Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Теоретические и диагностические вопросы корпоративной культуры организации
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры. Документы, регламентирующие корпоративную культуру
1.2 Структура корпоративной культуры
1.3 Ценности и антиценности корпоративной культуры
2. Управление как основной фактор построения корпоративной культуры организации
2.1 Теоретические аспекты управления корпоративной культурой
По нашему мнению, сложившаяся ситуация, как это ни парадоксально, – результат слишком активных усилий руководителя за короткий срок (организации 2 года) сформировать зрелую корпоративную культуру. Малый размер организации создал впечатление, что достаточно обсудить и зафиксировать некие лозунги – правила и корпоративная культура будет сформирована. Поэтому были приняты Кодекс и отдельно Правила Клуба, часть норм зафиксирована в Уставе Клуба.
Для решения поставленных задач мы предлагаем: – отказаться от дальнейшего декларирования норм и правил; для работы Клуба достаточно тех, которые уже зафиксированы; – сделать культуру Клуба более откры- той, более терпимо относиться к отклонениям (субкультурам); ставить во главу угла профессионализм и креативность, а не преданность Клубу; – сделать процедуру приема на работу более формальной и основанной на оценке профессиональных качеств; – сделать процедуру принятия решений, поощрения и наказания более прозрачной, снизить ее субъективизм.
В целом для преодоления негативных тенденций изменения корпоративной культуры российских предприятий нами были сформулированы следующие рекомендации: – использовать архитектурный подход в управлении корпоративной культурой; – при формировании корпоративной культуры учитывать мировой опыт, национальные особенности, а также индивидуальные особенности организации; – отказаться от планирования «худших сценариев»; четко разделять факторы внешней и внутренней среды, на которые нельзя и на которые можно повлиять; включить в корпоративную культуру нормы терпимости к неопределенности; – включить в корпоративную культуру нормы деловой этики; – рассматривать экономический кризис не как трагедию, а как вызов, который позволяет сплотиться и активизировать инновационный потенциал организации; включить это представление в нормы корпоративной культуры; – сделать организации достаточно открытыми, что позволит гибко реагировать на вызовы внешней среды.
Заключение
В литературе существует довольно много определений понятия «корпоративная культура». Обобщая представленные трактовки и учитывая ожидания современного менеджмента, корпоративную культуру можно определить как стиль поведения, принятый в компании. Это система нематериальных детерминантов, определяющих действия любого сотрудника компании. В первую очередь в нее входят система ценностей, нормы поведения, а также выделяют и наиболее явные ее элементы: традиции, герои, легенды, символы, праздники, ритуалы, язык. В современных условиях крупные предприятия функционируют и развиваются как сложный организм, жизненный потенциал которого обеспечивает корпоративная культура.
Под корпоративной культурой обычно понимается культура корпорации, т. е. объединения людей в рамках одной компании (организации). Исследователи полагают, что каждая организация обладает своей, часто стихийно сложившейся, корпоративной культурой, которая носит тотальный характер, проявляется в малейших деталях и, являясь неосознанной, крайне сложно поддается изменениям. Корпоративная (организационная) культура может определяться и как набор наиболее важных положений (set of shared assumptions), принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что элемент корпоративной культуры - человеческие ресурсы, обладая цикличностью и расширенностью воздействия (воспроизводства), адаптирует нового работника к компании и переводит его в категорию человеческих ресурсов организации. Эмпирическое исследование показало, что человеческие ресурсы (элемент корпоративной культуры) в адаптации новичков к организации играют приоритетную роль, потому что первыми «запускают» механизм социальной адаптации и являются необходимым условием для ее актуализации. На основании результатов эмпирического исследования сделаны выводы о том, что различие в силе и селективности влияния корпоративной культуры на сотрудников обусловлено рядом факторов: возрастом, уровнем образования, тендерным признаком, социальным положением, жизненным опытом и т.п.
В целом для преодоления негативных тенденций изменения корпоративной культуры российских предприятий нами были сформулированы следующие рекомендации: – использовать архитектурный подход в управлении корпоративной культурой; – при формировании корпоративной культуры учитывать мировой опыт, национальные особенности, а также индивидуальные особенности организации; – отказаться от планирования «худших сценариев»; четко разделять факторы внешней и внутренней среды, на которые нельзя и на которые можно повлиять; включить в корпоративную культуру нормы терпимости к неопределенности; – включить в корпоративную культуру нормы деловой этики; – рассматривать экономический кризис не как трагедию, а как вызов, который позволяет сплотиться и активизировать инновационный потенциал организации; включить это представление в нормы корпоративной культуры; – сделать организации достаточно открытыми, что позволит гибко реагировать на вызовы внешней среды.
Библиография
- Актуальные проблемы управления персоналом: учебник для вузов.- под ред. Платонова Ю.П. – [Текст].- СПб.: Делком. - 2013.- 346с.
- Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура»[Текст]. - М., 2012. – 110с.
- В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки. – под ред. Т.Питерса, Р.Уотермана мл.-[Текст]. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 528с.
- Иванова С. Корпоративная культура - эффективное средство мотивации сотрудников. // Иванова С./ Служба персонала, 2013. №9.
- Кибанов, А.Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие для вузов - [Текст]. - А.Я. Кибанов, Г.А. Мамер-Заде, Т.А. Родкина. – М.: Экзамен, 2014. 375с.
- Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие / Авт.-т сост. Т.А. Лапина.[Текст]. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. – 96с.
- Корпоративная культура: учебник, под ред. Т.Н. Персиковой. [Текст]. - М.: Логос, 2011. - 288с.
- Крюкова Е. Что такое корпоративная культура/ Е. Крюкова // Обучение за рубежом [Текст]. 2012. №2. – 54–56с.
- Кубанейшвили А. Преобразование компании – начните с корпоративной культуры / А. Кубанейшвили // Управление компанией. 2011. № 1. – 20–23с.
- Лазарев С. Система ценностей каждой организации / С. Лазарев // Служба кадров. 2012. № 7. – 94–96с.
- Масютин С. А. Корпоративное управление: опыт и проблемы[монография]. – М.: ООО «Финстатинформ», 2013. – 280с.
- Организационная культура и её особенности в государственных учреждениях: учебно-методическое пособие.- [Текст]- под ред. Малахай С.Н., Родченко И.Г. - Донецк, 2013 - 14с.
- Организационная культура: учебное пособие, под ред. Стекловой О.Е. - [Текст]. - Ульяновск: УлГТУ,2012.- 127с.
- Причина О.С. Корпоративная культура, управление инновационным потенциалом экономических систем: Дис. д-ра экон. наук: 08.01.05. - Ставрополь, 2012. - 175с.
- Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство: Учебное пособие[Текст]. - СПб.: СПбУЭФ,2014, 68 c.
Приложение А
Приложение Б
Типы культуры организации Ч.Хэнди
-
Кармин А.С. Культура социальных отношений. [Текст]. - Спб.: Лань,2010. - 27с. ↑
-
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. [Текст]. - М.: Мысль,1983. - 68-69с. ↑
-
Рюттингер Р. Культура предпринимательства. [Текст]. - М.: ЭКОМ, 2012. – С.53. ↑
-
Причина О.С. Корпоративная культура, управление инновационным потенциалом экономических систем: Дис. д-ра экон. наук: 08.01.05. - Ставрополь, 2002. - 6с. ↑
-
Управление персоналом организации: учебник.[Текст]./Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра –м, 2010. - 515с. ↑
-
Большой психологический словарь [Текст]. / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2013. - 67с. ↑
-
Перелыгина Т.А. Лингвосемиотические особенности репрезентации концептосферы Corporate Culture в современном англоязычном дискурсе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Белгород, 2011.- 24 с. ↑
-
Маслова В.А. Homo lingualis в культуре. - М.: Гнозис, 2012. С.167. ↑
-
Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: Монография. – М.: Гнозис, 2005. С.176. ↑
-
Харченко Е.В. О влиянии корпоративной культуры на взаимодействие в организации / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: электр. журнал науч. публикаций, 2014. С.142. ↑
-
Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс. 2005. С.212. ↑
-
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб: Издательство «Питер». 2010. С.315. ↑
-
Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М.: Альфа-Пресс. 2005. С.340. ↑
-
Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления. А.Н. Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев. СПб.: Гуманистика, 2011. С.213. ↑
-
Шпотов Б.М. Деловая этика и менеджмент: проблемы взаимодействия.// Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. – С. 29 ↑
-
Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». – М., 2014. С.112. ↑