Файл: Правовая природа опеки и попечительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

1.1. Зарождение и возникновение института опеки и попечительства в России

1.2. Понятие, субъекты, формы и виды опеки и попечительства

ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОПЕКЕ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России

2.2. Правовой статус опекунов и попечителей в России

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СУДЕБНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОБЛАСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

3.1. Судебные разбирательства по проблемам сиротства и усыновления

3.2. Типовые судебные разбирательства по вопросам установления и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними и совершеннолетними недееспособными гражданами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Одна из важнейших задач этих органов - выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние, полностью дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.

Опека устанавливается над малолетними, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия. Опекун - законный представитель подопечного и совершает сделки от его имени и в его интересах (ст. 32 ГК РФ). Попечительство назначается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, и над дееспособными гражданами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (лица преклонного возраста, инвалиды).

Обращаясь к субъектам, то следует отметить следующие.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями[8].

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять:


- образовательные организации;

- медицинские организации;

- организации, оказывающие социальные услуги;

- иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти[9].

Далее обратимся к рассмотрению форм и видов опеки (попечительства) над несовершеннолетними.

Так, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» выделяет две следующие формы опеки (попечительства)[10].

- опека в общем порядке

- предварительная опека

В свою очередь опека в общем порядке различается на два вида: безвозмездная опека и опека по договору.

При установлении безвозмездной опеки (попечительства) основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (п. 6 ст. 11 Закона).

Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)[11].

Опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно[12].

Второй формой является предварительные опека и попечительство, которая регламентируется статьей 12 закона «Об опеке и попечительстве».

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[13].


Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом)[14].

Таким образом, подводя итог, отметим, что опека над несовершеннолетними никогда не имела легального определения и всегда понималась как единый институт, объединяющий в себе как опеку над осиротевшими детьми, так и совершеннолетними, недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами. Однако опека над несовершеннолетними, утратившими родительское попечение, представляет собой способ защиты их прав, и, прежде всего, права на жизнь и воспитание в семье. Поэтому, несмотря на то, что назначение института опеки и попечительства менялось в зависимости от государственно-правовой политики в регулировании семейных отношений, назначение опеки над детьми остается неизменным – их семейное воспитание, в связи с чем, правовое регулирование этих отношений определяется семейным законодательством.

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях принятия судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства. По достижении малолетним 14 лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении им 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит в бессрочном характере правоотношений и, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ) и сходство оснований отмены усыновления с основаниями лишения родителей родительских прав.


ГЛАВА 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОПЕКЕ ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

2.1. Нормативно-правовые акты регулирующие организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России

Рассмотрев опеку и попечительство, как правовой институт, обратимся к изучению законодательного регулирования отношений, возникающих при опеке или попечительстве в России, в том числе к установлению нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность органов опеки и попечительства в России.

Так, уполномоченные органы в сфере опеки, попечительства и патронажа руководствуются в своей организации и деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Обращаясь к последним, то следует отметить Конвенцию о правах ребенка, принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года N 1559-I), которой провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания (абзац шестой преамбулы Конвенции).

Среди федерального законодательства ведущее место занимают Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», и, принимаемыми в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Остановимся более подробно на рассмотрении Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Так, Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.


Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Кроме того, особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Так, семейный кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным началам (принципам) семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка (пункт 3 статьи 1) и закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (пункт 2 статьи 54).

Также институт опеки и попечительства регулируется законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению и по вопросам, не урегулированным непосредственно Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону «Об опеке и попечительстве».