации денежных отношений

В современной финансовой науке представлены различные подходы к интерпретации понятия «финансовая система». К наиболее распространенному из них относится определение финансовой системы как совокупности финансовых отношений, возникающих в связи с формированием, перераспределением и использованием фондов денежных средств государства, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. (Приложение А)

Истоки финансовой системы лежат в реальной экономической системе, состоящей из действующих и взаимодействующих участников воспроизводственного процесса и товарно/рыночных отношений. Формирование и развитие национальной государственной финансовой системы осуществляются государственными и муниципальными органами и направлены на:

  • формирование единых правил и порядка образования финансов, инструментов и механизмов движения финансов, а также правовое, институциональное и организационное обеспечение финансов;
  • регулирование макроэкономических процессов посредством инвестиционной, научно/технической, налоговой, бюджетной, кредитно-денежной политики;
  • государственную поддержку национального бизнеса, создание необходимых условий для включения национального бизнеса в международные экономические и финансовые отношения;
  • проведение комплексной социальной политики и обеспечение социальной стабильности;
  • финансирование государственных программ, проектов на федеральном и региональном уровнях.[10, с. 78]

Финансовая система как форма организации денежных отношений включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов:

  • государства и органов местного самоуправления;
  • хозяйствующих субъектов;
  • населения.

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.


Финансовые подсистемы можно также рассматривать в разрезе отдельных звеньев институциональной структуры общества: финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.

Финансы властных структур включают в себя государственные и муниципальные финансы. Они отражают формирование доходов и расходов органов государственной власти: федеральных, субъектов РФ и местного самоуправления. Таким образом, в целом финансы властных структур являются трехуровневыми, т. е. состоят из федеральных, региональных и местных финансов. На каждом уровне формируется соответствующий бюджет. Местные финансы подразделяются на финансы отдельных типов поселений, районов.

Федеральный бюджет РФ - важнейшее звено финансовой системы страны. Федеральный бюджет отражает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Аналогичную структуру имеют региональные и местные бюджеты.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Финансы властных структур включают также внебюджетные фонды, которые создаются федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых по строго целевому назначению.

В составе государственных внебюджетных фондов представлены:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Фонд обязательного медицинского страхования РФ. [8, с. 192]

Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также - для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Финансы властных структур включают в себя также государственный кредит. Под ним понимаются кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном в качестве заемщика.

Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы состоят из:


  • финансов коммерческих организаций;
  • финансов некоммерческих организаций;
  • финансов населения или домашних хозяйств.

1.2 Финансовая политика РФ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере финансов.

Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов.

Содержанием финансовой политики являются:

  • диагностика текущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе;
  • обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития финансов;
  • тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. [12, с. 101]

Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно/техническую политику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансовая тактика - это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.

Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отношений с мировой финансовой системой.

  • рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально/экономических сфер;
  • создание и совершенствование механизма финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  • создание эффективной системы государственного управления финансами.

Финансовая политика имеет специфический характер в каждой конкретной сфере регулирования финансовых отношений. Соответственно различают следующие виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная, политика в области международных финансов и др.


Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных институтов. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее из трех структурных элементов:

  • разработки концепции финансовой политики, т. е. определения основных целей и задач государства в сфере управления финансами;
  • создания финансового механизма реализации финансовой политики;
  • управления финансовой деятельностью, заключающегося в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

1.3 Структура финансовой политики

В структуре финансовой политики особая роль принадлежит финансовому механизму, представляющему систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы. Эти элементы финансового механизма используются при распределении и перераспределении финансовых ресурсов.

К числу конкретных элементов финансового механизма относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т. д. Все элементы финансового механизма можно разграничить на две группы в зависимости от способа их воздействия на финансовые отношения:

  • финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования;
  • финансовое регулирование, заключающееся в регламентации (через налоги, платежи, отчисления) распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например налоговый метод, платежи, отчисления. [5, с. 261]

По своим технологическим особенностям элементы финансового механизма подразделяются на ряд групп:

  • создание условий и предпосылок регулирования финансовой системы;
  • правовая регламентация финансовых отношений;
  • методы финансового прогнозирования и планирования;
  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • организация бюджетной системы;
  • организация рынка ценных бумаг;
  • государственный финансовый контроль;
  • государственное регулирование финансов предприятий;
  • прочие элементы финансового механизма.