Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Основные теоретические подходы к изучению корпоративной культуры
1.2. Типологии корпоративной культуры
1.3. Формирование и функции корпоративной культуры
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС»
2.1 Характеристика деятельности компании ООО «Прогресс»
2.2. Исследование построения корпоративной культуры в компании ООО «Прогресс»
2.3. Исследование и анализ корпоративной культуры ООО «Прогресс»
Блок 1. Удовлетворенность работой
Анализ ответа на вопрос: Какие льготы Вы бы еще хотели получать в дополнение к заработной плате?
Успех в бизнесе предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации. Могут возникать такие ситуации: игнорируется культура, которая мешает эффективному выполнению выбранной стратегии. Возможен вариант, когда система управления подстраивается под существующую в организации культуру, или делается попытка изменить культуру в соответствии с выбранной стратегией. Есть вариант, когда стратегия может подстроиться под существующую культуру. Ценности организации являются ядром корпоративной культуры, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.
Организационные ценности и нормы, с точки зрения консультантов по управлению и корпоративной культуре, могут включать в себя, например, следующее:
- обращение с людьми;
- организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);
- стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный или сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);
- процессы принятия решений;
- характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);
- пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций и т.д.)[16].
Подводя итоги, можно сказать, что главными элементами корпоративной культуры, большинство авторов называют человеческий фактор. Уделяют внимание лояльности работника к фирме, набору традиций, призванных укреплять внутреннюю структуру организации.
Корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность компании. Значение корпоративной культуры, её функции для развития любой организации определяются рядом обстоятельств.
Во-первых, она придает сотрудникам корпоративную идентичность, определяет внутригрупповое представление о компании, являясь важным источником стабильности и преемственности в организации. Это создает у сотрудников ощущение надежности самой организации и своего положения в ней, способствует формированию чувства социальной защищенности.
Во-вторых, знание основ корпоративной культуры своей компании помогает новым работникам правильно интерпретировать происходящие в организации события, определяя в них все наиболее важное и существенное.
В-третьих, внутрикорпоративная культура, более чем что-либо другое, стимулирует самосознание и высокую ответственность работника, выполняющего поставленные перед ним задачи. Признавая и награждая таких людей, корпоративная культура идентифицирует их в качестве ролевых моделей (образцов для подражания).
Тема корпоративной культуры вызывает большой интерес исследователей не только в силу особого, междисциплинарного положения, но и в силу высокой практической и экономической значимости для жизнедеятельности компаний, фирм, других организаций. Причем, с одной стороны, она изучается учеными совершенно разных направлений - психологами, социологами, экономистами, специалистами по управлению и др., а с другой стороны - разрабатывается практиками - сотрудниками специализированных фирм, руководителями отделов по управлению персоналом, различного рода консультантами.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний – организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.
Наиболее близкое нам определение корпоративной культуры подразумевает систему ценностей организации, воплощенных в различных сторонах ее деятельности (микроклимат, атмосфера, стиль руководства и ведения бизнеса, нормы и правила, производственные традиции и т. д.).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС»
2.1 Характеристика деятельности компании ООО «Прогресс»
ООО «Прогресс» - общество с ограниченной ответственностью. Это крупная торговая компания, основанная в 1995 году. Численность работающих данной компании более 200 человек. Предприятие занимается розничной торговлей продуктов питания. ООО «Прогресс» - сеть магазинов довольно устойчивые позиции на рынке Тулы.
История компании началась в 1992 году с открытия первого магазина. На тот момент магазины современных форматов розничной торговли продуктами питания только появлялись и были в новинку покупателям, однако интерес к ним рос. Именно поэтому было принято решение об открытии первого супермаркета, который должен был отличаться широким ассортиментом, представленном на относительно небольшой торговой площади, и высоким уровнем обслуживания.
К 2017 году было открыто 4 супермаркета. В том же году было принято решение объединить данные магазины под единой концепцией бренда, провести реинжиниринг бизнес процессов и позиционировать сеть в формате премиум. Параллельно с работой над визуальной концепцией бренда менеджментом сети были формализованы Миссия и Ценности компании, прописаны основные политики сети: ассортиментная, ценовая, закупочная, кадровая. В результате предпринятых действий, сеть стала развиваться в рамках единой маркетинговой, ценовой, мерчандайзинговой, закупочной, операционной и кадровой политики, а также единого внутрифирменного стиля.
Корпоративная структура ООО «Прогресс» имеет следующий вид (рисунок 1).
Собрание учредителей
Региональные представительства
Региональные представительства
…
Филиал
Филиал
…
Региональное отделение
Региональное отделение
…
Рис. 1. Структура ООО «Прогресс»
Нами была выбрана организация, занимающаяся розничной торговлей продуктами питания. В составе организации имеются 4 супермаркетов, в которых заняты около 250 работников. Персонал компании – это группа людей в возрасте от 18 до 50 лет. Средний возраст сотрудника «Прогресс» - 28 лет. В организации, в основном, женщины. 80% сотрудников – иногородние, снимающие в г. Туле жилье. Почти 60% сотрудников имеют высшее образование.
В нашем исследовании был задействованы сотрудники одного из супермаркета компании. В исследовании приняли участие 51 человек, представители самых различных должностей.
Практическую работу по созданию, поддержанию и развитию корпоративной культуры осуществляют три категории специалистов. Прежде всего - это руководители супермаркетов - именно они являются основными носителями, создателями культуры. Кроме них, работы, связанные с корпоративной культурой осуществляют специалисты-профессионалы - менеджеры. К третьей категории можно отнести работников торгового зала супермаркетов. Именно транслируют культуру людям. Развитием и поддержанием корпоративной культуры непосредственно занимаются генеральный директор.
Одним из конкурентных преимуществ ООО «Прогресс» является наличие сильной корпоративной культуры, сложившейся внутри коллектива сети с момента ее основания. Каждый сотрудник, попадающий в ООО «Прогресс», имеет возможность полностью сконцентрироваться на выполнении своих прямых обязанностей и гордиться самим фактом работы в Компании. Ценится и поддерживается стремление к развитию, готовность и открытость новому, и предоставляются широкие возможности для профессионального обучения и роста. Кадровая политика ООО «Прогресс», полностью соответствует всем законам и нормам Российского законодательства. Все сотрудники сети работают на основании Трудовых договоров.
2.2. Исследование построения корпоративной культуры в компании ООО «Прогресс»
Процесс формирования корпоративной культуры связан с установлением определенного типа отношений между членами организации, а также между ними и внешней средой. Это нахождение способов совместной работы и сосуществования. На данном этапе руководителю необходимо поработать над формированием следующих элементов корпоративной культуры.
Первый блок этих элементов связан с внешней адаптацией. К ним относятся следующие составляющие.
1) Миссия компании ООО «Прогресс» (ее основное предназначение): зачем мы нужны обществу
2) Будущее компании ООО «Прогресс»: что будет через год, пять лет, десять
3) Цели компании ООО «Прогресс», отражающие миссию: как мы будем идти в наше будущее, т.е. конкретные шаги в реализации миссии и выбор стратегии достижения этих целей.
4) Клиенты компании ООО «Прогресс»: для кого работает компания
5) Партнеры компании ООО «Прогресс»: вместе с кем предстоит работать во внешней среде
Второй блок элементов связан с внутренней интеграцией.
На формирование корпоративной культуры, её содержание и отдельные параметры влияют ряд факторов внешнего и внутреннего окружения.
Анализ факторов формирования корпоративной культуры показывает, что последняя является предметом развития и изменений в течение всей жизни организации. При этом в силу «глубинности» базовых предположений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно. Построение корпоративной культуры, вращивание основных её элементов в психологию персонала требует от администрации, руководителей разных рангов ничуть не меньше усилий, чем, скажем, внедрение новой технологии или проведение структурных преобразований.
В компании ООО «Прогресс» построение корпоративной культуры велось с первого дня её создания. Закладывались организационные ценности, стандарты поведения, регламентирование различных ситуаций.
Изначально в компании формировалась клановая культура, которая предполагает наличие большого количества общих интересов у сотрудников организации. Основной упор делался на развитие «семейных» отношений. Во главу угла ставились преданность организации и традиционный уклад. Ярко выражена высокая обязательность организации перед сотрудниками. Особое значение придается сплоченности коллектива и моральному климату.
Таким образом, сотрудники склонны в большей мере доверять руководителю и предоставлять ему право принятия высокорискованых управленческих решений.
Теперь обратимся к системе ценностей организации. Построение организации началось с формирования миссии и стратегии компании ООО «Прогресс».
Стратегическими задачами были названы:
- Стремительный захват рынка и освоение территории премиум – класса.
- В перспективе освоение новых отраслей деятельности: помимо традиционных супермаркетов постепенно оснащать новыми и востребованными услугами: открытие кулинарий и производство домашнего питания, открытие отделов национальной кухни, изготовление деликатесов.
- Выход на лидирующие позиции на рынке среди супермаркетов, работающих в сегменте премиум – касса.
- Создание новых проектов.
- Формирование и популяризация доктрины самообучения и самосовершенствования.
- Создание банка инновационных идей.
- Поддержка молодых и перспективных сотрудников.
Миссия организации – постоянно совершенствовать бизнес на благо потребителей, сотрудников и деловых партнеров компании, содействовать продвижению культуры потребления продуктов питания населением.
Каждый год компания открывает новые магазины, что доказывает – компания не стоит на месте и ищет новые пути развития. ООО «Прогресс» стала первой компанией, которая стала пропагандировать «здоровое питание» как основную ценность при потреблении продуктов. Именно после этого и в других сетях стали появляться акции «здорового питания» и акции по сезону. Главной задачей стало предложение потребителям новых продуктов и вариантов приготовления традиционных блюд.
Корпоративная культура компании базируется на следующих принципах:
- Эффективная совместная работа директора компании и руководителей всех подразделений.
- Еженедельное ознакомление с текущими целями и обсуждение способов их достижение.
- Контроль и проверка прогресса в достижении поставленных целей.
- Приобщение сотрудников к ценностям организации и повышение лояльности компании.
- Создание благоприятных условий труда. К примеру, существует оплата питания, и компенсация мобильной связи части сотрудников, дополнение трех дней к ежегодному оплачиваемому отпуску некурящим сотрудникам. В компании приветствуются следующие принципы взаимодействия: постоянный и систематический обмен информацией, доступность руководства для сотрудников организации, вежливость и корректность сотрудников по отношению друг к другу.