Файл: Правовая природа опеки и попечительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1. Зарождение и возникновение института опеки и попечительства в России

1.2. Понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОПЕКЕ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей в России

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

3.1. Судебные разбирательства по проблемам сиротства и усыновления

3.2. Типовые судебные разбирательства по вопросам установления и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение таких дел имеет много особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;

2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;

3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки.

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении этого дела в зависимости от состояния своего здоровья.

Если суд примет решение о признании гражданина недееспособным, то это будет основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

Что касается установления попечительства над совершеннолетними гражданами, то над совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует.


Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом похож на порядок признания лица недееспособным.

Рассмотрим прекращение опеки и попечительства.

Так, опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в таких в случаях как:

1. Суд вынес решение о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

2. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Опекун (попечитель) могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

4. Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

6. Акт органа опеки и попечительства об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения возложенных на них обязанностей может быть оспорен лицом, в отношении которого он принят, в судебном порядке.


Кроме того, следует отметить, что недопустима приватизация жилого помещения, в котором проживал недееспособный гражданин, без его участия.

Так, обращаясь к судебной практике, в квартире проживали Борисов И. и его сын Борисов В. Решением народного суда Борисов И. в 1975 году признан недееспособным. Решением исполкома районного Совета народных депутатов Москвы в 1977 году его опекуном назначен сын Борисов В. С 1979 года Борисов И. находился на стационарном лечении в психиатрической больнице. На основании договора от 1 декабря 1992 г. Борисову В. (сыну) квартира передана в собственность в порядке приватизации одному, причем недееспособный отец в число собственников включен не был. После получения квартиры в собственность Борисов В. ее продал. Договор передачи жилья в собственность, а также все последующие сделки в этом случае ничтожны, и стороны подлежат возвращению в первоначальное положение.

Правовой институт усыновления является одной из основных гарантий соблюдения этого важнейшего права ребенка в случае утраты им родительского попечения. Пленум верховного суда РФ отмечает, что суды России в основном правильно, с соблюдением требований статей 124-144, 165 Семейного кодекса Российской Федерации и статей 269-275 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривают дела данной категории. Вместе с тем в связи с введением в действие с 1 февраля 2003 года Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с внесением изменений в семейное законодательство в судебной практике возникли вопросы, требующие разрешения.

Таким образом, подводя итог, отметим, что судебная практика, в том числе типовые судебные разбирательства по вопросам установления и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами представлена в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2011 года, и, разработанной, управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.

На основании данного обзора можно заключить, что обобщение судебной практики по спорам, связанным с воспитанием детей, показало, что судами в целом правильно и единообразно применяются нормы законодательства. При этом в качестве главной задачи разрешение спора о его воспитании. Вместе с тем при разрешении дел данной категории судами в ряде случае допускается нарушение законодательства, а также не всегда учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы в заключение необходимо отметить результаты исследования согласно поставленным цели и задачам работы.

Так, потребность развернутого правового регулирования отношений, связанных с опекой и попечительством над несовершеннолетними, породила существование целого института, история развития которого позволяет прийти к следующим выводам.

Институт опеки и попечительства, имеет глубокие корни в своем становлении и развитии, что отражено в закреплении исследуемых правоотношений в таких источниках права, как: Русская правда, княжеский и царский судебники 1497 и 1550 гг. соответственно, Соборное уложение 1649 г., указы Петра великого, Свод законов Российской империи 1832 г., а также кодифицированное советское гражданское и семейное законодательство.

В дореволюционной России долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены, взамен власти родителя, отца».

Значительным шагом в законодательном регулировании института опеки явилось учреждение сословных учреждений для осуществления опекунской деятельности при Екатерине II.

Процесс становления института опеки и попечительства в России фактически завершился в XIX в. Основания и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, оставались неизменными вплоть до 1917 г. Очередная и последняя попытка реформирования опекунского права была предпринята в 1915 г. Межведомственным совещанием под председательством министра юстиции И.Е. Ильяшенко, которая закончилась разработкой нового проекта опекунского устава. По проекту высшими опекунскими начальниками становились участковые мировые суды, а в качестве высших опекунских установлений - съезды мировых судей.

Опека над несовершеннолетними никогда не имела легального определения и всегда понималась как единый институт, объединяющий в себе как опеку над осиротевшими детьми, так и совершеннолетними, недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами. Однако опека над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, представляет собой способ защиты их прав, и, прежде всего, права на жизнь и воспитание в семье. Поэтому, несмотря на то, что назначение института опеки и попечительства менялось в зависимости от государственно-правовой политики в регулировании семейных отношений, назначение опеки над детьми остается неизменным – их семейное воспитание, в связи с чем, правовое регулирование этих отношений определяется семейным законодательством.


Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит в бессрочном характере правоотношений и, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) и сходство оснований отмены усыновления с основаниями лишения родителей родительских прав.