Файл: Правовая природа опеки и попечительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1. Зарождение и возникновение института опеки и попечительства в России

1.2. Понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОПЕКЕ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей в России

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

3.1. Судебные разбирательства по проблемам сиротства и усыновления

3.2. Типовые судебные разбирательства по вопросам установления и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В тоже время, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», применяются правила международного договора.

Обращаясь к подзаконным актам, регулирующим институт опеки и попечительства, стоит отметить Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которым установлен порядок подбора, учета и подготовки граждан, желающих стать опекунами, попечителями, приемными или патронажными родителями. Кроме того определены правила создания приемной семьи, а также порядок контроля за условиями жизни и воспитания подопечных детей. Приведена форма ежегодного отчета опекуна или попечителя о хранении, использовании и управлении имуществом несовершеннолетнего подопечного.

Обращаясь к ведомственным актам, отметим Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», в соответствии с которым с 1 января 2008 г. органам государственной власти передаются полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в связи с чем приведены Рекомендации по организации и осуществлению указанной деятельности в субъекте РФ в отношении несовершеннолетних.

В том числе, разработаны предложения по таким вопросам, как структура и кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ, участие учреждений образования, социального обслуживания, здравоохранения, а также органов местного самоуправления в деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, организация работы по защите права ребенка на семью, по профилактике социального сиротства, по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих в РФ.


Также для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов РФ предложена модель закона субъекта РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ».

В соответствии с моделью закона на государственный орган опеки и попечительства субъекта РФ возлагаются: организация и методическое сопровождение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних; координация и контроль деятельности собственных территориальных органов; ведение регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В этой связи разработаны Положение о территориальном органе опеки и попечительства в муниципальном образовании субъекта РФ и Положение об отделе регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того начало 2013 года ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известного как «Закон Димы Яковлева», и Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». А в конце 2013 года Пленум ВС РФ принимает Постановление от 17 декабря 2013 г. № 37 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».

Таким образом, подводя итог, отметим, что институт опеки и попечительства регулируется целым комплексом нормативно-правовых актов, как международного уровня, так и на федеральном и региональном уровне. В том числе, к ним относятся: Конвенция о правах ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Среди подзаконных актов можно выделить следующие: Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление от 17 декабря 2013 г. № 37 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».


Кроме того, для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов РФ предложена модель закона субъекта РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте РФ. В этой связи разработаны Положение «О территориальном органе опеки и попечительства в муниципальном образовании субъекта РФ» и Положение «Об отделе регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей в России

Рассмотрев нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России, обратимся к изучению непосредственно правового статуса опекунов и попечителей в России, в том числе задач и полномочий, осуществляемых исследуемыми органами. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Так, органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

На основании представленных выше правовых актов, основными задачами органов опеки и попечительства являются:

- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[15].

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;


- установление опеки или попечительства;

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача в соответствии с законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах);

- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

С целью предотвращения всякой возможности злоупотребления интересами подопечных, опекунам и попечителям запрещено совершать сделки со своими подопечными, представлять их интересы при заключении сделок и ведении судебных дел с членами своих семей или иными своими родственниками. Совершение договора дарения от имени подопечного не допускается (ст. 37 ГК РФ). Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного[16].


Охрана имущественных прав всех подопечных предполагает не только бережное отношение опекуна и попечителя к их собственности, но и принятие мер к сохранности этого имущества. Опекун и попечитель должны и вправе распоряжаться этим имуществом, а также использовать полученные от управления этим имуществом доходы по назначению (приобретение продуктов питания, одежды для подопечного, на оплату коммунальных услуг, оплату в необходимых случаях отдыха, лечения, образования и т.п.)[17].

В целях более строгого контроля за охраной имущественных прав подопечных опекуны и попечители ни при каких условиях не могут самостоятельно заключать в отношении имущества подопечного сделки: требующие нотариального удостоверения (например, купли-продажи дома, квартиры, земельного участка и т.д.); связанные с разделом принадлежащего подопечному имущества или выделом принадлежащих ему долей в этом имуществе; по отчуждению принадлежащего подопечному имущества путем, например, его дарения или обмена; порождающие отказ от принадлежащих подопечному прав; по обмену жилой площади, сдаче ее внаем, в аренду; по передаче этого имущества в чье-либо безвозмездное пользование, в залог[18].

Приведенный перечень сделок, требующих предварительного согласия органов опеки и попечительства, исчерпывающим не является. Он касается всех подопечных, в том числе и воспитанников детских учреждений. Согласие на совершение таких сделок должны получить и родители как естественные опекуны своих детей. Отсутствие согласия опекуна (попечителя) на совершение перечисленных сделок дает основание для признания их недействительными[19].

ГК вводит новый вид договора - договор о доверительном управлении имуществом. В общей форме право собственника передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему) закреплено в ст. 209 ГК. Детальное регулирование института доверительного управления имуществом содержится в части второй ГК, в гл. 53, действие которой распространяется в том числе и на отношения по доверительному управлению имуществом подопечного, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа этих отношений[20].

Доверительный управляющий действует исключительно в интересах подопечного, и все поступления, полученные доверительным управляющим в результате использования имущества подопечного (плоды, продукция, доходы), принадлежат не ему, а только собственнику этого имущества, в данном случае - подопечному (договором может быть предусмотрено, что доверительный управляющий покрывает понесенные им расходы по управлению имуществом подопечного за счет части поступлений, полученных от использования этого имущества)[21].