Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Рынок труда и его особенности с точки зрения теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На фоне общего роста потребности в кадрах в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается рост потребности в работниках с начальным профессиональным образованием – на 3,2%, в специалистах со средним профессиональным образованием – на 25,8%, и, наоборот, снижение потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием – на 10,7%.  Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу городских рынков труда: на 2016 год доля г.Орел и г. Ливны в общей потребности составляет 63,5% (50,5% - г.Орел, 13% - г. Ливны), на 2017 год – 68% (56,4% - г.Орел, 11,6% - г. Ливны). Городские рынки труда также предъявляют спрос на более квалифицированную рабочую силу. Так, по специальностям высшего профессионального образования доля г. Орели г. Ливны в общей потребности в специалистах с высшим образованием на 2016 год составляет 64,5% (46,3% - г. Орел, 18,2% - г. Ливны); на 2017 год - 67,3% (48,0% - г. Орел, 19,3% - г. Ливны). По профессиям и специальностям высшего профессионального образования наиболее востребованные в 2016 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. На долю этих пяти специальностей приходится почти 60% всей потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием на 2016 год.[40] Всего специалистов 46 из 58 высшего образования, в . По и среднего образования востребованы (торговый ), оператор (, станков т..), электрик/, наладчик, , кассир, , технолог, долю специальностей 72,5% потребности специальностях профессионального . Всего специалисты 36 44 специальностей профессионального , представленных анкете. профессиям специальностям профессионального наиболее швея, (автомата, линий, комплексов т..), водитель, , электромонтер, , станочник, , фрезеровщик, , механизатор, , сварщик, -сантехник, их приходится 51% в с профессиональным . Всего работники 148 профессиям специальностям профессионального из 241, в . В 2017 году по специальностям высшего профессионального образования наиболее востребованная пятерка специальностей не изменилась по сравнению с 2016 годом: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер, однако доля этих специальностей в общей потребности в специалистах с высшим профессиональным образование сократилась до 57,4%. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, кассир, бухгалтер, мастер, лаборант, на долю этих специальностей приходится 80,8% потребности в специалистах со средним профессиональным образованием.[41] По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), слесарь, водитель, электромонтер, станочник, токарь, тракторист, фрезеровщик, газоэлектросварщик, ремонтник, механизатор, продавец, наладчик, на долю этих профессий приходится 60,4% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием.  По специальностям среднего профессионального образования в 2017 году по сравнению с 2016 годом отмечается значительный рост потребности в агентах (в т.ч. рекламных)/торговых представителях – в 2 раза, кассирах – на 96%, наладчиках – на 15%, операторах (линий, станков и т.д.) – на 13,5%. По специальностям начального профессионального образования увеличивается потребность в сборщиках – на 50,5%, электромонтажниках - на 51%, ремонтниках – на 31,4%, рихтовщиках – на 26,8%, штамповщиках – на 21,5%, токарях - на 20%, слесарях по ремонту автомобилей – на 19,2%, шлифовщиках – на 16,5%, монтажниках – на 16,2%, малярах – на 13,8%, наладчиках – на 13,6%, станочниках – на 13,1%, фрезеровщиках – на 6%. минимум Орло области второй 2016г. в с законом « прожиточном в Федерации», Орло области « порядке величины минимума Орло области».[42]   величины минимума на состава норм товаров услуг, Законом вской от 5 2016 г. №42- «О корзине Орло области», территориального Росстата Орло области уровне ских в , мае, 2016 года.   прожиточного в на населения еличилась втором 2016г. сравнению первым 2016г. 28 р или 0,95% и 4971 рубль. При этом стоимость набора продуктов питания потребительской корзины увеличилась на 0,4%, минимального набора непродовольственных товаров - на 2,1%, минимального набора услуг – на 0,9%. Расходы по обязательным платежам и сборам выросли на 1,6%. В результате, по сравнению с первым кварталом несколько изменилась структура прожиточного минимума. Доля стоимости набора продуктов питания составила 41,7% (-0,2%) от общей величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, набора непродовольственных товаров - 17,6% (+0,2%). Не изменились доля стоимости набора услуг - 34,3% и доля обязательных платежей и сборов занимает 6,4%. К уровню первого квартала 2016 г. прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 101,1%, для пенсионеров – 100,7%, для детей – 100,8 %. Среди городов и районов Орловской области самые низкие величины прожиточного минимума на душу населения во втором квартале 2016г. сложились в Шаблыкинском (4541 руб.) и Ливенском (4550 руб.) районах. Наиболее высокие величины прожиточного минимума на душу населения за отчетный период сложились в г. Орел (5002 руб.), г. Дмитровске (4921 руб .[43] 14 февраля 2017 года в Управлении по труду Орловской области состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Проблемы и пути их решения при сертификации работ по охране труда в Орловской области» с участием представителей государственной инспекции труда, Фонда социального страхования, федерации отраслевых профсоюзов, руководителей органов по сертификации и аккредитованных в системе ССОТ испытательных лабораторий, а также организаций оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда. В Орловской области при активном содействии Управления по труду создана организационная структура сертификации по охране труда. Государственную аккредитацию в системе сертификации работ по охране труда (СООТ) в Москве получили:  - 3 органа по сертификации: ООО «Фаворит», ООО «Эксперт-центр», НП «Орловской областной учебно-методический центр охраны труда»; - 3 испытательных (измерительных) лаборатории: ООО «Фактор», ООО «Эксперт-центр», Испытательный лабораторный центр ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области».[44] Еще один центр ООО «Техноритм» на базе бывшего Железнодорожного центра санитарно- эпидемиологического контроля подал заявку на аккредитацию органа по сертификации и испытательной лаборатории. 14 экспертов по сертификации прошли аттестацию в аккредитованных центрах. На заседании приняты решения:  


- о создании Советов при органах по сертификации, в состав которых необходимо включить представителей органов исполнительной власти, надзора и контроля в сфере трудовых отношений, профсоюзных органов;

- о проведении тематических семинаров и совещаний по актуализированной тематике;

- о своевременном информировании работодателей о выделении средств из бюджета Фонда социального страхования, в рамках финансирования им предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- о сроке действия сертификатов безопасности с учетом завершения аттестации рабочих мест по условиям труда.

по Орловской в с Трудового РФ Государственная условий . За 2016 проведены 215 , из : - 117 - проектов новых реконструируемых , 61 из с были возвращены доработку;  - 13 - по обследования и труда осуществлении деятельности, - 12 - запросу органов, и для вопроса отнесении труда вредным опасным представления связи этим и .[45] Проведена судебно-техническая экспертиза условий труда и принято участие в 9-и судебных заседаниях о предоставлении досрочной трудовой пенсии на льготных условиях работникам с вредными условиями труда.  - 73 - экспертизы качества аттестации рабочих мест по условиям труда. За 2016 год специалисты Управления по труду приняли участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве в 58 организациях.  В течение 2016 года продолжалась работа по совершенствованию системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников организаций области. 14 обучающим организациям осуществляют обучение руководителей и специалистов организаций области по вопросам охраны труда.  Управлением по труду проверено качество обучения в 4 обучающих организациях. Областной аттестационной комиссией проведена проверка знаний 12 преподавателей обучающих организаций, центров охраны труда. Организовано обучение глав и специалистов поселковых и сельских советов муниципальных образований, обучено 83 человека (в 2015г – 43 чел.). Всего обучено 8417 человек (2015г. – 8104 человека). За счет привлеченных средств Фонда социального страхования в сумме 2,698 млн. рублей в области обучено 1900 человек: специалистов по охране труда, руководителей бюджетных организаций, работников сельского хозяйства, а также другой категории работников.[46]



       


       2.3 Программа содействия занятости населения Орловской области на 2016-2018 г.г

О результатах исполнения государственной программы «Содействие занятости населения в Орловской области» в 2018 году и перспективах на 2019 год проинформировал начальник областного Управления труда и занятости Анатолий Майоров на заседании регионального Правительства 4 марта.

По состоянию на 1 января прошлого года количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения области, составило 4,4 тысячи.

В целях реализации задач, относящихся к сфере социально-трудовых отношений, Управлением по труду Орловской области в 1 квартале 2016 года подготовлены следующие нормативные документы:

- Закон области 09.03.2016 г. №20- «О изменений Закон овской «Об трехсторонней по социально- отношений»;

- Орловской от 09.03.2016 . №21-ЗО « территориальных комиссиях регулированию -трудовых »;

- Закон области 05.04.2016 г. №42- «О корзине Орл области»; - Губернатора области 23.01.2016 г. №6 « прожиточном в овской за квартал 2015 »;

- п Правительства овской от 27.03.2016 . №85 «Об и месячника труда»;

- остановление Орл области 27.03.2016 г. №83 « областной комиссии охране » - подготовлены Правительства овской «О по труда государственных бюджетной »;

- постановление Орл области « проведении конкурса « производства, социальная – основа социального ;

- методические по нормативных , регулирующих трёхсторонних муниципальных .[47]

Очевидно, что повышение уровня жизни населения напрямую связано с увеличением заработной платы. Определённые позитивные изменения в этом направлении произошли. Об этом свидетельствуют следующие данные. Если на 1 января 2016 года оплата труда в целом по области была 15420 рублей, то на 1 марта 2016 года заработная плата выросла до 15724,7 рублей, т.е. рост на 105%. Рост заработной платы отмечается как в бюджетном, так и во внебюджетном секторе экономики.[48] В секторе наибольший заработной за -февраль в и социальных и 112,3%, в – рост 109%, культуре спорте - на 105,7%. не , мы , что у бюджетной всё существенно размерам труда производственной . Вы , что 1 мая 2016 тарифные бюджетников индексироваться 15% и 1 октября – 11%. В , общий повышения платы работников сферы 26,75%. Помимо этого, Правительство области изыскивает возможность повысить оплату труда у бюджетников. целях единых к заработной работников учреждений разработки положений оплате была работа комиссии разработке экспертизе положений оплате .[49]


В течение 1 квартала состоялось 5 заседаний комиссии, на которых рассматривались вопросы о системе оплаты труда работников бюджетной сферы в 2016 году, о повышении оплаты труда работников бюджетной сферы в 2016 году, о ходе разработки отраслевых положений. 17 марта положения были утверждены соответствующими постановлениями на заседании . В отраслевых нашли следующие : отнесение разрядам труда сетки оплате должностей профессий отрасли, тарификации , присвоения разрядов, и повышения ставок () за в условиях, и стимулирующих компенсационных , порядок работников, профессионального работы, оплаты высококвалифицированных , занятых важных ответственных .[50]

В целом, принятые положения законодательно закрепили применяемые на практике нормативные правовые акты по организации и оплате труда работников бюджетной сферы. Кроме того, в положениях закреплено право руководителей бюджетных учреждений в пределах утвержденных средств на оплату труда устанавливать различные виды доплат и надбавок Это на каждого учреждения бюджетные внебюджетные средства целях уровня платы . Во секторе основной в 1-го были доведения уровня труда уровня минимума. этой Управлением труду проводится уровня заработной в внебюджетного экономики. , несмотря принимаемые , анализ , что месяца месяц предприятий - лиц заработной ниже минимума на 30% и этих практически меняется. Основную долю (свыше 50%) из них составляют предприятия сельского хозяйства, по 15-20% - предприятия промышленности и торговли. разрезе образований январе .г. по средняя плата крупным сред предприятиям в .г. – 6899 руб., Ливны – 6448 , из районов; Ливенском – 5293 ., и – 5191 руб. , в же образованиях самая покупательная заработной . сожалению, сегодня и факт, многие уверены, они право от любую за на уровне плату. осознаётся необходимость гарантий по его затрат. и стороны образований отношению работодателям активной позиции вопросе уровня труда. результате заработная в не стимулирующее и влияет мотивы ния деятельность .[51]

Особого внимания требует оплата труда наёмных работников у индивидуальных предпринимателей – работодателей, у которых среднемесячная заработная плата ниже уровня ПМ на начало года имела место практически у 80% наёмных работников. Проводимая по уровня труда первом дает положительные . В по индивидуальными было с доведения ПМ платы 2700 наемным . Практически регистрируются с ниже в . Орел, , Д. В , за квартал наемных с выше составила 56% общего работников, у – работодателей. целом области - 64,9 %, .е. работников ИП - с выше увеличилось 15%. Однако отдельных образованиях процесс не устойчивого . Особенно заработная работающих индивидуальных в , Шаблыкинском . На заседаниях комиссии укреплению оплаты чётко срок работы перерегистрации муниципальными у до 1 . Но, не , отдельные муниципальных пока не активизировать работу. этом необходимо недостаточную в , Шаблыкинском, , районах. , с 10 14 апреля Хотынецком перерегистрировали 4 договора, то как 73% наёмных заработная ниже ; В районе одного 73% наёмных с ниже , в районе – одного 55% с ниже .[52] Ситуация с низким уровнем доходов и заработной платы в отдельных муниципальных образованиях усугубляется задолженностью по заработной плате. Общий размер просроченной задолженности по заработной плате в целом по области на 1 апреля составил 134,4 млн.рублей, что на 1,9 млн.рублей или 1,5% выше уровня задолженности на 1 января т.г.[53] целом 1 квартале .г. по плате в января- и в марта снизилась 14,7 млн.. или 10%. 52% (69,7 .руб.) долгов – задолженность сельского . Полностью долги заработной у бюджетных . Среди образований задолженность заработной на 1 полностью в . Барыше, , Барышском Тереньгульском . За месяца .г. по плате целом снижена всех образованиях, Радищевского, , Кузоватовского, , Мелекесского, районов гг. и . Наибольшее задолженности место Новодеревеньковском ( 64%), Николаевском ( 63%). Ежемесячно долги зарплате работниками Сенгилеевского ( 31%) и (на 22%) . Вместе тем, задолженности в (в 2,7 ), г. (в 1,7 ), Шаблыкинсокм ( 59,7%) и (на 32,5%) . По-, «лидерами» размеру из районов Чердаклинский (14,1 .руб.) Цильнинский (10 .руб.) . Только апрель Чердаклинском долги зарплате только снизились, и на 711 .руб. 5,3%. Анализ в отдельных показывает, из в в должников одни те организации. отдельным образованиям предприятий, имеют не , а Так, в Кузоватовском районе на 1 января таких предприятий было 19, то на 1 апреля их стало 28 Ещё хуже ситуация с выплатой задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах.[54]


По состоянию на 1 января таких организаций было 55 и на их долю приходилось 48,9 млн.рублей (36,9%) от всей задолженности в целом по области, на 1 апреля – 51 организация и 46,5 млн.рублей или 34,6% от общего размера задолженности. В свою очередь, из них на предприятия в последней стадии банкротства (конкурсное производство) приходилось свыше 75% долгов – 35,1 млн.рублей, на предприятия с внешним управлением и наблюдением – 11,4 млн.рублей. Наибольшее количество несостоятельных организаций, имеющих долги по заработной плате, приходится на Новомалыклинский, Орловский и Ливенский районы и г. Орел. В и районах предприятия- приходится 80% из задолженности. течение -марта по по -банкротам снижены целом 4,6 млн., в .ч.: ФГУП « «УМЗ» - 2 млн.., ОАО «» - на 1,5 .руб., «Иштекс» - 252 тыс. (с 2,9 2,7 млн.), в МСО № 51 – 317 тыс., МУУП «» - на 262 .рублей., «Орловский » (на 297 .руб) др. не задолженность течение 3- месяцев ЗАО «» Чердаклинского -на, «Домостроитель», «Водстрой», «Белый », ООО «-100». Не не , но увеличились по в «Орел» (на 266 .руб), «Завод «» - на 2,3 .руб. связи начислениями пособия сокращении . Необходимо и факт, конкурсная для задолженности не 30% предприятий- . Надо , что с управляющими вопросу задолженности этих действительно затруднена.[55]

Несовершенство закона «О банкротстве» этому содействует, когда конкурсные управляющие подотчётны только арбитражному суду. И порой бывает даже очень трудно получить первичную информацию. Кроме того, у самих конкурсных управляющих много времени уходит на оформление правовой документации по установлению права собственности на землю и имущество. И этот процесс затягивается на годы. Бесконтрольность за работой арбитражных управляющих приводит и к нарушениям с их стороны. Но неоднократно вопрос необходимости своей организации управляющих, до пор этом ничего сделано.[56] И при таких темпах снижения задолженности по заработной плате на предприятиях – банкротах, в том числе и в сельском хозяйстве, уже можно спрогнозировать, что до конца года задолженность ликвидировать не удастся, если не будут приняты кардинальные меры. инструментом работе повышению заработной , как предприятиях, и занятых ИП, задолженности заработной является областной по дисциплины труда. январе - текущего проведено 19 областной по дисциплины труда, них 15 совместно районными по дисциплины труда. заседаниях были отчеты 175 организаций городах , Ливны Мценск, , Хотынецком, районах общего рассмотренных по задолженности – 37, вопросу уровня платы – 138 . В проведенной , из 138 организаций уровню труда, плата практически всех , в числе до прожиточного – 93 организации 1300 работникам. 37 рассмотренных по задолженности – 13 предприятиях ликвидирована : ГП « ЛМЗ», «Центр », ОАО , ОАО Авторемонтный », ОАО «Стройдеталь» .Орел, , «Луч» района, «Теплосеть енского , ФГУП -8 Ко района. срок 1 апреля выполнили комиссии ликвидации по плате 2 предприятия ( «Орловский », г., ООО «» Хотынецкого ). В за период и комиссиями укреплению оплаты проведено 155 , на были отчеты 524 организаций 537 индивидуальных . Положительный дала комиссии укреплению оплаты в .г. митровск, ,Орловском, , Новодеревеньков районах.